25 августа 2010, 08:57

Кайтбординг по-арктически: человек в роли собаки

Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте

Летний кайтбординг кардинально отличается от зимнего. Одна из самых суровых зимних гонок называется Varanger Arctic Kite Enduro и проходит в Норвегии. Каково это – кататься при серьезной отрицательной температуре – рассказывает Анастасия Ким.

Холод. Большинство людей борется с ним, укрывается и избегает любыми возможными способами: огонь, электричество, центральное отопление - все, чтобы создать свой отдельный теплый мир, установить границу между холодом и собственным телом. Поэтому когда я сообщила друзьям, что второй год подряд проведу апрель в палатке за Полярным кругом, они восприняли новость с чуть меньшим энтузиазмом, чем я ожидала. Желающих поехать со мной на Varanger Arctic Kite Enduro 2010 - "самую длинную, сложную и тяжелую сноукайтовую гонку в мире" не нашлось, так что я упаковала фотоаппарат и отправилась в аэропорт самостоятельно.

Varanger Arctic Kite Enduro 2010 или просто VAKE 2010 - соревнования по сноукайтингу, которые по праву могут считаться гонкой на выживание. За три дня участники должны преодолеть более 200 км по непростому ландшафту полуострова Варангер. На протяжении всей гонки участники живут автономно, так что все необходимое для выживания в непредсказуемых условиях Арктики надо везти с собой. Официально VAKE проводится только второй раз. Целью первой гонки проведенной в 2009 было доказать возможность организации соревнований подобного формата на плато Варангера.

В этом году в VAKE приняли участие 30 человек из 7 стран мира, но большинство команд все-таки были из Норвегии и Швеции, с редким исключением в виде двух команд из России, команды из Чехии и одной смешанной команды, в составе которой были француз и итальянец, познакомившиеся лично лишь за четыре дня до VAKE.

День 0

Прилетев из Осло в Киркенес, я тут же знакомлюсь с двумя командами. Участников легко узнать по куче инвентаря, возвышающейся рядом - особенно радуют глаз огромные ярко-оранжевые сани. Эспен Терланд (Espen Terland) и Рун Страндли (Rune Strandli) катаются вместе уже больше 12 лет и составляют команду, название которой я так и не смогла произнести – "Asker og B?rum Youngg?nns". Через несколько минут из здания аэропорта выпархивает миниатюрное существо с неугасающей улыбкой и рюкзаком Ozone за спиной – Силье Хааланд (Silje S. Haaland) входит в состав единственной женской команды, принимающей участие в VAKE в этом году. Всего в VAKE 2010 участвуют три женщины - Силье, ее подруга Ингрид Лангдал (Ingrid Langdal) в составе одной команды (Jenter i Kuling), и Ильва Тимнер (Ylva Timner) с партнером Ричардом. Для Силье и Ингрид это не первая совместная сноукайтовая экспедиция - в 2008 году на кайтах они втроем с еще одной девушкой вместе пересекли Гренландию с юга на север, преодолев расстояние больше чем 2200 км. Some tough girls!

Чуть позже к нам присоединяются еще два участника - Пол Брудеволл (P?l Brudevoll), чемпион Норвегии по парусному спорту, организатор контеста Snow Jam (www.snowjam.no) - просто неистощимый источник энергии, и Нильс Арне Ро (Nils Arne Ro) - его партнер по команде второй год подряд, человек с самыми добрыми глазами, какие я видела в своей жизни. Нильс - вертолетчик-спасатель, вылетающий на помощь потерпевшим крушение в море. Будучи победителем VAKE 2009, Пол делиться со мной секретом: "Мы просто не делаем остановок. Я знаю двух парней, которые, как и я, могут ехать с санями по нескольку часов без перерыва. Один из них Нильс".

После участия в VAKE 2010 они отправляются в экспедицию с целью пересечь Гренландию на кайтах, отсюда название команды – "X-Greenland" (информацию об экспедиции можно найти на x-greenland.com). Таким немногочисленным, но веселым составом мы грузимся в подъехавший автобус и отправляемся в Тану - маленький городок, где проходит первая встреча всех команд с организаторами.

Даже в более оживленном месте толпа, совершающая броуновское движение вокруг горы спортивного инвентаря, сразу привлекла бы внимание. В тихом городке Тана два раза сомневаться не приходится - это остальные участники VAKE. Посреди общего хаоса в глаза сразу бросается пара в одинаковой ярко-желтой форме, как выясняется позже, это Ираклий Аробелидзе (первое место в классе "бэккантри" на Imandra 2008) и Алексей Семенов (многократный победитель соревнований по ориентированию, участник Imandra в 2006 и 2008 годах) из команды "Mad Lambs" - одной из двух российских команд, принимающих участие в VAKE.

