17 марта 2010, 00:32

Саша Конторина: девушка с веслом и на роликах

Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте

В конце прошлого года российская команда мультиспортсменов в составе москвичей Александры Конториной, Павла Сысоева и питерцев Михаила Першина и Александра Эдуардова выступила в Бразилии в мультигонке Ecomotion Pro - одном из этапов мировой серии. Проведя три этапа в лидерах, россияне решили сняться с соревнований. Почему? Об этом и многом другом, что случается в подобных гонках, рассказывает Александра Конторина.

УДОВОЛЬСТВИЕ ОТ ГРЕБЛИ

- Как представишь, что приходится преодолевать спортсменам во время гонок, думаешь: только супермены и суперменши на такое способны! Но, встретив вас в обычной жизни, никак не заподозришь суперменских качеств: молодая, весьма привлекательная женщина... Откуда у вас такая внутренняя сила?

- Я родилась и 22 года прожила в Иркутске. Отец увлекался горным туризмом (по профессии спасатель МЧС) и с самого моего рождения таскал меня по горам, по Байкалу. Горы - мой дом, я себя гораздо лучше чувствую в горах, чем где-либо еще.

- А Байкал на каком месте стоит?

- Видимо, вслед за горами. Это чудо-озеро. Люблю воду и все, что с ней связано. Радуюсь, когда возвращаюсь на мою малую родину. Вот скоро опять туда собираюсь.

- По-настоящему спортом занимались?

- Много чем! Была призером зоны Сибири по скалолазанию, чемпионкой области среди студентов по лыжам, побеждала на областных соревнованиях в беге на 800 м. Причем специально не тренировалась, все - на своем здоровье.

- Получается, прямая дорога в мультиспорт. Кстати, когда он в России зародился?

- Приблизительно в 90-е годы. В те далекие времена я еще им не увлекалась. Так что конкретно сказать трудно.

- А сейчас это уже сложившаяся структура или каждый раз представлены разные дисциплины?

- Есть определенный набор, который чаще всего встречается. Трекинг - можно идти пешком по горам, можно бежать, если здоровья хватит. Горный велосипед - маунтинбайк. Гребля - чаще всего на байдарках, но бывает и каноэ - по бурной и гладкой воде. И работа с веревками - альпинистская техника. Порой включают скалолазание, ролики, если есть хорошая трасса. Особенно это любят в Норвегии, Швеции.

- У вас ведь не как в триатлоне, где надо пройти по размеченной трассе?

- Вся гонка у нас основана на ориентировании, значит, в команде должен быть хороший навигатор, а лучше - два. Двигаться приходится быстро, и надо успевать все отслеживать, искать оптимальный путь.

- Как ориентируетесь?

- Перед каждой гонкой организаторы выдают комплект карт, где обозначены контрольные пункты, на которых надо отмечаться. Отметки электронные, у всех чипы.

- Сколько человек в команде?

- В международных гонках - четыре: женщина и трое мужчин, финишировать все члены команды должны в течение одной минуты. Это связано с безопасностью в большей степени.

- Чаще всего в мультиспорт из каких видов приходят?

- Много ориентировщиков, лыжников, достаточно таких, как я. В дополнение к тому, что сказала, я еще хорошо ездила на маунтинбайке - словом, весь набор для приключенческих гонок, как их называют во всем мире.

- А я слышала, что у вас любимый вид – гребля!

- (Смеется.) Тренер увидел меня в байдарке и обалдел: "Чем вы занимаетесь?! В стране грести некому, а вы тут гонки какие-то бегаете!"

- Уговорил?

- Пошла в спортшколу, подучиться технике. Очень понравилось, сама не ожидала. Хотя люблю и вело, и бегать. В прошлом году даже стала чемпионкой России по маунтинбайку в спортивном классе. С Пашей Сысоевым выиграла суточную гонку по спортивному ориентированию. Но гребля - это особое. Купила себе спортивную байдарку. В 2009 году провела три сбора со сборной страны, тренер пригласил. Физически у меня не было проблем, на тренажерах тоже не отставала от сборников. Но байдарка - это еще и баланс. Я туда в 28 лет залезла, а дети начинают в десять... Несмотря на это, могла многого добиться, но нужно время. А у меня семья, ребенок. На данном этапе не могу себе этого позволить.

- Тренер переживал?

