Россиянам закрывают Америку?
В воскресенье в США прошел Нью-Йоркский марафон – финальный аккорд легкоатлетического 2015 года. Победы одержали кенийцы, а вот россиян среди участников не оказалось. И дело не в случайном совпадении, а нежелании организаторов известнейшего марафона видеть на своем празднике спортсменов из Восточной Европы.
Накануне забега менеджер российских спортсменов Андрей Баранов дал интервью газете New York Times, в котором рассказал, что еще весной отправил в дирекцию стандартное письмо с заявкой на пятерых своих спортсменок. Ответ его ошеломил: всем отказано. Это притом, что одна из его подопечных – бронзовый призер Олимпийских игр в Лондоне Татьяна Петрова (Архипова). К счастью, Баранов успел оперативно скорректировать планы и заявить спортсменок на другие марафоны.
– Вообще, вопросами заявок на марафоны и переговорами с организаторами занимается мой менеджер Андрей Баранов, – объяснила "СЭ" Петрова. – Но я не помню, чтобы мы с ним собирались заявиться в Нью-Йорк. Выбирали между двумя осенними марафонами – в Чикаго и в Японии. В итоге остановились на Японии, где я скоро побегу. Ни о каких проблемах не знаю. Кстати, весной я участвовала в престижном Лондонском марафоне. Думала, что после всех этих допинговых дел может происходить что-то неприятное, но такого не было! Со стороны организаторов все было прекрасно, зрители поддерживали. Я не чувствовала абсолютно никакого негатива.
Те самые "допинговые дела", о которых упомянула Петрова, по всей видимости, и являются одной из основных причин отказа российским спортсменам. При этом, вполне возможно, претензии у организаторов не ко всему восточно-европейскому блоку, а как раз-таки к Баранову. В 2006 году в употреблении допинга была уличена Любовь Денисова, которая четырежды входила в десятку Нью-Йоркского марафона, а в прошлом году большой резонанс получила история с дисквалификацией самой успешной российской бегуньи на длинные дистанции Лилией Шобуховой. Всемирное антидопинговое агентство (WADA) аннулировало все ее результаты, включая победу на Лондонском и три виктории на Чикагском марафонах, но представители Шобуховой неоднократно заявляли, что спортсменка возвращать полученные за эти успехи призовые ни в коем случае не будет. За это ее пожизненно отстранили от участия в самой престижной марафонской серии World Marathon Majors, куда входят Лондонский, Бостонский, Берлинский, Чикагский, Нью-Йоркский и Токийский марафоны. Менеджером Денисовой и Шобуховой был как раз Андрей Баранов.
Не секрет, что все топ-марафоны серии идут в тесной связке, и, сильно обидев организаторов хотя бы одного из них, можно напороться на неприязнь всей шестерки. Возможно, под санкции попали все люди, так или иначе причастные к Шобуховой. Ибо оставлять за чертой доверия менеджера, у которого за долгие годы в "бизнесе" два допинг-случая, в то время как у марафонцев из Кении подобное случается в разы чаще, очень странно.
Еще одна версия случившегося – сложная политическая обстановка. Верить в это не хочется, но, вспоминая о том, что два месяца назад в американской визе накануне чемпионата мира было отказано президенту Федерации спортивной борьбы России Михаилу Мамиашвили, исключать такого нельзя.
***
За дополнительными комментариями "СЭ" обратился к и. о. президента Всероссийской федерации легкой атлетики Вадиму Зеличенку.
– Подобные марафоны – коммерческие соревнования, – отметил Зеличенок. – Это означает, что организаторы сами выбирают, кого приглашать, а кого нет. И причины, по которым они это делают, могут быть совершенно разными. Никакой "обязаловки" тут нет.
– Это понятно. Но с этической стороны ситуация выглядит не очень хорошо.
– Почему? Мы же не знаем всей подоплеки. Может быть, спортсмены или их агенты заломили такие деньги за участие, что организаторы ахнули. Не говорю, что это так – просто привожу вам один из возможных вариантов. Марафоны – это отдельный, в какой-то степени замкнутый мир, со своими законами.
– В данной ситуации очень правдоподобной выглядит версия, согласно которой организаторы отказали россиянкам из-за недавних допинговых скандалов в нашей стране.
– В какой-то степени, наверное, так и есть. Но марафон – это же не официальный старт, на который обязаны принять человека, если тот выполнил норматив и вошел в состав национальной сборной. Возможно, раньше у организаторов были какие-то проблемы с менеджером, и теперь они игнорируют его спортсменов.
– Без Нью-Йоркского марафона-2015 мы как-нибудь проживем. Но нет ли опасений, что в следующем году нечто похожее случится накануне Чикагского, Лондонского или какого-либо другого сверхпрестижного марафона?
– Исключать этого нельзя. Все-таки между всеми топовыми марафонами очень тесная связь. Но здесь нет ничего нового. Российской легкой атлетике нужно восстанавливать свою репутацию по многим направлениям.
– В Москву приезжает президент Международной федерации легкой атлетики Себастьян Коэ. Не планируете обсудить с ним этот вопрос?
– Он также никак не влияет на марафоны. Они живут своей жизнью. Вот как думаете, у США или Великобритании бедные федерации легкой атлетики?
– Едва ли.
– А бюджеты Нью-Йоркского и Лондонского марафонов больше годовых бюджетов этих федераций! Естественно, они достаточно независимы и живут по своим законам.
– Есть ли смысл в вашем диалоге с организаторами крупнейших марафонов?
– Мы подумаем. Но когда они хотели кого-то приглашать – спокойно делали это. Я не исключаю, что в данной ситуации могут быть и политические подоплеки. До нас же не доводят, почему они приняли то или иное решение.
– Организаторы и американской прессе не назвали конкретных причин…
– Я очень интересуюсь шахматами и могу сказать, что сейчас проводится множество элитных турниров, на которые почему-то не приглашают россиян. Очевидно, там это с допингом никак не связано. То есть существуют какие-то иные причины.
Нью-Йоркский марафон. Мужчины. 1. Бивотт (Кения) – 2:10.34. 2. Камворор (Кения) – 2:10.48. 3. Десиси (Эфиопия) – 2:12.10. Женщины. 1. Кейтани (Кения) – 2:24.25. 2. Мергиа (Эфиопия) – 2:25.32. 3. Туфа (Эфиопия) – 2:25.50.