Алексей Лапин: важно не только какой ты фотограф, но и что ты за человек
Журналист и известный скейт-фотограф Алексей Лапин отвечает на вопросы о творчестве, спорте и о том, как найти себя в этом мире.
- Алексей, привет! Сколько тебе лет сейчас, сколько ты уже в скейтбординге?
- Добрый день! Мне 31 год, и я в скейтбординге с 19 лет, то есть, по самым скромным подсчетам, уже в районе 12 лет.
- Как ты начал кататься? Сначала пришел интерес к самому скейтбордингу, а потом уже к фотографии или же наоборот?
- Начал я кататься в году 1999-м, наверное, после того, как увидел клип Beastie Boys "Time to Livin", который в свое время снял старина Спайк Джонс. Когда я увидел, что деревянную дощечку с пластмассовыми колесами можно подбрасывать в воздух и пинать ее по-всякому под ногами, мое сердце моментально растаяло…
Ни одна вещь на этом белом свете до этого никогда не вызывала у меня таких эмоций, я даже не могу объяснить, почему это произошло! Но, видимо, мы были рождены друг для друга. Не могу сказать, что наши взаимоотношения со скейтом были радостными и безоблачными, но, однозначно, скейтбординг прошагал со мной нога в ногу все последнее десятилетие!
К фотографии я также пришел через свою большую страсть на букву "с": где-то в 2003-2004 годах я понял, что великим проскейтером мне так и не суждено стать, и начал задумываться о том, куда бы себя деть. К этому времени у меня дома уже собралась достаточно внушительная коллекция скейтборд-журналов, зачитанных мною до дыр, причем я настолько фанател от скейтбординга, что мог назвать имя любого скейтера на фото без всяких подписей, только по одежде, позе или трюку. Может быть, именно за пролистыванием очередного американского журнала мне и пришла в голову идея: попробовать себя в качестве скейтборд-фотографа. Так что где-то с 2005 года я начал фотографировать трюки.
- С каких камер ты начинал снимать?
- Начинал я с "цифры", у меня была мыльница Nikon Coolpix 9000. Кстати, уже с нее мои первые снимки были опубликованы в нескольких журналах. Тогда, кроме Андрея Артюхова и Левы Маслова, никто еще толком не снимал, и пробиться было достаточно просто. Кроме того, у меня были обширные связи в индустрии, так как я делал в течение первых нескольких лет сайт Skateboarding.Ru вместе с Елисеем Гладниковым, поэтому моя карьера фотографа практически сразу пошла в гору. Потом была первая "кропнутая" цифрозеркалка, потом - полноматричная цифра, потом я стал пробовать снимать на пленку, сначала на узкую, потом – на средний формат.
- У тебя был Hasselblad, почему ты не используешь его для съемки скейтбординга?
- Свой "Хассель" я продал уже больше года назад, хотя и по сей день очень люблю эту камеру и те картинки, которые с нее получаются. Я пробовал снимать на нее скейтбординг несколько раз, но, к сожалению, мои эксперименты не увенчались успехом. Почему-то вспышки не вспыхивали, когда надо, синхронизаторы не срабатывали, и я просто тратил впустую пленку, что меня, кстати, порядком бесило. Поэтому я очень быстро решил успокоиться и оставить "Хассель" в основном для портретов. Хотя на самом деле у меня есть парочка неплохих скейтовых снимков, снятых на средний формат при естественном освещении.
- Ты часто бываешь в скейтборд-турах, какой из них был самым запоминающимся?
- В 2010 году я практически никуда толком не ездил. У меня появился скейтшоп в городе Чебоксары, который пока отнимает больше времени и сил, чем приносит какую-то прибыль, так что сезон-2010 практически выпал из моей жизни. Но, безусловно, самым козырным моим туром была поездка из Москвы до Гонконга на поездах, которую мы проделали с группой иностранных скейтеров прошлым летом. Впрочем, почти все уже про эту историю знают, а кто не в курсе – посмотрите видео "10 000 км", там все подробно рассказывается.
- Кого ты больше всего любишь снимать? У фотографов всегда есть свои любимчики...
- Больше всего я люблю снимать голых женщин! Жаль, что у меня это практически никогда не получается. К сожалению, в российском скейтбординге красивыми обнаженными женщинами и не пахнет! Ну а если серьезно, в последнее время я стал гораздо больше ценить какие-то свои далеко не скейт-снимки: лайфстайл, пейзажи, портреты обыкновенных и не очень людей, которых я встречал во время разнообразных скейтборд-трипов или просто в повседневной жизни.
С каждым днем классическая скейтборд-фотография мне становится менее и менее интересной. К сожалению, просто фотографирование трюков – очень ограниченное занятие, тем более в фотографии. Вдобавок не несущее практически никакой морально-этической нагрузки. Поэтому я стал замечать за собой падение интереса к этому специализированному жанру... С возрастом начинаешь задумываться о вещах, о которых, будучи "скейтер-боем", вряд ли стал бы размышлять... Смысл жизни, любовь, человеческие отношения, вопросы счастья и несчастья, добра и зла, одиночества, неприкаянности, боли, страхи… Происходят какие-то искания душевной гармонии… Хочется поднимать в своем творчестве эти вечные темы, а разглядывать в стопервый раз, как какой-то поц в стотысячепервый раз хрякнулся-брякнулся на скейте или подскочил с кочки… Ну, это рано или поздно начинает надоедать.
