25 января 2010, 03:57

Максим Балаховский: горам ничего не доказываю

Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте

34-летний фрирайдер с более чем десятилетним стажем катания Максим Балаховский, или просто Балу, - культовая фигура в российском сноубординге. С одним из лучших сноубордистов России в рамках проекта "Экстрим с Еленой Рерих" побеседовала корреспондент "СЭ".

- Фрирайд - самая экстремальная дисциплина из всех разновидностей сноубординга. Для вас фрирайд - увлечение, образ жизни, работа?..

- Полжизни, а может, и больше, эта тема меня занимает. Так счастливо сложилось, что удалось совместить все в одном.

- Человек, который родился и живет на Камчатке, по-моему, обречен спускаться с гор. Фрирайд - для вас оптимальный выбор?

- В три года мама отправила меня в спортинтернат на горнолыжную базу "Эдельвейс" в школу знаменитых тренеров Аграновских. 15 лет я был узником "Эдельвейса" (смеется). Благодарен судьбе, что так сложилось. С другой стороны, от спортивных горных лыж очень устал, пресытился даже. Первое увлечение, которое подвернулось, как раз и оказалось фрирайдом. Вы правы, на Камчатке все располагает к тому, чтобы кататься с гор... А сноуборд появился позже.

- Разница между спуском на лыжах и сноубордом?

- Серьезная. В скольжении, управлении. Сейчас в России рождается Ассоциация горных гидов, где гид в первую очередь должен кататься на горных лыжах. Если ты на сноуборде, а группа на лыжах, то какие-то моменты можешь упустить. Недавно работал с группой в Гренландии - все туристы были лыжники. Они в ультимативной форме сказали, что я должен встать на лыжи, чтобы чувствовать то же, что и они. А я до этого 16 лет на лыжах не стоял!

- И как вышли из положения?

- Поехал, конечно. Но полночи не спал, волновался. Основная проблема была не как скользить, а "ловить" ноги, которые разъезжались. Поймал. В последнее время я стал серьезно к этому относиться. Сейчас у меня в каждом регионе, где катаюсь, лежит пара лыж.

- А если для души, что выберете?

- Сноуборд. На нем проще (смеется).

- Где вы катаетесь?

- У меня сезон начинается в ноябре. До мая катаюсь в наших широтах - Гренландия, Киргизия, Камчатка. Июль - Новая Зеландия, август - Чили, начало ноября - Патагония. Под конец сезона до того устаю, что, бывает, просто встану на сноуборд и - по прямой вниз, даже поворачивать не хочется.

- Своих клиентов-лыжников перейти на сноуборд не агитируете?

- Лыжники под моим нажимом попробовали сноуборд. Говорят, по весеннему снегу лучше все же на лыжах! А если это пухляк (глубокий снег), на сноуборде удовольствие, эмоции намного выше. Кто не ленится, возят и лыжи, и сноуборд.

- Вы ведь дипломированный тренер. А что еще нужно, чтобы стать гидом?

- В первую очередь, хорошо кататься именно на лыжах. Есть ряд блоков, которые необходимо знать: медицина, спасение в горах, основы альпинизма и скалолазания, да много чего должен знать и уметь гид. Скажем, ту же психологию общения с клиентом.

- Кстати, где учили английский?

- На первые деньги, которые заработал, купил себе путевку в Оксфорд и отучился там два месяца. Ну и последние пять лет просто не вылезаю из всяких интересных мест, где говорят по-английски.

СТРАШНО ВСЕГДА

- Честно говоря, когда смотришь, как фрирайдеры несутся с горы, трудно поверить в реальность происходящего…

- Иногда и мне кажется, что все происходящее со мной нереально. Думаю, на этом и построена какая-то часть интереса к фрирайду. Постоянно ищешь новые маршруты, рельефы, и это никогда не надоедает. К тому же идет постоянное совершенствование в физическом, психологическом плане. Выходишь на новый уровень катания.

- И как вы этот "новый уровень" выбираете?

