У Чегина появился африканский собрат
На прошлой неделе в гостинице испанского города Сабадель был арестован знаменитый сомалийский тренер Джама Аден, снискавший себе славу работой с эфиопкой Гензебе Дибабой, которая считается главной претенденткой на золото Олимпиады-2016 на дистанции 1500 метров. Полиция обнаружила в номерах 23 шприца с готовыми дозами ЭПО, 62 использованных шприца, которые уже отправлены на анализ крови, шесть доз разновидностей ЭПО, таких как эпорин и наорекормон, 320 ампул для инъекций с другими веществами. Разразившийся после этого скандал может иметь серьезные последствия для мировой легкой атлетики.
КОНВЕЙЕР ЧЕМПИОНОВ
Полиция четыре недели следила за 53-летним Аденом и его группой в круглосуточном режиме. По данным правоохранителей, тренер вынес из своего гостиничного номера несколько пакетов с использованными шприцами и пустыми флаконами, которые выбросил в мусорные контейнеры в нескольких кварталах от гостиницы. Пакеты со всем содержимым также были приобщены к доказательствам по делу о допинге. Испанская полиция начала "разработку" Адена около года назад. Вместе с Аденом были задержаны физиотерапевт его группы Урид Мунир и катарский бегун Мусаеб Адбулрахман Балла. Через три дня все трое были отпущены под залог.
С Аденом работали и работают самые яркие звезды бега на средние дистанции. По большому счету тренировочная группа Джамы – это африканский вариант ныне переформатированной мордовской школы ходоков Виктора Чегина. Тот же поставленный на поток конвейер чемпионов и, как теперь выясняется, – те же спорные методы достижения успеха. Разница только в том, что сомалийский тренер работает со спортсменами из разных государств. Это обстоятельство видимо, и помогало подопечным Адена долгое время избегать неприятностей с тестированием, а после скандала в Сабаделе дает национальным федерациям возможность откреститься от попавшего под антидопинговые жернова специалиста.
– Арест тренера по бегу Джамы Адена это результат длительного расследования ИААФ, которое велось с 2013-го года в контакте с Интерполом и испанскими властями, – говорится в официальном комментарии Международной федерации легкой атлетики. – ИААФ будет использовать все ресурсы, чтобы защитить чистых атлетов. Это включает и расследования в отношении тренеров, которые хотят эксплуатировать атлетов и пропагандировать использование запрещенных веществ.
ЧТО-ТО ЗДЕСЬ НЕЧИСТО
Наряду с Гензебе, в списке учеников Ардена – Айянлех Сулейман из Джибути (бронзовый призер чемпионата мира-2013 в Москве в беге на 800 м), суданец Абубакер Каки (двукратный чемпион мира в закрытых помещениях в беге на 800 м), катарец Адбалела Харун (рекордсмен мира на дистанции 500 м), еще один катарец Абубакер Абдалла (чемпион Азии в беге на 400 м), его соотечественник Саид Аден Саид, алжирец Амин Бенфера.
В испанском отеле во время антидопинговой полицейской операции с группой Адена находились трехкратная олимпийская чемпионка Тирунеш Дибаба и серебряный призер Игр-2004 Эджегайеху Дибаба – старшие сестры Гензебе, а также сомалийский чемпион мира-1987 в беге на 1500 м Абди Биле, близкий друг Адена. А вот тренирующихся в группе Адена эфиопского стайера Ибрагима Джейлана – чемпиона мира-2011 и вице-чемпиона-2013 в беге на 10000 м и мастера стипль-чеза из Джибути Мохамеда Исмаила в Сабаделе не оказалось.
Сомнения в методах работы Ардена возникали давно. Американский тренер Джон Кук, который сам воспитывал Джаму Адена, когда тот был спортсменом, в 2012 году заявил, что в победе алжирца Тауфика Махлуфи на дистанции 1500 м на Олимпиаде в Лондоне "что-то нечисто". После этого Кук получил множество телефонных угроз и требований взять свои слова обратно. А Махлуфи, кстати, после победы на Играх-2012 сотрудничество с Аденом почему-то прекратил.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ
Чемпионку и рекордсменку мира в беге на 1500 м Гензебе Дибабу к сомалийскому тренеру привела ее легендарная сестра Тирунеш Дибаба. Гензебе в июле 2015 года установила феноменальный мировой рекорд на "полуторке" – 3.50,07. Потребовалось всего пара лет работы с новым тренером, и личный рекорд улучшен на семь секунд. Теперь Дибабе-младшей придется дать объяснения своим результатам. А Тирунеш, в доме которой в Эфиопии живет Гензебе, вряд ли могла не знать о том, какими методами пользуется тренер ее сестры. Кстати, Гензебе уже давно не участвовала в официальных стартах. Озвученная Аденом причина – травма большого пальца на ноге.
Связан с Аденом и давно уже переехавший в Великобританию стайер сомалийского происхождения Мо Фара. Двукратный олимпийский чемпион регулярно проводил сборы под руководством своего соотечественника. В прошлом году семинедельный сбор прошел в эфиопском местечке Сулутла. "Мо Фара действительно тренировался в Сулутле, но функции Джамы Адена были чисто техническими", – отреагировала на обвинения Федерация легкой атлетики Великобритании. Но и в январе нынешнего года Фара тренировался с группой Адена.
В общем "дело Адена" обещает быть громким. Вопрос только в том, затянется ли этот процесс, как в свое время "дело BALCO" на несколько лет, или борцы с допингом научились работать быстро не только в отношении России. Показательным будет и решение о допуске до Рио-2016 Гензебе Дибаба. Признаний и доказательств уже достаточно, чтобы копать "под Адена" тщательно и глубоко. Не хватает разве что фильма на канале ARD. Но, может, в этот раз ИААФ и ВАДА наберутся смелости принять решение без внешнего давления?