Спортсмены в рекламе - спорт или торговля?
Не секрет, что реклама помогает многим деятелям экстремальных видов спорта – и как финансовый инструмент, и как средство популяризации достижений. О рекламной составляющей в экстриме рассуждает Ольга Шошина, побывавшая на "Ночи пожирателей рекламы синематеки Жан-Мари Бурсико" в Петербурге. Скоро эта культурная акция состоится и в Москве.
"Обитатели этого пляжа пугливы, при виде человека хватают доски и убегают в воду. И, чтобы помочь им, мы осторожно подкрадываемся со стороны берега. Им очень нужна наша помощь, так как из-за нефти в океане они начинают болеть и могут погибнуть…" В ролике речь шла не об экзотических животных. Говорили о… серферах. В немецкой социальной рекламе райдеры призывают сохранить пляжи и мировой океан чистыми.
Показом в Петербурге завершился 17-й год российского проката "Ночи пожирателей рекламы синематеки Жан-Мари Бурсико". Перед Северной столицей "Ночь" прошлась по крупнейшим городам России и везде собрала уже привычные аншлаги. Тут встречаются настоящие ценители, способные просидеть в зале до рассвета. За ночь они успевают просмотреть более 400 рекламных видео. Как и в прошлые годы, аудитория не изменяет любви к нескольким темам: сексу, спорту, юмору, что зачастую включено в один ролик.
Каждый сезон владелец коллекции Жан-Мари отбирает несколько сотен рекламных клипов, чтобы показать их в 50 странах мира и 40 городах России и СНГ. Этот единственный в мире "музей рекламы" включает около миллиона роликов вековой рекламной истории. В одном показе участвуют самые разные темы и блоки. 2009 год включал также ретроспективу североамериканской рекламы; вирусную интернет-рекламу; подборку с участием звезд; социальную рекламу с Ближнего Востока...
Очень интересны ролики, предназначенные для ротации за рубежом, ведь это работы, ориентированные на конкретный менталитет, образ мыслей и жизни. Российский зритель в 99 процентах случаев никогда бы не увидел эту рекламу.
Компания Adidas, например, для азиатского рынка придумала "Службу расставаний": молодой курьер передавал сообщения любовникам, которые не могли сами сказать друг другу о разрыве отношений. Понятное дело, парню частенько приходилось убегать от разгневанных брошенных адресатов... И для этого нужна хорошая обувь, правда?
В арсенале Nike крутятся несколько роликов с брейк-данс-танцовщицей Мадонны Софией Бутелла (Sofia Boutella). Поистине эта девушка способна заставить подтанцовывать даже самого отъявленного лежебоку! Еще о спорте - традиционно на теме экстрима была построена реклама практически всех энергетических напитков и лимонадов.
Автомобильные гиганты тоже многое заимствуют у спорта. Honda построила в небе название модели Accord почти из 80 скайдайверов; слаженная работа гимнастов и акробатов олицетворяет работу Audi RS6; Citroen C4 изображает на замерзшем озере нечто среднее между конькобежным спортом, роллер-кроссом и слаломом на коньках… А Chevrolet Aveo в одном ролике легко скрещивает стритбол, ралли и скейтбординг, а в другом - шутит над серферами и вместимостью машин…
Хорошая реклама сродни большому кино - заставляет задуматься о вечном и серьезном, может рассмешить или дать надежду. В свою очередь, многим видам спорта реклама косвенно помогает популяризироваться. Вспомните питерских паркурщиков, снимавшихся для "Мегафона", и зарубежных - для Swatch; или московскую скибордершу и роллершу Риту Мелентьеву, которая сейчас участвует в проекте "Под кайфом жизни нет"; ролик для Chupa Chups аж с тремя московскими скейтерами; сноубордиста Виктора Теймурова и Adrenaline Rush; нью-скулера Егора Сорокина и Nike.
Участие в съемках бренда, не относящегося напрямую к экстрим-индустрии, во всем мире является неким жестом признания вида спорта или отдельного спортсмена, его неолимпийских самостоятельных достижений. А про серферов, сноубордистов, скейтеров, дрифтеров, фрираннеров, роллеров и дайверов давно снимают и художественное кино.
Кстати, начало следующего сезона состоится в Москве 16 апреля 2010 года в КЦ "Октябрь".