Они деловито разворачивают один из кайтов (как мне кажется, для просушки). Вместе с "Троицкими гиревиками" (Евгений и Сергей Васильковы) "Mad Lambs" решили не тратиться на самолет и проехали весь путь от Москвы до Киркенеса на машинах.

Во время первой встречи у всех участников есть возможность рассказать о себе и ознакомиться с правилами соревнований. Надо сказать, они крайне просты: не терять из виду своего партнера по команде, приходить на помощь другим участникам в опасных ситуациях, иметь GPS и не пугать северных оленей.

Уже совсем темно, когда мы приезжаем в Берлеваг, но, как выясняется, мы прибыли рано - в зале местного кинотеатра, где запланирован сегодняшний ночлег, все еще идет вечерний сеанс. Водитель автобуса отвозит нас в местный бар, задумчиво замечая, что после такой партии клиентов бесплатное пиво ему обеспечено, по крайней мере, на месяц. Это последний вечер перед стартом и все разговоры в теплом свете свечей только вокруг кайтинга - прошлые и будущие экспедиции, оборудование, взятое в гонку, прогноз ветра на завтра...

День 1

Утро начинается тем же, чем закончился вечер - сборами и упаковыванием того, что не допаковали вчера. Огромный кинозал похож на выставку экспедиционного снаряжения - сани, лыжи, кайты, спальные мешки, сублимированная еда... Снаряжение, бесспорно, является одним из важнейших составляющих VAKE, от него зависит не только результат соревнований, но и безопасность. Наконец все собрано, и автобус отвозит нас за черту города, откуда до непосредственной линии старта участников буксирует вездеход.

"Mad Lambs" (Ираклий и Алексей) готовы первыми, и курсируют вокруг на своих 12-метровых Ozone Manta. Все больше кайтов поднимается в небо, участники занимают позиции и на стартовой линии - становится тесно. Ровно в 10.00 звучит сигнал и три десятка кайтеров срываются с места. Некоторые предпочитают остаться в стороне от плотного движения и делают небольшой круг - разумное решение с точки зрения безопасности. К сожалению, сразу на старте происходит несчастный случай. Один из участников оказывается слишком близко к скалам и в результате непроизвольного кайтлупа врезается в скалистую стену... Его немедленно увозят в больницу с серьезными повреждениями, где он вынужден остаться на протяжении всей гонки.

Остальные участники продолжают гонку и распределяются по огромному заснеженному пространству. Каждая команда выполняет навигацию самостоятельно и - с бескрайними просторами нетронутого снега впереди - желание отделиться от остальных очевидно. Несколько участников, в том числе "X-Greenland" и команда "Harstad" на своих Speed 3 от Flysurfer, заметно вырываются вперед. Но, учитывая дистанцию и продолжительность гонки, выносливость имеет не меньшее значение, чем скорость. Сегодня участникам предстоит преодолеть более 100 км, двигаясь преимущественно против ветра.

Первым, за два часа до появления следующей команды, к финишу сегодня приходит Даниель Бьоркас (Daniel Bj?rk?s - обладатель рекорда по самому длинному перелету на параплане в условиях севера - 236,5 км) из команды "Harstad". К сожалению, он оставил своего напарника по команде, что приводит к их дисквалификации.

Следующими, в полном составе, появляется "X-Greenland". Последними из тех, кто сегодня самостоятельно добирается до финишной линии, становится команда "Czech Bora Team" - Петр Петрас (Petr Petras) и Томас Кривски (Tomas Krivsky), единственные сегодня, кто, несмотря на слабый ветер, приезжает на кайтах. Один из чехов, Томас, преодолел всю дистанцию с глубоким порезом на ноге, полученным при падении на скалы сразу после старта. Незамысловатая медицинская помощь состоит в промывании раны алкоголем (и принятии его внутрь), прочищении ее ножом и завершается накладыванием пластыря.

Лагерь растет по мере того, как на снегоходах и машинах привозят остальных участников, которые ставят свои палатки неподалеку от организаторского тента. Две команды забирают только на следующее утро, и они вынуждены ночевать отдельно. Сегодняшняя дистанция является подтверждением того, что VAKE не зря носит звание самой длинной и сложной гонки - большинство участников признают, что день оказался самым тяжелым за весь их опыт катания. Это, впрочем, легко можно объяснить малым количеством людей, которым придет в голову проехать 100 км против ветра... С санями.