- Сколько сейчас у тебя камер и какие? Какой свет?
- У меня сейчас две камеры: порядком раздолбанный Nikon D700 с дополнительной батарейной ручкой, при помощи которой я "стругаю" скейтуху, и маленький пленочный Nikon F75, который я почти всегда ношу с собой в заплечной сумочке. Все мечтаю о возвращении к пленочному "Хасселу", но, к сожалению, я такой раздолбай, никак не могу разрулить дела со своими финансами, чтобы обзавестись хоть какой-то новой фототехникой.
К сожалению, в последнее время мне больше приходится сводить концы с концами, чем делать дорогостоящие покупки (но это не потому, что у меня не бывает денег, а, скорее, по неумению экономить). А также из-за всевозможных злоупотреблений и излишеств. Иногда меня это очень печалит, но, с другой стороны, я прекрасно понимаю, что за любые удовольствия приходится платить. Свет у меня представлен парком из шести обыкновенных никоновских вспышек – ничего особенного.
- Что, по-твоему, самое важное в съемке скейтбординга? Важно уметь кататься или достаточно знать определенные моменты, в которых стоит запечатлевать райдера?
- Самое главное в съемке скейтбординга, на мой взгляд, – это умение передать то ощущение неподдельного восторга и свободы, которое возникает порой, как мне кажется, у любого скейтера во время катания. Скейтборд-искусство требует новых формаций, стандартные банальные скейт-видео и фотоматериалы, состоящие из одних трюков, на мой взгляд, уже никому не интересны, кроме подростков. В этом плане я бы хотел отметить видео "Super Champion Fun Zone" от компании 4Star, лучшее скейт-туровое видео всех времен и народов.
Оператору Таю Эвансу удалось в этом видео передать самое главное: идею, что скейтбординг - это "fun" прежде всего, возможность для дружеского общения и открытия новых мест на нашей большой планете. А все навороченные трюки – это уже вторично!
Мне также кажется, что классный оператор или скейтборд-фотограф должен в первую очередь стараться показать своему зрителю прекрасный мир молодости, внутренней свободы и независимости, так присущей молодому поколению. Эд Темплтон делает нечто подобное в фотографии, не без хулиганства, но у него это выглядит прикольно! Так что равняйтесь все на дядю Эда!
- Назови своих любимых фотографов…
- На самом деле, я очень плохо разбираюсь в современной, да и просто в фотографии. Могу назвать только парочку имен: Ричард Аведон, Диана Арбус, из фэшн-фотографов - Стивен Мейзел, Тим Волкер. Из отечественных молодых – трудно сказать… На сайте Flickr.com полно талантливых интересных ребят. Из скейтовых – тоже не могу выделить кого-то одного конкретного, чтобы так прямо сказать: вот у этого дяди мне нравится абсолютно все! Но у всех топовых ребят есть достойные уважения работы.
- Появление возможности съемки видео в зеркальных цифровых камерах не затронуло тебя? Не пробовал что-нибудь монтировать?
- Появление видео в зеркальных цифровых камерах не затронуло меня, к сожалению. Хотя, признаюсь, конечно, мне было бы интересно. В каждом фотографе живет маленький режиссер. Я бы хотел когда-нибудь снимать видеоклипы для крутых музыкальных групп.
- Как прошла твоя выставка "10 000 км"? Понравилось выставляться? Планируются ли еще аналогичные проекты?
- Я хотел бы еще выставиться когда-нибудь, но точно не с трюковыми фотографиями. Какой-нибудь лайфстайл-проект или вообще не связанный со скейтбордингом.
- Чем ты занимаешься помимо скейтбординга и фотографии? Можно ли скейтовой фотографией зарабатывать на жизнь?
- Полгода назад я вместе со своим одним знакомым открыл скейтшоп в городе Чебоксары. Забавная история: я должен был ехать в славный город Нью-Йорк на полгода, но когда виза уже была у меня в кармане и оставалось купить только билет на самолет, я все перевернул с головы на ноги и уехал жить в Чебоксары. Как говорится в таких случаях: бес попутал!
Тогда у меня был достаточно тяжелый в душевном плане период жизни, и я думал, что таким бегством смогу себе помочь. Впрочем, я стараюсь никогда не ругать себя за то, что сделал. Что ни делается – все к лучшему! А что суждено, то суждено. Возвращаясь же к вопросу: лично у меня жить, занимаясь скейтборд-фотографией, не получилось. Но я знаю пару человек, которые это более-менее успешно делают. При некотором проворстве и достаточной адекватности, а также при умении общаться с ключевыми людьми, я думаю, это вполне осуществимо.
- Дай парочку советов начинающим фотографам, на что стоит обращать самое пристальное внимание?
- Главное, неважно какой ты крутой фотограф, гораздо важнее, какой ты человек. Всегда руководствуйтесь этим принципом прежде всего. Чуть больше терпимости, чуть больше понимания и умения прощать, чуть меньше праздного и бесцельного времяпрепровождения. И тогда нам всем вместе будет гораздо лучше. И помните, без постоянной внутренней работы над собой хороших снимков ожидать не стоит. Всем удачи!
По информации creammag.ru
Более полный вариант текста и фото можно посмотреть здесь