CAS примет решение по российскому делу до Олимпиады. Независимо от количества участников суда
Несмотря на то, что к судебному процессу в Спортивном арбитражном суде присоединились сразу несколько национальных федераций и звездных спортсменов, решение по будущему российского спорта мы наверняка узнаем до начала летних Олимпийских игр в Токио.
Понедельник оказался богатым на «околосудебные» новости. Список участников главного процесса года, который определит будущее российского спорта, вырос в разы. По состоянию на данный момент, в качестве третьих сторон, к нему присоединились:
— Олимпийский комитет России;
— Международный олимпийский комитет;
— Международный паралимпийский комитет;
— Международная федерация хоккея;
— Российские национальные федерации по хоккею, санному спорту, керлингу, фристайлу, спортивной гимнастике, спортивной борьбе, фехтованию и Ассоциация лыжных видов спорта;
— олимпийские чемпионки по фехтованию Софья Великая, Яна Егорян и Инна Дериглазова, а также серебряный призер Игр-2016 по спортивной борьбе Валерия Коблова и члены паралимпийской сборной.
Список пока не окончательный, так как основные участники процесса — ВАДА и РУСАДА — еще имеют возможность возражать против участия кого-либо из третьих лиц. А тем предстоит доказать свою прямую заинтересованность в результатах суда.
Напомним, 9 декабря исполком ВАДА утвердил рекомендации комитета по соответствию о жестких санкциях в отношении российского спорта. Они включают четырехлетний запрет на участие в чемпионатах мира и Олимпийских играх под национальным флагом, а также лишение права их принимать. РУСАДА теряет статус соответствия, но сохраняет возможность тестирования на территории страны.
Решение вынесут в течение трех месяцев после назначения арбитров
Вопрос очевиден: зачем так много участников? И что вообще значит этот статус «третьей стороны»?
— Все эти организации или частные лица должны доказать суду, что имеют прямое отношение к результатам процесса, — объясняет известный спортивный юрист Артем Пацев. — В таком случае они получат возможность присутствовать на самом суде, в зале заседаний или в каком-то отдельном помещении. А также право представить свою позицию в письменном виде и получать копии всей переписки.
Как мы видим, никакого реального влияния организации и спортсмены из этого длинного списка иметь не будут. Тогда зачем они нужны? Самая распространенная сейчас версия: чтобы затянуть процесс и не дать CAS принять решение до Олимпиады в Токио. Ведь если дело перейдет в длительную плоскость, все останется как есть и наша команда выступит в Японии под собственным флагом. А что будет потом — потом и будет видно...
Однако все не так просто. По регламенту, решение CAS должно быть вынесено в течение трех месяцев после назначения панели арбитров. Это должно произойти в самое ближайшее время. Конечно, тут возможны отсрочки, однако арифметика подсказывает: чтобы не успеть до Токио, арбитров нужно не назначать целых три месяца.
— Что касается даты заседания, как правило, при таком количестве участников суд просто предлагает несколько дат на выбор, — говорит Пацев. — Понятно, что найти день, который устроит вообще всех, будет крайне сложно. Скорее всего, будут выбирать из предложенных вариантов. Если же все-таки предположить, что решение будет затягиваться, еще вопрос: в наших ли это интересах? Ведь тогда четырехлетний срок отстранения может затронуть и летние Олимпийские игры 2024 года в Париже...
CAS сочинит критерии допуска на Игры?
Высказался по острой теме и наш давний знакомый — глава Американского антидопингового агентства USADA Трэвис Тайгерт.
— У нас нет юридического основания присоединиться к делу РУСАДА, но мы надеемся, что оно будет открытым, — приводит слова Тайгерта ТАСС. — Это позволит всем заинтересованным лицам получать информацию из первых рук.
Теоретически процесс по России действительно можно хоть транслировать в прямом эфире. Но на это должны согласиться обе заинтересованные стороны — ВАДА и РУСАДА. Прямо сейчас это кажется крайне маловероятным.
В случае если CAS поддержит решение ВАДА о санкциях, арбитрам предстоит определить и критерии допуска российских спортсменов до соревнований в нейтральном статусе. То есть теперь этот вопрос не отдадут на откуп международным федерациям. МОК и Международный паралимпийский комитет хотят получить универсальные критерии и не сочинять их в панике самостоятельно.
И вот тут перед арбитрами CAS открывается простор для творчества. До сих пор они еще ничем подобным не занимались. А от сути этих критериев зависит, будет ли количество наших спортсменов на Играх исчисляться десятками или сотнями...