День 2

На следующий день я просыпаюсь в шесть утра, чтобы лицезреть нежнейшую картину: хрупкие голубоватые снежинки проникают в тент сквозь отверстие сверху и элегантно кружатся, прежде чем приземлиться прямо в мои ботинки... Снаружи - снежная мгла, мир внезапно полинял и обратился в белую непроницаемую тишину. Через два часа из-за полного безветрия принимается решение перенести старт на завтра. В отсутствие каких-либо других занятий, собачья упряжка, которая должна была доставить меня сегодня на одну из контрольных точек, превращается в аттракцион для скучающих кайтеров.

В организаторском тенте тесно - люди, как блоки кубика Рубика, если двигается один - двигаются остальные. Некоторые предпочитают оставаться снаружи. Ираклий и Алексей под руководством Сергея строят иглу из снежных блоков. Сурово-молчаливые норвежцы Пер и Томас из команды "Upsete" запускают кайты, но после пары прыжков сворачивают их обратно.

Видимость оставляет желать лучшего - небо и земля сливаются в молочное пространство вокруг. Себастьян Нестолат (Sebastien Nestolat) из команды "Evergreen" снимает все на огромную камеру, с которой он, как мне кажется, не расстается даже на дистанции… Остальные набираются сил в палатках или обсуждают друг с другом снаряжение. Пол восторгается самодельной русской сушилкой, сконструированной из сумки и горелки.

Ближе к вечеру начинается буря. Ветер яростно бросается на все выступающие предметы, словно желая сравнять их с поверхностью земли. Палатки трясутся в безумном танце под ритм, задаваемый порывами. Я решаю ночевать в иглу - внутри тихо и светло, словно снаружи солнечное радостное утро. Все остальные заняты строительством стен вокруг своих палаток.

День 3

На следующее утро мы получаем грустные новости - прогноз погоды на завтра не оставляет надежды на ветер, поэтому сегодня - последний день гонки. Из-за погодных условий посещение одной из контрольных точек сегодня также отменяется. Ветер слабый, но сигнал к старту звучит как запланировано, ровно в девять утра. Несколько команд еще допаковывают снаряжение, другие, в надежде найти усиление, отправляются на лыжах на ближайшее возвышение.

Мы оставляем после себя снежные руины - Силье и Ингрид воздвигли целую крепость от ветра вокруг своей палатки. После вчерашней бури покрытие для катания замечательное - мягкое покрывало снега укутывает землю, но также прячет опасные препятствия. Пер и Томас из команды "Upsete" используют кайты с 50-метровыми стропами - один из многих примеров оригинальной экипировки, которая используется на VAKE. Подавляющее количество кайтов на гонке - парафойлы. Лишь несколько участников используют надувные кайты - они требуют больше времени на запуск и больше весят, что в условиях слабого ветра не приносит преимуществ их владельцам. Один из примеров - Ильва, везущая сани за своего партнера по команде - его надувной кайт не мог обеспечить достаточно тяги.

Контрольная точка расположена на озере, в долине между холмами, где каждая команда должна оставаться на обязательные 30 минут отдыха. Петр и Томас из команды "Czech Bora Team" даже не сажают кайты и в течение получаса просто катаются вокруг, пока не получают разрешение ехать дальше. Команды постоянно прибывают - далеко на горизонте над холмами, окружающими долину, сначала показываются кайты, затем люди. К тому моменту, когда последняя команда достигает контрольной точки, некоторые уже на финише. Первыми приезжают Пол и Нильс из команды "X-Greenland". Пол рассказывает, как они благополучно миновали низину, в которой Клемет, следовавший сразу за ними, провалился в реку. Вторые, с отрывом всего в 20 минут - Петр и Томас из команды "Czech Bora". Еще через полчаса - Клемет и Оувин из команды "Varanger Expressen". В течение дня ветер усилился и вместе со свежим снегом создал идеальные условия для катания - участники признают, что это был один из лучших дней кайтинга, что, учитывая многолетний опыт большинства присутствующих здесь, многое говорит о Варангере.

Несмотря на номера в выданных сертификатах, в VAKE нет проигравших. Varanger Arctic Kite Enduro – это, в первую очередь, потрясающий опыт, разделяемый с уникальными людьми в одних из самых суровых уголков Земли. У холода есть еще одна особенность - он объединяет. Превращает участников, скорее, в единомышленников, чем в соперников. Заставляет делиться, сидеть теснее и ценить тот комфорт, который доставляет присутствие другого человека рядом. Дружелюбие и открытость людей компенсирует суровость окружающих условий. По крайней мере когда они не находятся под куполом кайта. Увидимся в следующем апреле?

Olimpbet awards

КХЛ на Кинопоиске

Новости