За что наказали профессора Португалова
Олег ШАМОНАЕВ
Всероссийская федерация легкой атлетики сообщила о пожизненной дисквалификации знаменитого отечественного спортивного врача Сергея Португалова, бывшего профессора и руководителя Центра медико-биологического обеспечения Всероссийского научно-исследовательского института физической культуры и спорта (ВНИИФК). Спортивный арбитражный суд (CAS) в Лозанне признал 66-летнего специалиста виновным в нарушении антидопинговых правил Международной федерации легкой атлетики (ИААФ). Теперь ученый с мировым именем не сможет официально работать в спортивных организациях, хотя он уже был отстранен от работы еще в конце 2015 года после выхода первой части доклада ВАДА о допинге в российском спорте.
КТО ТАКОЙ СЕРГЕЙ ПОРТУГАЛОВ
Последние должности дисквалифицированного ученого – заместитель гендиректора Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный научный центр физической культуры и спорта" и глава медицинской комиссии Всероссийской федерации легкой атлетики (ВФЛА). В прошлом специалист по спортивной фармакологии входил в медицинские комиссии международных федераций плавания и студенческого спорта. Еще с начала 1980-х профессор Португалов создавал программы подготовки для ведущих отечественных и иностранных спортсменов в циклических видах спорта – легкой атлетике, плавании, лыжных гонках (помимо сборной СССР он сотрудничал, в частности с финскими спортсменами). По иронии судьбы, одним из направлений научной деятельности ученого была борьба с допингом – он участвовал в работе антидопинговых структур при ВНИИФК. Впрочем, в большом спорте до недавнего времени в роли допинговых дилеров и специалистов по антидопингу часто выступали одни и те же люди. И не только в нашей стране.
В ЧЕМ ОБВИНЯЮТ ПОРТУГАЛОВА
Профессор не был публичным человеком – до недавнего времени его знали только профессионалы из спортивной сферы. О его работе ходило множество слухов и легенд, из которых получалось, что в 1980-1990-е годы фармакологические разработки Португалова намного опережали антидопинговые технологии, хотя и его методы порой давали сбой. Однако до выхода фильма о русском допинге на немецком канале ARD в 2015 году никаких конкретных обвинений этому специалисту не предъявлялось. Однако затем информатор ВАДА Юлия Степанова представила комиссии Ричарда Паунда электронные письма, в которых Португалов якобы дает спортсменке рекомендации о том, как обмануть допинг-контроль.
Имелись ли другие свидетельства против ученого, неизвестно. Однако он был сначала отстранен от работы, а теперь – признан виновным по статьям "Обладание запрещенной субстанцией или методом", "Распространение или попытка распространения запрещенной субстанции или метода", "Назначение или попытка назначения запрещенной субстанции или метода". По нынешним российским законам это тянет на уголовный срок, однако все вменяемые в вину Португалову нарушения были совершены еще в тот период, когда в России за них не грозило ничего серьезнее административного штрафа.
ЧЕМ ГРОЗИТ ДИСКВАЛИФИКАЦИЯ ПРОФЕССОРА
Кроме новых имиджевых потерь для нашей страны – ничем существенным. Наказанный специалист пересек черту пенсионного возраста, а отчественная спортивная фармакология и медицина явно нуждаются в новых подходах и свежих кадрах. Более того, ради налаживания наших отношений с ВАДА для Олимпийского комитета России и Минспорта сейчас полезно приветствовать решение CAS о наказании Португалова и проследить за строгим соблюдением условий дисквалификации. Для самого специалиста случившееся, конечно, не самое приятное событие под занавес блестящей научной карьеры. Однако ничего не мешает ученому продолжать работать частным образом и заниматься преподавательской деятельностью. Национальный план по борьбе с допингом, который может быть представлен в апреле, предполагает полное изгнание таких людей из большого спорта. Однако до принятия соответствующих законов в России пройдет еще несколько лет.
ПОРТУГАЛОВ ПРОТИВ ДОПИНГА
"Сами по себе нагрузки в профессиональном спорте настолько велики, настолько их действие может быть пагубным на организм спортсмена, что нужны средства и восстанавливаться, и отдыхать, и развивать свои физические качества, – говорил Португалов в интервью радиостанции "Эхо Москвы" 8 февраля 2002 года. – Другой вопрос, что нельзя все абсолютно сделать допингом. Так можно и витамины сделать допингами. В конце концов, если я принимаю витамины, я лучше работаю... Я считаю, что должен быть в достаточной степени подсокращен список допингов. В нем сейчас более 10 тысяч наименований. Действительно, спортсмен может капнуть капли в нос, не зная, что там содержится запрещенное вещество. А чтобы это узнать, он должен чуть ли ни консилиум собирать. Ситуация должна быть поставлена в какие-то разумные рамки. Конечно, это вовсе не огульное разрешение: "Пей, ешь любые таблетки, любые уколы делай, только рекорд чтобы был". И детей надо от этого ограждать. Но, с другой стороны, это не может быть повальной облавой.
Нельзя быть абсолютно уверенным, что если отменить те рекорды и установить новую точку отсчета, то новые рекорды будут поставлены без стимулирующих веществ. Я думаю, что выходом из этого положения являются современные технологии. Должны быть у спортсмена возможности выбора: хорошо, это запрещено, но взамен этого я могу для своего здоровья, для своей профессиональной деятельности использовать это и это. Если огульно все запретить, тогда просто будет подпольно использовать то, что он использует".