- Конечно, да и мне было обидно, потому что таких, как Геннадий Михайлович Ефремов, я еще не встречала, редкий человек. Несмотря на мои 28 лет, считал, что раз есть желание и мотивация, то результата добьюсь. Эх, если бы я была свободным человеком... Вот сейчас в Бразилии гребла по реке 60 км - просто удовольствие получила.

МАЛЕНЬКИЕ ЕДЯТ БОЛЬШЕ

- Возрастные ограничения в мультиспорте есть?

- Раньше считалось, что начинать надо минимум лет с 25. Кроме хорошей физической формы у тебя в голове должно быть все в порядке. Потому что у нас тяжело по большей части психологически. Бывает, за трое суток поспать удается всего час.

- Как спортсмен-профессионал в прошлом, не совсем представляю, как это можно выдержать?

- Наступает такое состояние, что возникают, как некоторые это оценивают, галлюцинации. Я это воспринимаю как сон с открытыми глазами, начинаются видения. Многие боятся, сбавляют темп.

- А вы?

- Когда чувствуешь, что сейчас начнется, то просишься "на резиночку". Более слабого цепляют на резинку к более сильному, и команда по-прежнему движется с хорошей скоростью. А тот, кому плохо, ест, пьет, чуть-чуть отдыхает. Это очень помогает.

- И как скоро он из этого состояния выходит?

- Да минут за 15, но обязательно надо есть. Я ем все время (Смеется.) Мы давно бегаем вместе и выявили такую закономерность: люди ростом 170 см, весом 63 кг едят гораздо больше, чем высокие - под 185 см и с большим весом. Чтобы двигаться с большой скоростью, мы все время поглощаем энергетические или протеиновые батончики. Из обычной пищи - максимум бутерброды: хлеб и кусок колбасы.

- С собой несете или на этапах есть пункты питания?

- Бежим с маленькими рюкзачками. В них - двухлитровая емкость для воды с выведенными трубками, чтобы на ходу пить. Есть в них и маленькие кармашки, в которых хранится запас еды. На смене этапов пополняем его. Но гонки бывают разные. В Чили, например, у нас был доступ к еде раз в двое суток. Естественно, надо было планировать так, чтобы хватило на гонку.

- Получается: все свое ношу с собой?

- Мало того что сами несем еду, еще и сами планируем сон.

- Кто-нибудь вас сопровождает?

- Ассистенты, но они бывают не всегда. По большей части они лишь перевозят наше оборудование. В этот раз в Бразилии нам попался такой ассистент - что был, что нет.

- Лично мне ваш спорт представляется гонками на выживание…

- Многие говорят, но я так не считаю. У меня была гонка в Латвии, где пришлось не спать 48 часов, я впервые с таким столкнулась. Ночью сон приснился, открываю глаза: я верхом на велосипеде кручу педали. После этого мне уже было все равно.

- Мысль - зачем все это надо, вас тогда не посетила?

- Как раз тогда и посетила! Но привлекает, заставляет забывать обо всех мучениях то, что ты без этого никогда не побываешь в самых невероятных местах! Такого из окна автобуса никогда не увидишь. В Хибинах маршрут, который мы пробежали за двое суток, а люди ходят его за 10 - 15 дней. Это концентрация самого интересного, что можно сделать и увидеть. Плюс азарт, борьба, которую я очень люблю.

ИЗ ПРЕКРАСНОГО ДАЛЕКА

- Есть рамки, что дозволено, что запрещено?

- Основное правило, как я говорила, - не разделяться. Если в команде кто-то отстал на 100 метров, могут и снять. Использовать только те снаряды, которые разрешены. По части питания никаких ограничений нет.

- На допинг вас проверяют?

- На чемпионате мира берут допинг-пробы после гонки только у победителей.

- Периодичность мировых первенств какова?

- Есть так называемая Мировая серия, куда входят 6 длинных гонок, по 5 - 7 суток. Ежегодно одна из них объявляется чемпионатом мира. Кстати, если выиграл хотя бы одну из этих гонок, у тебя есть право участвовать в чемпионате мира без оплаты стартового взноса. 

- Отбор на эти гонки есть?

- Нет, но туда абы кто не заявится. Слабым нет смысла тратить свои деньги, вложения достаточно серьезные.

- Цена вопроса?

- По-разному, стартовый взнос может быть порядка 3 - 5 тысяч долларов и дорога за свой счет. Бывает, как в Бразилии, организаторы оплачивали проживание, питание до и после гонки. Нас освободили от стартового взноса как страну из прекрасного далека.

