24 февраля 2012, 13:30

Узкий круг

Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте

ДНЕВНИК Елены ВАЙЦЕХОВСКОЙ

Рано утром в четверг случилась у меня беседа с самой яркой звездой канадских прыжков в воду Александром Депати. Наверное в любом другом случае я вообще не согласилась бы на интервью в восемь утра, но тут согласилась. Потому что Депати слишком много лет вызывал у меня профессиональный интерес совершенно непостижимым, постоянно бьющим через край талантом. Выступал на трех Олимпиадах – выиграл два серебра и дважды был четвертым. Причем на первой – в Сиднее – ему только-только исполнилось 15 лет. С пяти чемпионатов мира привез 8 медалей, в том числе три золотых. Причем в 2001-м в Фукуоке 16-летний пацаненок получил серебро на 10-метровой вышке, но при этом на трамплине ухитился проиграть Дмитрию Саутину, ставшему чемпионом, 150 баллов.

До приезда в Лондон Депати полноценно тренировался всего четыре недели, а до этого провел вне бассейна 9 с лишним месяцев – лечил крайне неприятную травму колена. Он поменял тренера, причем новым наставником стал его бывший партнер по синхронным прыжкам с трамплина Артуро Миранда.

В Канаде Александр как бы между делом дважды снялся в полнометражных художественных фильмах – в роли самого себя.

И вот эта безгранично разносторонняя личность, похудевшая со времени нашей последней встречи килограммов на 10-12, на вопрос о собственной мотивации после 22-х лет занятий прыжками в воду, трех Олимпиад и пяти мировых чемпионатов вдруг мне говорит:

- Многие спортсмены в нашем виде спорта – так уж сложилось - вообще не имеют шанса соперничать с китайцами. У меня этот шанс есть.  Я вполне отдаю себя отчет в том, что вхожу в крайне узкий круг спортсменов, способных бороться в прыжках в воду за олимпийское золото. Именно это заставляет меня тренироваться по многу часов в день и постоянно думать о том, за счет чего можно стать еще лучше, еще сильнее. Я хотел выиграть Олимпиаду в Афинах, в Пекине. Хочу этого и сейчас. И готов на любые жертвы…

Слова Депати я вспоминаю в Лондоне постоянно. Например, в среду я с интересом наблюдала: пробьются на Игры в Лондон наши девушки на 10-метровой вышке, или нет. Не пробились.

С одной стороны было отчаянно обидно сознавать, что мы оказались хуже целой кучи стран, которым, положа руку на сердце, можно было бы и не проигрывать. С другой я полностью отдавала себе отчет в том, что российскому дуэту по большому счету совершенно нечего делать в Лондоне. Достаточно было двух первых обязательных прыжков, чтобы увидеть всю несостоятельность притязаний. А ведь "обязаловка" – эта как раз та часть программы, которая по умолчанию должна быть отработана до автоматизма.

В четверг мимо полуфинала пролетели еще две российские спортсменки. На этот раз – на трехметровом трамплине. И я в очередной раз задалась вопросом: Почему? Неужели в том, чтобы попасть в первые полторы дюжины спортсменок есть хоть какая-то доблесть? Для страны, всерьез претендующей на сколь-нибудь уважительное к себе отношение, участие в полуфинале должно быть стандартом в любой ситуации. Невзирая ни на какие "входящие" причины.

Понятно, что в таком виде спорта, как прыжки в воду, может случиться любой форс-мажор как, например, с Глебом Гальпериным на чемпионате мира в Шанхае, когда он запутался в воздухе и сильно ударился об воду, не попав в итоге в полуфинал, но давайте попробуем найти объяснения итогам предварительной серии на "женском" трамплином в Лондоне.

23, 37, 35, 23, 20 – это промежуточные места, которые по ходу соревнований занимала лучшая из россиянок Светлана Филипова в каждом из пяти произвольных прыжков программы. Комментарии, как говорится, излишни.

Вот и получается, что в члены клуба "избранных" в индивидуальных видах программы на сегодняшний день можно записать одного-единственного спортсмена. Илью Захарова. У которого хоть и не получилось  попасть в призеры на трехметровом трамплине из-за единственной ошибки, но который подобно Депати совершенно четко понимает как свои возможности, так и объем работы, который предстоит выполнить до Олимпийских игр. Для того, чтобы как минимум не оказаться там туристом.

Кстати, если говорить о том самом "круге избранных" – о спортсменах, способных соперничать с китайцами (которых что раньше, что сейчас в прыжках в воду можно пересчитать по пальцам одной руки), я бы сказала, что от остальных их отличают не какие-либо невероятные таланты, а именно отношение к делу. Умение поставить профессию превыше всего остального.

С Депати, например, мы довольно долго разговаривали о звезде британских прыжков в воду Томе Дэйли, который в 13 лет стал чемпионом Европы, а в 15 выиграл взрослое мировое первенство.

- Честно говоря, не понимаю, как Том справляется со всей той шумихой, которая постоянно вокруг него происходит в Великобритании, - сказал канадец. – Я и сам в свое время попадал в похожую ситуацию, когда с самого утра меня начинали рвать на части журналисты, спонсоры, телевидение. И мой прежий тренер Мишель Ларуш, видя это, однажды сказал: "Запомни, ты интересен всем этим людям тем, что ты прыгаешь в воду так, как не умеет ни один другой человек в мире. И ты должен понимать, что интерес будет сохраняться лишь до тех пор, пока ты наверху. Для этого нужно тренироваться каждый день. И лишь потом – все остальное".

Olimpbet awards

КХЛ на Кинопоиске

Новости