13 октября 2010, 00:13

Света Кузнецова: гид, сноубордистка, мать двоих детей

Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте

Одна из лучших фрирайдеров России Светлана Кузнецова из Приэльбрусья отвечает на вопросы Наташи Лапиной о горных гидах и катании.

- Пару слов о себе…

- Меня зовут Света Кузнецова. Живу в Приэльбрусье, поселок Терскол. Работаю гидом по фрирайду. В свободное время катаюсь на лыжах и прочих прикольных штуках. Люблю ездить по пушистому снежку, прыгать с рельефов и трамплинов, гоняться на соревнованиях. Катаюсь за команду Nike ASG.

- Как ты стала работать гидом? Когда? С чего все начиналось?

- Сначала я помогала Сане Байдаеву и Лизе Паль, они меня брали третьим гидом в группу, когда было много народу. Потом помогала мужу, Альберту Байдаеву - подстраховывала вторым гидом. А потом он целый сезон с больной ногой валялся, пришлось самой работать первым гидом.

- Кто ты по образованию? Чем занималась до гидской работы?

- Я - юрист (популярная профессия среди фрирайдерш), но юристом ни дня не работала. Какое-то время трудилась графическим дизайнером.

- Каков уровень людей, с которыми ты работаешь?

- Разный, конечно. В основном – терпимый. Бывает, что уровень хороший – тогда вообще приятно с ними кататься.

- Даете ли вы советы по технике катания? Насколько в гидской работе велик процент инструкторской деятельности?

- У нас с Альбертом разделение – я "зубы заговариваю", а он работает! Ну, я считаю, что советы по технике катания – это часть гидской работы. Кроме того, чем клиенты лучше ездят, тем тебе интересней кататься. Клиентов, так сказать, выращиваешь, потому что они часто к нам возвращаются. Правда, часто попадаются такие, кому неприятно, когда им что-то советуешь.

- Как о вас узнают потенциальные клиенты?

- Коллеги рекомендуют, через наш сайт bigmountain.ru, и старые клиенты часто присылают. В кафешках не вылавливаем!

- Сейчас (особенно в Приэльбрусье) гидов много, насколько ты оцениваешь их уровень?

- Самый разный. Есть и реально крутые, но есть и реально ужасные. Клиенты зачастую не особо разборчивы.

- Кроме работы гидом, ты еще активно участвуешь в соревнованиях. Насколько одно помогает (или мешает) другому?

- Ну, катание с клиентами помогает исключительно с точки зрения финансов! С точки зрения подготовки к соревнованиям – конкретно мешает. Ты же не прогрессируешь в катании, когда работаешь с любителями. В первую очередь соблюдаешь интерес клиента, чтобы им было интересно, безопасно... Много ждешь во время спуска и только озираешься по сторонам с мыслью: "Эх, щас бы я с этой скалы... Или в этом кулуаре!" Но иногда прикольные ребята попадаются, особенно молодежь. Которым нравятся приключения. Но зато я люблю доставлять удовольствие людям. Это круто!

- Как долго длится ваш рабочий сезон? Что делаете в межсезонье? Летом?

- Вообще, мой катальный сезон длится примерно с ноября до середины июля. Клиенты появляются в районе Нового года и до мая. Ски-тур я пока не очень освоила. Наверное, из-за того, что вставать рано не люблю! Ну и на Эльбрус я вторым гидом похаживаю - с мая по август. В августе завязываю, так как холодно уже бывает. Я все-таки мать, у меня двое детей!

- Получается, нет такого понятия, как межсезонье?

- Есть – осень.

- Насколько сейчас, по-твоему, ски-тур популярен в России?

- Я пока ски-тур не освоила. Но собираюсь. Так, гуляла немного в Адыл-Су, на Эльбрус. Ски-тур пока еще недостаточно популярен - надо работать над этим.

- Есть ли у тебя желание пройти обучение по международной системе обучения горных гидов UIAGM? Есть ли заинтересованность в получении гидского сертификата?

- Есть. Но на это нужны время и деньги. Я выше уже упоминала, что российский клиент особой разборчивостью не отличается. Так что у нас и без сертификатов работы хватает. А совесть наша чиста, т.к. мы – хорошие гиды и к работе относимся ответственно. Все клиенты с биперами, каждую новую группу обучаем работе с ними и правилам катания вне трасс. Стараемся научить их понимать горы, относиться к ним с уважением. Но и не запугивать понапрасну. Правда, пока русскому клиенту не скажешь, что под ним трещина в 100 м глубиной, он и париться не станет (что не всегда правда)!

Но я бы хотела получить право учить других, т.к. тогда на месте можно было бы заставить поучиться молодых местных ребят из Приэльбрусья. Это было бы хорошо.

- Необходимые знания, качества для гида?

- Однозначно мало уметь хорошо кататься. Надо уметь оказать первую медпомощь, знать кое-что о горах, уметь работать с людьми. Ответственно относиться к работе.