СЕБЯ НЕ ЖАЛЕТЬ

- Что представляла собой гонка в Бразилии?

- Она была не совсем похожа на приключенческую гонку, скорее, что-то вроде спортивного туризма. Там было чередование трекинга с маунтинбайком - по 60 км. В начале и в самом конце были гребные этапы. В основном гонка проходила в горном районе, было очень жарко, в 9 утра уже нагревалось до 30 градусов. Такое прожаренное солнцем пространство, что никакой защитный крем не спасал. Я надевала термобелье, поверх футболку с рукавами, полностью закрывала шею. Мужики наши решили, раз так жарко, то побежим в одних номерах, они были, типа маечек. Так у них потом кожа чуть не с мясом сходила.

- Что у команды там не заладилось? Почему пришлось сойти после третьего этапа?

- Начали мы бодренько, 30 км трекинга, а впереди еще 5 суток, и тебя все пасут. Затем технический этап. Чтобы не попасть в очередь, двигались быстро, были третьими. Нормально. А потом ошиблись в ориентировании, что стоило нам целого часа.

- Но ведь у вас прекрасный навигатор - Павел Сысоев, призер чемпионата Европы по ориентированию, что не сработало?

- Нам дали такую карту, что по ней ничего нельзя было понять. Выяснилось, что на карте не нарисована горная система. А дело происходило ночью. Утром встали, залезли на высокую точку и смотрели вот так (жест вперед смотрящего). На карте был нарисован овраг, а мы увидели каньон, скалы высотой 100 метров, целый каньонище! Прошло трое суток, мы двадцатые...

- Не за тем ехали?

- Хотели быть в пятерке хотя бы. Доползать на коленках до финиша - чересчур.

- Как мне известно, состав команды был неровный, может, в этом дело?

- Не могу сказать, в чем конкретно дело - в физической готовности или в голове. Мне кажется, все-таки многое идет от головы. Начинаешь себя жалеть, думать, ах, как я устал. Такое состояние настолько поглощает, что потом из него не выберешься.

- Как не впасть в такое состояние, знаете?

- Для себя поняла, что, если туда затягивает, надо бороться. Прибавить шаг любыми способами. Раз, и бодрячком! Там Миша как раз вошел в такое состояние. А это третий этап, трекинг 60 км по горам. Он не мог идти даже без рюкзака, на резинке. Просто идти не мог. Понимаю, что жарко, но он горный человек... В итоге сошли, не хотели последними быть.

- Кстати, что за резинка такая?

- Как у автомобилистов, с крючками, которыми груз крепят к багажнику. Таких две соединяешь, и получается оптимальный вариант.

- Из ваших сообщений в интернете мне известно, что тяжело было не только Мише.

- Жара, сыро, в кроссовки набивается песок. После гонок почти у всех сходят ногти на ногах, ведь двигаемся круглые сутки…

- А может, есть такие кроссовки, которые всё выдержат, и песка в них не будет?

- Кроссовки нужны такие, в которые вода легко заливается и так же легко выливается. Такие у нас требования к обуви. Но, к сожалению, в любом случае не избежать всех этих неприятностей с ногами. Правда, Паша почти никогда "не убивает" ноги - загадка природы.

ВТОРОЙ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ

- Сколько у вас за плечами гонок такого уровня?

- Достаточно много, я бегала этапы Кубка мира. В 2005 году в Чили была самая длинная гонка, о которой я вскользь упоминала.

- Вернуться к подробностям не хотите?

- Мы с Мишей Першиным прошли ее за семь с половиной суток, победители отстали на сутки. Но нас сняли.

- За что?

- На водном этапе наша вторая двойка от нас угребла, испугалась.

- Чего?

- Мы гребли на каяке в Магеллановом проливе. Разыгрался такой сильный шторм, что спасательный корабль не мог выйти. Мы уже попрощались с жизнью…

- Но ведь выжили!?

- Нам повезло, мы плыли на морских каяках. Эта лодка держится на воде благодаря двум герметичным отсекам, но один носовой почему-то разгерметизировался. А тот, что на корме, нас и спас. Лодку развернуло по ветру, мы сидели по пояс в воде и гребли спиной вперед. Никак не могли исправить положение - очень громадная лодка. Нас все время несло незнамо куда, а я была волноотбойником. И это длилось часов пять, до двенадцати ночи. Думала, замерзнем, а может, утонем. Неважно как, но погибнем. Попрощались мысленно со всеми…

- А берега не видно было?

