Семь велосипедистов и одна девушка
В январе 2010 года восемь российских велосипедистов, в числе которых была одна девушка, спустились на байках с вершины Тахталы в Турции (2365 метров, находится в зоне Олимпос – Бейдаглары), преодолев более 1,5 км вертикального спуска. Читайте рассказ Виктории Савиловой о том, как это было.
Экспедиция:
1. Сергей Мальцев (идеолог и вожак экспедиции, команда Stark)
2. Андрей Зверев (команда Disco)
3. Тимур Замалиев (команда Disco)
4. Виктория Савилова (команда Disco)
5. Константин Павлов (команда Korolev Riders)
6. Денис Кузнецов
7. Дмитрий Сунцев
8. Антон Малиновский
Тахталы
Тахталы (Tahtali) – это величественнейшая гора вблизи Кемера, приморского курорта Турции, высотой 2365 м, расположена она в 50 км по дороге из Анталии в Финике.
Почему?
Ровно год назад наша компания байкеров отправилась встречать новый 2009 год в Турцию и изучать горы Кемера на предмет наличия фрирайда. Тогда никто даже не догадывался, что Сергей Мальцев (идеолог поездки) давно загорелся целью спуститься с горы Тахталы на велосипеде. И буквально в первый день прибытия Сергей подорвался осуществлять план по покорению горы вместе с Григорием Антоновым. Нашу же компанию смутило, что гора велосипедистами не изучена, она дикая, покрыта толщами снега… И спуск с нее может оказаться очень опасным. Тем более 31 декабря – в канун Нового года! Но огонь в глазах Сержа не угасал: рано утром их с Гришей отвезли к подъемнику. (И больше мы их не видели, по крайней мере, в тот день…)
В середине дня начали волноваться, а за несколько часов до Нового года уже началась неподдельная паника! За два часа до полуночи Серж с Гришей ввалились в гостиницу полуживые, но их глаза излучали радость: они сделали ЭТО… И остались живы. Это была настоящая авантюра! По рассказам товарищей были сделаны выводы о том, что гора Тахталы не представляет для нас интереса с точки зрения спуска на велосипедах. Примерно половину спуска с горы ребятам пришлось спускаться пешком. Мы поставили крест на этой горе и рыскали по менее величественным горным лазейкам Кемера.
Назад в будущее!
С тех пор прошел год. И по иронии судьбы, наша компания опять оказалась в Кемере на Новый год. В распоряжении было целых 11 дней, но мы уже примерно осознавали, на что их потратим – отнюдь не на матрасный отдых!
Мы спускались на байках по старым фрирайдным трассам, искали новые тропы. Был и даунхилл (спуск с горы), и эндуро (спуск и подъем), и фрирайд (свободное катание)!
Но было и еще кое-что – то, что, пожалуй, стало ключевым в нашей поездке. Серж предложил снова покорить Тахталы! Мы все восторженно поддержали эту идею, но откладывали ее "на потом"… Пока наконец уже 10 января не осознали, что у нас остался один день пребывания в Турции.
Серж откровенно рекомендовал мне не участвовать в этом, основываясь на прошлогоднем опыте спуска с Тахталы. Но я решила, что стоит рискнуть – мне безумно хотелось подняться выше облаков и спуститься вниз на велосипеде. Я верила, что спуск стал бы незабываемым!
А администрация подъемника, узнав о наших планах, очень заинтересовалась идеей и организовала нам практически бесплатный подъем наверх.
Покорение горы Тахталы
На следующий день по совету Сержа мы надели на себя все свои теплые вещи, взяли рации, небольшие запасы воды, целый рюкзак отваги ну и, конечно, велосипеды. Погрузившись в арендованный на время всей нашей поездки микроавтобус Ford Transit, мы направились к станции подъемника на Тахталы.
К слову о канатной дороге: она была построена сравнительно недавно – в 2007 году и считается второй в мире по протяженности (4350 м). Нижняя станция фуникулера расположена на высоте 726 м над уровнем моря, верхняя – 2365 м. Как оказалось, канатная дорога на вершину Тахталы – это швейцарский проект. Все оборудование – швейцарское, в отличном состоянии.
Нас поразил местный зоопарк – необыкновенной красоты горные козы (судя по колокольчикам, домашние), умиротворенно пасущиеся у станции. Меня лично поразили их глаза с прямоугольными зрачками.
С каждой секундой подъема к небу перед нами открывались неописуемо чарующие пейзажи… Сзади - волшебное побережье и море, а впереди - белоснежная и величественная Тахталы.
Чем ближе мы поднимались к вершине горы, тем ближе становились отвесные и дикие скалы. Каждый из нас изучал причудливый рельеф и бегло искал глазами возможные линии спуска. Я пару раз задалась вопросом: "А может, не стоит?" Время подъема заняло минут 10.
И вот мы наверху! Облака томно кочевали под нами, солнце радовало и вдохновляло на предстоящий спуск, а хребты со снежными шапками ослепляли бликами солнечного света… Нас окружали живописные панорамы гор – диких, турецких гор. В воздухе плавал аромат свободы и непокорности: каждый ощутил себя на фоне гор могучим, как Бог, и одновременно ничтожным, как муравей. Словно на ладони можно было лицезреть Кемер и ближайшие деревеньки Текерово. Несмотря на солнечную погоду, здесь, на вершине, было очень холодно: у подножия температура воздуха достигала +16, а здесь – около нуля. В куртках и теплых перчатках мы быстро замерзали, ледяной ветер не щадил никого… Но вот, наконец, пришло время для спуска.
