Виталий Мутко: "Допинг - личный выбор спортсмена! Только если он не спит или не в коме"
Филипп ПАПЕНКОВ
с Кутузовского проспекта
Мутко можно искренне посочувствовать: в последнее время скандалы сыплются на него один за другим: то большого друга России Блаттера от руководства ФИФА отстраняют, то обвиняют российских легкоатлетов в массовом применении допинга. По лицу министра видно, в каком напряженном графике он живет в последние дни.
"Пожалуй, это самый сложный период за все годы, что я работаю в спорте. Сплю по два часа, потом мысль какая придет – сразу вскакиваю, чтобы записать…" – жалуется Мутко. Но бодрость духа как всегда при нем. Министр говорит эмоционально и много жестикулирует. Берет в руки папку, изображая строгого допинг-офицера. Словом, устраивает для журналистов настоящее представление на 40 с лишним минут.
– Каждый день по 60 звонков, поэтому давайте я вам сразу влеплю пресс-релиз, чтобы к этому сегодня больше не возвращаться, – начал Виталий Леонтьевич. – За последние годы мы последовательно проводили в России колоссальную работу в борьбе с допингом. В 2008-м было создано министерство, с 2009-го открыли границы для допинг-офицеров. Из-за закрытых границ создавалась иллюзия, что мы здесь что-то нарушаем, но это не так! Ведь мы не громили соперников. Мы проиграли Ванкувер!
Мы провели десятки расследований. Мы создали независимую от государства организацию РУСАДА по лекалам ВАДА, оснащенную суперсовременной лабораторией.
Мы провели крупнейшие соревнования, и антидопинговые службы России получили высочайшие оценки. Шесть по пятибалльной системе! Ни одна из международных организаций не высказала претензий.
Мы вкладываем в ВАДА около миллиона долларов ежегодно. По триста тысяч долларов направляет в фонд ЮНЕСКО по образовательным исследованиям. Зачем мы это делаем? Неужели для того, чтобы покрыть какого-то нечестного спортсмена или тренера? Это абсурд. В противном случае мы просто прекратим все это финансировать.
Еще до всей этой истории мы сменили руководство федерации легкой атлетики, когда получили вдруг дела за 2008-й.
То есть Россия как страна делала все от себя зависящее! И сейчас готовы открыто сотрудничать с организациями, которые высказывают к нам претензии, согласны провести все расследования. Об этом уже сказал президент страны Владимир Путин.
Но для этого нужно иметь хоть какие-то гарантии, что через полгода или год не появится еще какой-нибудь условный спортсмен Сидоров или еще какой-то фильм или статья, на основании которых будет начало новое расследование.
За эти дни я неоднократно общался с президентом ВАДА Риди. Попытался донести до него, что нам нужна "дорожная карта" по решению проблем с допингом.
Основной пул российской сборной – это три тысячи спортсменов. Из них более двух тысяч входит в международный пул. Что это значит? Что контроль за ними осуществляют международные организации, а не Россия! Они в России-то толком не бывают, разъезжая из страны в страну.
Мы надеемся, что международные институты примут взвешенные решения. Не антироссийские. В интересах "чистых" спортсменов. Ведь каждый допинг – это личный выбор спортсмена! Только если он не спит или не в коме! В том числе это касается Степановой, по которой нас обвиняют…
Заявление президента МОК Бах вселяет оптимизм, он уже встретился с Александром Жуковом. Глава ИААФ господин Коэ также сказал мне лично, что он не позволит антироссийских настроений (хотя на него оказывается колоссальное давление!). Он уверен, что в России не больше проблем, чем в других странах.
Я четыре раза прочитал отчет комиссии! Грамотный, нормальный отчет. Но какой там главный вывод? Что допинг – это мировая проблема, а не проблема России. И касается не только легкой атлетики.
При этом нам говорят с одной стороны не вмешиваться в антидопинговую систему, а с другой – более энергично побуждать организации к работе. Как это совместить?..
Выше нас по этим проблемам 53 страны мира! Но там вообще ничего не происходит в этом направлении. Ни комиссий, ничего. Заметьте, что уголовные дела расследуются не у нас, а там. Против экс-президента ИААФ Ламина Диака, против футбольных чиновников. Но сейчас хотят это увести в сторону, используя политический фон, и на острие вывести Россию…