Бывают ли у альпинисток истерики?
Марина Коптева – украинская альпинистка, обладательница награды "Стальной ангел" за лучшее восхождение женщин-альпинисток; чемпионка СНГ 2005 года, чемпионка Женского кубка ФАР 2007 года. "Истерички в горы не ходят!" – утверждает Марина в интервью.
- Марина, расскажи – как ты докатилась до жизни такой? Альпинизм, отрыв от дома, "порванные" от веревок ладони…
- Ну, дело в том, что я с детства в спортивной упряжке. Начинала с плавания (кандидат в мастера спорта по плаванию). Затем потянуло меня в пятиборье, пять лет занималась, опять же – мастер спорта. А с 21 года в альпинизме.
- Почему такой резкий переход от плавания к альпинизму?
- Прошу заметить – через пятиборье переход (улыбается). Можно сказать, что этот рывок в сторону альпинизма несколько случайный. Как-то с друзьями поехала в карьер, где ребята весело так лазили по скалам. Посмотрела, попробовала – понравилось. Съездила на Кавказ. После пошла в секцию, и тут уже – по нарастающей. Это с одной стороны. С другой – у меня папа мастер спорта по альпинизму.
- Думаешь, наследственное?
- В принципе, быть может, и гены, но и, тем не менее, в семье мое увлечение альпинизмом не поощрялось, так как я - девочка. Однако отец в горах провел 20 лет... Так что – не без предрасположенности (улыбается)!
- Топаем дальше. Такой вот закономерный вопрос: а не страшно было в первый раз восходить?
- Первый раз был таким комом! Я приехала в альплагерь с киевскими товарищами, но на питерский сбор. Прибыли мы раньше основной группы. И вот с этими же киевскими ребятами я пошла на первое свое восхождение... Мне стало, мягко говоря, нехорошо от высоты, накрыла "горняшка". И как-то сразу закралась мысль, что горы – это не про меня. И уже подумывала уезжать, однако подтянулись питерские коллеги, а, как говорится, за что оплачено – должно быть съедено. Словом, прошла акклиматизацию, стало мне лучше, плюс бурное спортивное прошлое… То есть – подготовка была, и все пошло своим чередом.
- Продолжим тему акклиматизации. В смысле психологическом. Вот знаешь, когда артисты выходят на сцену, их, в большей части, охватывает страх. Но страх не панический, а такой, который перетекает в кураж. Так вот – не бывает ли у тебя мандража перед восхождением?
- Взорваться хочется, когда появляется идея. Стоишь ты перед стеной, перед которой целенаправленно тренировался. Понимаешь, что есть непреодолимое желание начать, ввязаться в приключение. А потом – просто работаешь. Живешь на стене.
- А каково ощущение, когда оказываешься на покоренной высоте?
- Ощущение… Ммм… Когда же нас отпустят домой? На самом деле, самые яркие эмоции - лично у меня - это не при подъеме, а при спуске в базовый лагерь. После подъема наступает усталость, но впереди еще спуск, а уставшему человеку ну очень легко совершить ошибку. Поэтому спуск – весьма сложное действо. И все же – спускаясь в лагерь, чувствуешь себя героем, как будто подвиг совершил.
- Скажи, а имеют место быть истерики? Вот так – по-женски. Все-таки у тебя сугубо девчачья команда…
- Тут история такая. Как капитан команды эту самую команду подбираю, разумеется, я. И одним из основных критериев выступают моральные качества. Я хожу с девочками, и я слежу, чтобы они держали себя в руках. Хм… Женское-мужское… Во-первых, истерички в горы не ходят, вернее – до такого уровня точно не доходят. Во-вторых, истерики случаются не только у барышень, но и у парней. Причем – повсеместно. И еще: есть люди, которые на фоне страха могут впасть и в истерику, но большая часть – собирает себя в кулак, концентрируются.
- Ну, наверное, это и есть профессионализм?
- Думаю, вряд ли – профессионализм. Скорее все зависит от характера человека. Даже среди профи есть люди, которые под инъекцией страха начинают суетиться, а другие – более вдумчиво и грамотно работать. Я бы выделила иной фактор – раздражительность. Усталость дает о себе знать.