- Число любителей фрирайда неуклонно растет. Каким образом сеять разумное, доброе, вечное в массы? Запрещать-наказывать ? Или как?

- Нет, запрещать и тем более наказывать нельзя. Никто не имеет права запретить человеку что-то, если это не вредит другим. Надо насаждать горную культуру. Книги, фильмы, лекции... Надо, чтобы на курортах, турбазах и в гостиницах проводились беседы с отдыхающими (раньше так и было).

На канатках должны висеть большие информационные щиты, где были бы обозначены опасные зоны. Причем обязательно большие, чтобы невозможно было не заметить! Можно пару скелетов на них повесить, чтобы до особо тупых дошло! Не в обиду будет сказано (или пусть в обиду), что скрывать, если так и есть. Некоторые люди, как бараны, – ну ничего не понимают! Вот пример. В Азау реально лавиноопасно. Ребята поехали "резать опору" (склон над первой опорой). Эта лавина долетает до нижнего выката, где люди учатся кататься. Соответственно, выкат закрыт. В рупоры устрашающе кричат, что сейчас сойдет лавина, спасайтесь! Так нет, нашлась пара десятков человек, которые все ограждения обошли, пешкодралом забрались и давай себе валяться, на сноубордах учиться. Ну не идиоты? Слава богу, нам такие клиенты попадались всего раз или два. Но мы от них избавлялись. Бросали в кулуарах. Ха-ха!

- Вы много путешествуете? На каких курортах бываете?

- Я очень люблю Красную Поляну. Там замечательный снег и интересный рельеф. И так хочется побольше покататься в Шамони!.. А вообще, мне везде нравится, везде хорошо и по-своему интересно. Каждая новая поездка как будто прибавляет мне… Не знаю, как сформулировать… Ну, дополнительную грань к моему мироощущению.

- Банальный вопрос - с чего начинать во фрирайде?

- Накопить денег на гида! Ха-ха! Кстати, это не шутка. Исключение – если у тебя есть друзья-фрирайдеры, которые тебя обучат. А вообще, начинать надо с того, что нужно уверенно чувствовать себя на трассе, а потом можно и деньги копить.

- Об универсальности. Многие катаются и на доске, и на лыжах - насколько это важно для гида?

- Не могу сказать. Мы вот и на том, и на другом катаемся, можем и лыжнику, и сноубордисту подсказать что-то по технике. Но много хороших гидов, которые ездят на чем-то одном и хуже от этого как гиды не становятся. Наверное, сноубордистам интереснее с гидом-сноубордистом, но у гида-лыжника есть преимущество: лыжи - снаряд более универсальный, ноги не связаны. Если что, можно подойти, посмотреть. Можно палку сноубордисту протянуть, если он где-то застрял!

- Вопрос безопасности - насколько гид может ее гарантировать?

- Безопасность на 100 процентов никто не может гарантировать. Это все-таки горы. Но все нормальные гиды стараются обезопасить своих клиентов. Мы иногда лишаемся клиентов, т.к. некоторые хотят кататься в местах, к которым ну никак не готовы! Мы против заднего канта в кулуаре Грандэ! Или в неподходящую погоду.

Хотя не особо мы их и лишались, т.к. практически каждый раз люди убеждались в нашей правоте. Например, как-то в мае было много снега, мы катались, и причем неплохо так, весело было, вдвоем с одним  дядечкой (он постоянно приезжает, и мы дружим). И вот он давай меня подначивать: поехали в кулуар, поехали! А я знаю, что нельзя: снег тяжелый, вот-вот уйдет. А он мне: что, испугалась? Ну и в таком ключе. Я почти развелась уже поехать, но в последний момент не стала сворачивать на этот маршрут. За нами ехали люди, мы их предупредили, что не надо – там опасно. В общем, спускаемся мы и видим, что в том самом кулуаре сошла огромная лавина... И спустили ее люди, которые за нами увязались. Слава богу, в тот раз никто не пострадал. Вот.

- Если, не дай бог, что-то происходит, как осуществляются спасработы? Часто спасатели канатки отказываются обслуживать внетрассовые спуски, но народ все равно катается. Как вы видите решение проблемы?

- Наши спасатели с Азау никогда не отказываются!

- Ты - неоднократный призер российских соревнований по фрирайду, обладатель Кубка России по фрирайду. Насколько, по-твоему, соревнования влияют на развитие фрирайда в целом? Перспективы развития фрирайда как спорта в России?

- Не знаю. В России трудно что-либо предсказать. Фрирайд – это не спорт. Для меня, по крайней мере. А развитие очень зависит от того, как чувствует себя индустрия. Вот у нас есть пара молодых ребят, которые 100 процентов покажут результат на международных соревнованиях, если их поддержать. Им только надо поездить, опыта набраться, а таланта и желания хватит! Эльбрусская школа!

 

Подготовила Наталия Лапина

Olimpbet awards

Кубок года по футболу

Новости