Сперва по камням мы спустились от станции к хребту, присыпанному снегом. Снег оказался очень плотным, с небольшой ледяной коркой. Мы по одному стали двигаться по этому снежному мостику. Я отпустила тормоза и поехала по нему - меня моментально стало разгонять. Примерно на середине спуска я слегка зажала задний тормоз в надежде снизить скорость, но велосипед моментально ушел из-под меня влево… Я же, удерживая его левой рукой за руль, продолжала скользить на пятой точке, пока меня не остановил торчащий из снега камешек.
Было больно, но он меня остановил. Я пребывала в легкой панике. Справа в неизвестность падал отвесный снежный склон, слева склон был значительно положе, но также уходил в бесконечность. Я встала и пешком завершила свою переправу. Серж, понаблюдав за моим трюком и указывая пальцем на отвесную пропасть, изрек: "Туда падать нельзя!" - и указал на более пологую бесконечность: лучше туда. Мы немного спустили покрышки для лучшего сцепления с дорогой.
Дальше снег уже не был настолько скован коркой льда, и покрышки врезались в него – появилось сцепление с поверхностью. Мы двигались по снежным пустыням вперед, проезжая по косым снежно-ледяным склонам и оставляя легкие колеи.
Порой косой уклон был настолько велик, что приходилось спешиваться и аккуратно ступать по снегу, предварительно выбивая ступнями микро ступеньки. Из снега озорно торчали скалы. Мы намеренно выбирали снежные тропы, так как каменные участки представляли собой непроезжаемые скопища живых булыжников.
Серж восторженно удивлялся и восхищался - ведь в прошлом году здесь, на Тахталы, царили снежные сугробы глубиной более метра, ехать по которым не представлялось возможным. Тем временем горная снежная пустыня меняла свой рельеф и появлялись забавные спуски и подъемы.
Я визжала от восторга! Начались небольшие подъемы, которые преимущественно преодолевались пешком. Мы уже спустились до уровня облаков, и перед нами открывались потрясающие виды на цепи гор, снежные шапки, облака… Тишина оглушала…
Постепенно снежные участки начали сменяться каменными. Там после спуска по камням мы встретили двух пеших туристов с походными рюкзаками. Кажется, это были поляки. Они показали нам направление пешеходной тропы, и мы поспешили вперед. Очень полезным ориентиром по нахождению пешеходной тропы служили сложенные из камней пирамидки, которые можно было без труда разглядеть на большом каменном поле.
Ориентируясь на них, мы двинулись дальше и оказались в русле пересохшего ручья. Здесь пришлось преодолевать различные препятствия пешком: камни, бревна, размытые овраги и толщи подтаявшего снега. Начались невероятные подъемы, а затем, местами, проезжаемые спуски. Здесь пешая туристическая тропа была отчетливо различима, так как была отмечена белыми и красными полосками на более высоких камнях. Начались интересные и техничные спуски!
После продолжительного виляния по каменистой тропе мы оказались на сосновых просторах – это очень напомнило Крым. Моим эмоциям не было предела! Затем мы еще долго фрирайдили уже вне троп по просторам низин Тахталы, пока не выехали на знакомый горный серпантин.
И вот в скором времени нас встретили на одной из серпантинных дорог. Мы были восторженные и уставшие! Лицо пылало от жары: все теплые вещи, которые насоветовал взять Серж, по сути, не пригодились, т.к. все же большую часть спуска с Тахталы мы осуществили вне снега и холода. Я не чувствовала пальцев рук. Четырехчасовой спуск - довольно серьезная нагрузка на суставы. Но радости не было границ!
Вердикт
Собственно, мы воплотили в жизнь мечту нашей поездки в Турцию – покорили Тахталы, и эти невероятные впечатления навсегда останутся в нашей памяти. Здесь обязательно должен побывать каждый уважающий себя фрирайдер! Перспективы у этого места бесспорно есть.
Плюсы. Невероятные панорамы, фрирайд по снегу, живым камням, булыжникам, тропинкам, в сосновом бору; подъемы для любителей эндуро, доброе отношение администрации подъемника, дешевизна и доступность туров в Турцию.
Минусы. Непредсказуемость погоды: очень важно понять, в каких условиях вам предстоит спуск. С января по апрель здесь обычно лежит много снега (не в этот раз), а летом его почти нет. Когда пробовать свои силы – решать вам.
Сложность: не каждый байкер технически и психологически готов осуществить подобный спуск.
Наши советы:
- непродуваемая и теплая одежда;
- команда: советуем спускаться группой, чтобы при необходимости была возможность оказать помощь;
- идеальный велосипед – эндуро байк (часть маршрута придется преодолевать пешком);
- связь с внешним миром (рации, телефон);
- GPS координаты: нижняя станция (N36 32’27.0, E030 29’12.2), вершина (N36 32’12.4, E030 26’32.2);
- максимально проявлять внимательность на снежных и каменистых спусках;
- у подножия горы водятся кабаны;
- изучить официальный сайт tahtali.com;
- оценить свои силы и изучить карту.
Благодарности
Наша дружная команда выражает глубокую благодарность администрации канатной дороги проекта TAHTALI 2365 "Sea to Sky" за техническую поддержку первой российской велосипедной экспедиции. Наш спуск осуществлен и оказался незабываем благодаря, в частности, очаровательной Марине Тимер (Marina Timer) – сотруднице офиса канатной дороги.
По материалам twentysix.ru
Дополнительную информацию и фото можно посмотреть здесь