У меня есть опыт длительного восхождения, это неделя не стене. Так вот, день на шестой-седьмой все готовы грызть друг друга. Вот почему в команде нужен человек, разряжающий обстановку, такой себе шутник и балагур. Потому как если все герои (а больше одного героя в команде - это жуткая несовместимость и дискомфорт), то совсем скоро все будут съедать друг друга. И даже у самого доброго и милого человека внизу, вверху может наступить серьезный выброс негатива. И легкий, веселый человек - как нельзя более нужный элемент в команде.
- Да, момент сложный. Но помимо психологических нюансов, ведь это еще и дикие нагрузки. И питание – немаловажный фактор. Как у вас эта проблема решается: берете с собой банки "завтрак туриста"?
- Ага, питание - фактор насущный. Банки с "завтраком туриста" много весят, мы - не такие здоровые. Ходим, в основном, на концентратах, спортивное питание, энергетические батончики и все такое прочее. Плюс – на шоколаде. Если углубляться в тему, питание на стене выглядит (по крайне мере, у нас) следующим образом. Перед работой, с утра, легкая кашка; по ходу дела - пара шоколадных батончиков. А вечерком уже что-то более существенное: мясное, соевое что-нибудь, и опять же, с кашей. И так как мы ходим вдвоем с напарницей, вопрос веса важен. Отчего продукты подбираются с позиции их массы, и, соответственно, удобства транспортировки.
- С пищевой корзиной разобрались. Теперь к географии. Насколько она широка?
- Ох, широка… (Улыбается). В целом и по преимуществу ходим в Крыму, на Кавказе и в Средней Азии. За границей ничего, в принципе, не было.
- А где наиболее сложные маршруты?
- Так как мы занимаемся техническим альпинизмом - упор идет на техническую сложность маршрута. Но если выделять что-то конкретно, то это - восхождения в Средней Азии: попытки на Аксу и восхождение на Асан. На этих маршрутах длинные протяженные стены, иногда без воды (которую приходится тащить с собой). Опять же – так как быстро не пройдешь, многое зависит от погодных условий, и хочешь не хочешь, а на пару дней встрянешь в непогоду.
На Кавказе все можно гораздо быстрее пройти. А в Крыму… Крым - это такая лаборатория тренировочная, идеальная база для наработок. Big Wall в миниатюре, вот так.
- А что с вопросом безопасности (тут мы говорим не о страховке). Все-таки вы ходите в горы, а это - змеи, паучки…
- Ни разу не было таких прецедентов. Мало того, я уже пять лет хожу в Среднюю Азию – в Киргизию – видела там всего одну змею и двух пауков. Был случай в Таиланде, куда я просто поехала полазить: в дырке скалы сидела змея. Я туда - руку, а она на тебя смотрит. Честно сказать – не очень приятно…
- Марина, расскажи о своих достижениях…
- Расскажу не только о своих собственных. Мы работаем в паре с Анной Ясинской. Я - мастер спорта по альпинизму, Аня – кандидат в мастера. А это уже и есть достижение для украинского альпинизма. Потому как женщин в Украине, которые продолжают ходить в горы, всего несколько человек. Есть Вера Попова и мы вдвоем с Ясинской.
Недавно с Аней заняли четвертое место на чемпионате СНГ, и это среди мужиков! А по отдельности - многократные призеры Украины.
Что еще… В 2006 году с москвичкой Наташей Григорьевой ходили на Асан, выиграли женский чемпионат России. Вдвоем с Аней в этом году взяли "Стального ангела" за лучшее восхождение на Асан по маршруту Мороза. Причем это всего лишь третье или четвертое восхождение вообще! По этому маршруту не так уж часто и ходят. И премия престижная, так что мы ею гордимся (смеется)!
- Другими словами, альпинизм в Украине – энтузиазм?
- В подавляющей части да – энтузиазм. Хотя у нас есть сборная, которая частично финансируется. Например, наша недавняя поездка в Среднюю Азию (дорога, по крайне мере) была профинансирована федерацией альпинизма. Но если сравнивать с зарубежными масштабами, то наш масштаб весьма скромен.
- В контексте энтузиазма сразу же напрашивается такой вопрос. Получается, что альпинизм больше образ жизни, чем спорт… Вот на Западе он построен на индивидуальностях. Каждый ходит сам по себе куда хочет…
- Бесспорно, это образ жизни. Но замечу по поводу индивидуальности. Да, на Западе индивидуальность в альпинизме - более распространенная практика. У нас, в нашем пространстве, традиционно это командный вид спорта. Впрочем, постепенно и мы приходим к индивидуализму, тенденция есть. Но, хочу добавить, почему у нас это все еще командный вид. Скажу субъективно, не претендуя на что-либо.