- Берег - он вот, рядом, но мы ничего не можем сделать. Лодка затоплена, сдвинуть ее в нужном направлении невозможно. Ветер такой силы, что мы даже не слышали друг друга. Было очень холодно, хотя на нас были спасательные жилеты, толстые гидрокостюмы и каякерские куртки. Главное было - не дать лодке перевернуться.

- Вплавь нельзя было пуститься?

- Подумала, что люди, оказавшись в волнах, ищут любую соломинку, чтобы ухватиться, а лучше - бревно. Мы же, в принципе, сидим на нем. До этого пропахали на велосипеде 95 км и прогребли почти столько же. Нет, решили, не будем плыть. Сил нет. У Миши зрение плохое, он почти ничего не видел, только говорил, что так страшно ему никогда в жизни не было. А ведь он альпинист с огромным стажем, поднимался на Эверест, выносил погибших товарищей, попадал в камнепады...

- Так и отдались на волю волн?

- В один прекрасный момент нас стало тащить в "карман", к берегу, наконец, выбросило на отмель. Темно, встать не можем, волны нас полощут. Кое-как вылезли на берег и даже лодку вытащили. Поздравили друг друга с днем рождения и стали думать, что делать?

- А, в самом деле, что? Инструкция есть?

- Есть рация, которую можно использовать в экстренных случаях. Но если мы это сделаем, нас автоматически снимут с гонки. Думали - пользоваться, не пользоваться?.. Решили для начала развести костерок. Миша включил фонарик. Через полчаса приплыли спасатели.

- Значит, вас все-таки искали?

- И не только организаторы. Наш русский помощник взял у местных катер и пошел вдоль берега, крича в громкоговоритель: "Миша! Саша! Где вы?" Короче, спасатели везут нас, а мы, как в тумане, нас снимают, прямо как в кино.

ТАКАЯ РАБОТА

- И после всего этого вы будете утверждать, что это не гонки на выживание?

- Для меня - нет! Выживание, это когда бросили на необитаемый остров, у тебя нет ничего, ты сам добываешь огонь, воду.

- Нет, не в этом суть, а в том, что силы жизненные кончаются.

- Задача каждого спортсмена - не доводить себя до такого состояния. В любом случае силы можно восстановить сном. Для меня это - работа.

- В России подобные гонки проводятся?

- Константин Бекетов проводит гонки Red Fox, но я бы посоветовала ему завязывать со своими улетами!

- А в чем дело?

- Делает этапы, небезопасные для жизни. В Кандалакше при +3 он загнал нас по пояс в воду. А потом, мокрые, ждали, когда по очереди пролезем веревки (мы же не переодеваемся). Хорошо, что дальше был беговой этап, согрелись - высохли. Уж на что Паша - Кощей Бессмертный, и тот был в шоке. У меня уже начался  истерический смех, а Паша говорит: "Тебе хорошо, у тебя хоть ребенок есть, а у меня - еще нет..." Но самое ужасное, что сделал Костя и чего нельзя допускать, - заставил нас на байдарках перевозить свои велосипеды без всякого сопровождения. Было настолько холодно, что, перевернись, не уверена, доплыли бы до берега. Хорошо, что был штиль.

- Слушаю вас и ловлю себя на мысли, что, несмотря на все страсти-мордасти, у вас отбоя нет от желающих заниматься мультиспортом?

- Действительно, в России сейчас много команд, участвующих в приключенческих гонках. Недавно проводили одну, где был роликовый этап. Вот-вот старт, подбегают люди: "Мы только что купили ролики, еще не поздно?" Людям хочется самим прожить интересную жизнь, а не смотреть по телевизору, как это делают другие.

- Что у вас впереди?

- Рождение второго ребенка. У меня так получилось, что этап Кубка мира я бежала в положении. В Бразилии тоже была на втором месяце беременности.

- Детей к гонкам допустите?

- Если захотят, пожалуйста, не буду препятствовать.

- Сами карьеру не собираетесь заканчивать?

- Гонка, как говорится, продолжается!

 

Беседовала Елена РЕРИХ

Гид по ЕВРО

Откройте глаза на свое будущее

Новости