- Иногда смотришь на какую-нибудь стенку, рельеф: кажется - где здесь ехать? Потом - раз, посмотрел чуть-чуть подольше, ага, вот здесь можно пройти. Отсюда еду, здесь прыгаю, сюда приземляюсь. Потом заходишь наверх, смотришь - где я тут собирался поехать, где тут прыгать? Сверху все по-другому видится.

- Кто-то координирует спуск?

- Есть, конечно, люди, которые следят за тобой. Спрашиваешь его, как лучше. А он: "Елку видишь? Давай справа от нее. Только не совсем справа, а чуть-чуть, и на меня". А сам стоит в полукилометре. Ну, перекрестился и поехал. Вылетаешь - ух!!!

- Со стороны на это страшно смотреть…

- Да самому, вы не поверите, страшно!

- До, во время, после - когда?

- Всегда страшно! Вот я сейчас был на премьере нашего сноубордического фильма "Re:" и когда начался мой блок, у меня сердце так и колотилось! Страх присутствует от начала и до конца спуска. Без него нельзя. Иначе погибнешь. Наш фотограф Виталик Михайлов считает, что хороший фрирайдер - это старый фрирайдер.

- Вам до этого, имею в виду старого райдера, сколько еще?

- Я достаточно долго катаюсь, а все потому, что страх есть. Относишься к происходящему более реально. Можно один раз прыгнуть и на всю жизнь закончить... Я уже говорил, что с каждым разом выходишь на все более высокий уровень. Но все равно остаешься в рамках реальности.

- Сами стояли на краю?

- Много раз сомневался - доеду или нет…

- Что можно противопоставить страху?

- Не знаю... Это адреналин, без него уже жить не можешь. Он как наркотик.

- А все-таки, с чем это состояние можно сравнить?

- Вы когда-нибудь прыгали с тарзанки?

- Нет, если рискну, то только в памперсах!

- Я пробовал в Новой Зеландии. Тебя привязывают, ведут к краю, а там пропасть 134 метра, лететь 8 секунд... Страх безумный! Можешь отказаться, но все равно прыгаешь. У меня жена там два раза прыгала. Второй раз, говорит, намного страшнее. Но оба раза без памперсов (смеется).

ЕХАЛ И ОРАЛ

- Трассу - протяженность, перепад высот, рельеф - как выбираете?

- Все зависит от района. Есть деньги арендовать вертолет, это, как правило, длинные линии. На них необязательно бешеные прыжки. Главное - показать гору.

- Длинные линии - это сколько?

- На Камчатке с вулкана высотой 2193 м спускались до 100 м. Перепад - две тысячи, это примерно 6 километров по трассе. Я за день делал три заезда, снимали фильм. На третьем спуске ноги настолько забились, что ехал и орал от боли. Но получилось здорово.

- Самая большая скорость на спуске?

- С Валерой Розовым снимали на Камчатке трюк. Он прыгает с вертолета в костюме-крыло и летит максимально близко к земле. Я, соответственно, максимально быстро спускался. Шли параллельным курсом. Думаю, километров сто в час развил тогда... Кстати, на сноуборде так быстро, как на лыжах, не поедешь.

- Разрешение на спуск надо получать?

- Когда работаешь с клиентами - да, для себя - нет.

- Что самое опасное?

- Камни и лавины. Если на леднике - падение в трещину. Этой весной трагически погибла олимпийская чемпионка Карин Руби, упала в трещину.

- Кому фрирайдер бросает вызов - себе или горе?

- Себе, конечно. Доказывать что-то горам - утопия. Горы нужно любить, слушать, уважать...

- А вообще фрирайдер как рождается: съедешь - и ты уже фрирайдер?

- Тяжело рождается. Поскольку я тренер, была такая мысль: вот сейчас начнем учить молодых, которые рядом, и они пойдут за нами. Прошло десять лет. Нет такого сноубордиста, который катается лучше, чем я. Хотя я достаточно сильно катался уже десять лет назад... Молодежь тяжело приходит в горы.

- Вы свой предел ощущаете?