Дело в том, что со времен Советского Союза наш высотный альпинизм еще конкурентоспособен с западным, у нас выдающееся высотное восхождение. А что касается технического альпинизма по сравнению с заграничными аналогами, тут, мягко говоря, он уступает. В техническом альпинизме достижения не так сильно зависят от командного духа, как в высотном. Западные коллеги продвинулись дальше, но, я надеюсь, мы потихоньку будем исправлять ситуацию, в смысле достижений.
- А зависть есть к "их" покоренным вершинам? Здоровая зависть, конечно.
- Есть! Не было бы зависти, не было бы мотивации. И еще один момент. Сугубо персональный, это моя точка зрения. Я хожу в горы не потому, что там красиво, воздух, костер, посиделки, дух… Я с детства профессионально занимаюсь спортом, и для меня альпинизм - это спорт. Я соревнуюсь, я конкурирую – это один из самых серьезных мотиваторов.
Все наши достижения с Аней родились благодаря здоровой конкуренции. Читаешь, видишь, что делают девчонки с Запада, и хочется не отставать. Поэтому альпинизм для меня - скорее спорт. Я получаю удовольствие от того, что конкурирую и чего-то достигаю.
- Сообщество альпинистов – дружное образование?
- Без доверия, само собой, ничего не выйдет. Напарник – это семья. Вторая половина. Настолько, насколько я доверяю своей напарнице, я доверяю мало кому.
- Другими словами, доверие распространяется на все, включая и обыденную жизнь. Скажем так – крепкая дружба…
- Подозреваю – более. Это такая серьезная совместная жизнь. Есть конфликтные моменты, есть кризисные годы. Мы очень давно ходим вместе, и, разумеется, были трения. Тем не менее, я глубоко осознаю, что этот человек для меня очень важен и в горах, и в жизни. И никакие мелкие раздоры не могут изменить ситуацию. От этого человека зависит моя жизнь, поэтому недоверие исключено само по себе.
Что касается дружбы. Знаете, новичкам рассказывают, что альпинизм - это здорово, дружба, люди… Да, это, безусловно, есть. Однако чем альпинизм отличается от обычной жизни - это гранью. Грань между жизнью и смертью в нем довольно-таки тонка. И от твоего умения прощать, доверять, идти на компромисс зависит успех и жизнь. Поэтому не скажу, что сообщество - очень дружное, тут есть свои моменты… Но честное. Нет места глобальному предательству, тут люди откровенны друг с другом и с собою. Это мне так кажется, может, я и ошибаюсь…
- Марина, скажи, сколько времени нужно, чтобы соскучиться по горам? Или это перманентное чувство?
- Да вот как-то и не успеваю я по ним соскучиться. Совсем под боком Крым. Сел в поезд - вот тебе стены. Но то, что отдыхать нужно, – однозначно. 2009 год был весьма интенсивный. Сначала полтора месяца по скалам лазала, потом соревнования в Крыму.
Затем подготовка к лету: ездила в Сибирь, где тоже ходила в горы. После успела прокатиться в Каравшин (Средняя Азия) и сорок дней там провела в горах. Не могу сказать, что надоело. Просто устала. Приехала домой и уехала в Европу фотографировать замки. В силу склада характера я не могу заниматься чем-то одним долго. Необходимы контрасты, перерывы, смена деятельности.
- Что ж, пришло время спросить о твоих планах. Что на повестке дня, куда отправишься, что собираешься покорить?
- На лето у нас запланирована поездка в Пакистан на достаточно знаменитый биг-волл Амин-Брак. Есть идея первопрохода. А как альтернативный вариант, в случае непогоды или других помех, чешский маршрут на Амин-Брак.
Почему Амин-Брак? Перепад стены в 1600 метров. Это - ну очень солидно. Восхождения такого класса в мире происходят не так уж часто, раз в несколько лет. А в женском исполнении – это скорее нонсенс. И нонсенс для отечественного технического альпинизма. Ведь до нас еще никто этого не делал. В мировых масштабах – это яркое событие. В случае успеха будет иметь хороший резонанс. Экспедиция планируется на июнь - июль 2010 года. Продолжительность - дней сорок. Восхождение будет осуществляться в тройке – я, Аня Ясинская и еще мы пригласили девушку из Питера Галину Чибиток. Такая вот перспектива радужная.
По информации vertikal.biz
Полный вариант текста и фото можно посмотреть здесь