- Знаю, откуда можно прыгать, откуда нельзя. Когда сомневаюсь, пробую этот предел превысить. Но в таком случае иногда отключаешь мозги. Сейчас стал думать больше - семья, двое детей и все такое...

ТРЮК - НЕ ГЛАВНОЕ

- Фрирайд - это особый мир?

- Мне он очень нравится. Россиян здесь можно пересчитать по пальцам одной руки. Это в первую очередь мировая элита из Канады, США, Германии, Франции, Швейцарии, Австрии. Люди, которые для меня пять лет назад были легендой, а сейчас я с ними чуть не каждый день катаюсь. Мы дружим семьями, вместе ездим. Часто я работаю с их клиентами, они - с моими. В марте - начале апреля на Камчатку планируют приехать многие звезды. Будет аншлаг.

- А где еще такое бывает?

- Уже третий год подряд поеду в Вистлер (Канада). Там собирается такая компания! Заходишь вечером в суши-бар, садишься за столик, вокруг тебя десять топ-райдеров мира. Вот они, сидят, пьют сакэ, пиво...

- Пьют?!

- Конечно. На холоде потаскаешь этот снегоход, надо расслабиться. Зато в десять часов уже спишь, как мертвый.

- Самый крутой фрирайдер в мире?

- В прошлом году мы с норвежцем Терье Хааконсеном катались в Канаде. Мегастар, самый легендарный человек в мире сноуборда. Рядом с ним очень быстро повышаешь свой уровень.

- В сноуборде есть какие-то трюки?

- Полно. Но не в них соль. Я в горах нашел другое - прыгать со скал, спускаться с очень сложных рельефов. Для себя отметил, что даже для профессионалов это сильнее, чем вращение на 720 градусов с подготовленного трамплина. Даже на соревнованиях оценивают не трюки, а выбор линии.

ЗАЦЕПИЛО

- Знаю, что вы увлекаетесь серфингом…

- Пытался заниматься еще на Камчатке, но там вода +12 градусов. Да и волны были метров под десять - мы не могли даже в океан зайти.

- Где удалось это сделать?

- Первый раз серьезно попробовал кататься в Индонезии, на острове Ментавай, в настоящем раю. Условия прекрасные, регулярные волны, три грамотных преподавателя. Первую неделю я просто умирал, проклял все - работают совершенно другие группы мышц. Но через неделю, с каждым днем становилось все легче и легче. Зацепило однозначно. Планируя сезон, уже выделил время летом на серфинг.

- Кайф от сноуборда и серфинга можно сравнить?

- В серфинге он длится какие-то секунды, в сноуборде - минуты. Но сноуборд - занятие не для всех, серфинг более приемлем.

- Переквалифицироваться не собираетесь?

- Те условия, в которых я катаюсь на сноуборде, могут себе позволить процентов пять лучших райдеров мира. Поэтому оставлять сноуборд ради серфинга в планах нет.

- Могли бы сформулировать философию фрирайда?

- Риск - не главное. Хотя и в этом что-то есть. Для меня уникальность в том, что находишься в диких, безумно красивых местах в горах. Горы реально заряжают. Плюс возможность путешествовать.

- При этом какая-то голубая мечта осталась?

- Мир большой, много мест, где еще не побывал. Есть стремление открывать что-то новое.

- Завидую. А какое место все время вспоминаете?

- Патагонию. Хотя как камчадал должен говорить, что Камчатку! Но с ней могут сравниться Гренландия и особенно Патагония. Это что-то невероятное. Мы сейчас делаем там абсолютно уникальный проект - самое интересное в мире хели-ски. Плывем из порта Монто, где начинается Патагония, по фьордам. Когда погода позволяет, вертолетом забрасываем людей на вулканы, и они спускаются вниз. В этом году была первая группа туристов. Время провели интересно, чем только не занимались - каякингом, рыбалкой, эко-туризмом, но с гор не катались, погоды не было. Много дождей, лавин, там 15 лет такого не видели.

 

Olimpbet awards

Кубок года по футболу

Новости