Toyota на "Дакаре": мы приехали, чтобы победить
Какие гонки самые сложные в мире? Этот простой, казалось бы, вопрос вызывает ожесточенные болельщицкие споры. "Формула-1" с ее сумасшедшими скоростями и еще более фантастическими бюджетами? Чемпионат мира по ралли, где пилотам приходится демонстрировать мастерство не только на идеально ровном асфальте, но и на гравии, грунте или снегу? Или, быть может, самые сложные – это кольцевые гонки на выносливость, выжимающие все соки из техники и пилотов?
Возможно, это прозвучит слишком претенциозно, но ни одно автоспортивное соревнование мира не в силах соперничать с ралли-рейдом "Дакар" ни по протяженности маршрута, ни по его сложности, ни по запредельному уровню требований, которые эта гонка предъявляет к каждому участнику.
ЮБИЛЕЙНОЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ
Только представьте масштаб мероприятия. За две недели участникам ралли-рейда "Дакар-2018", среди которых будут пять экипажей двух заводских команд Toyota, предстоит преодолеть около 9000 км. Протяженность самого длинного этапа – порядка 900 км, проехать которые необходимо за один день. Причем трасса ралли-рейда проложена отнюдь не по скоростным и ровным как стеклышко шоссе. Зыбучие пески Перу, засасывающие машину как в болоте, каменистое высокогорье Боливии, представляющее смертельную угрозу для покрышек и значительно снижающее мощность двигателя, бескрайние равнины Аргентины, навигация в которых сродни искусству – вот ландшафт, поджидающий участников "Дакара".
При этом большинство из этих дорог, а правильнее сказать направлений, пилоты увидят впервые. Никакой тренировки, никакой разведки местности... И так каждый день на протяжении двух недель в условиях жары, бесконечной тряски и всепоглощающего напряжения умственных, физических и психологических возможностей. Кто там сказал "Формула-1"? После такого набора любой "Гран-при" покажется увеселительной прогулкой! Недаром на "Дакаре" существует поговорка – тот, кто добрался до финиша, уже может считать себя победителем.
И это действительно так – процент "выживших", то есть экипажей, прошедших всю дистанцию от старта до финиша, здесь редко превышает половину заявочного списка. А в былые годы отмашку клетчатого флага видели не более трети экипажей. "Дакар" – не гонка на выносливость, а гонка на выживание.
В нынешнем году ралли-рейд "Дакар" празднует круглую дату – самой сложной и самой протяженной гонке мира исполняется 40 лет. Ее история началась... с инцидента на трассе ралли Абиджан-Ницца 1977 года. Тогда французский мотогонщик Тьерри Сабин намудрил с навигацией и заблудился в пустыне Тенере. Спасательная экспедиция продолжалась несколько суток напролет и, когда все уже были готовы к худшему, Сабина все-таки нашли: живого, по большей части невредимого, а, главное, невероятно просветленного. За время, которое француз провел в пустыне в полном одиночестве, он влюбился в смертельно опасное очарование африканской пустоши и, вернувшись домой, немедленно взялся за организацию собственного ралли. И уже в декабре 1978 года на старт первого в истории "Париж-Дакар" вышло 170 экипажей.
Гонка стремительно завоевала популярность сначала во Франции, затем в Европе, а вскоре стала известна и во всем мире. Своим африканским корням "Дакар" был верен до 2008 года, когда гонку из-за соображений безопасности отменили. Причем причиной столь кардинального решения стали не сложности на трассе, а... реальные угрозы жизни участников со стороны террористических организаций. Именно по этой причине начиная с 2009 года "Дакар" нашел себе новый дом – просторы Южной Америки. Смена континента не означала послабления в плане сложности маршрута, поэтому самый знаменитый ралли-рейд мира сохранил прежнее название, подчеркивающее, что дух приключений оригинального "Дакара" никуда не делся и в Южной Америке.
"Дакар" – не гонка на выносливость, а гонка на выживание.
НАДЕЖНОСТЬ И ВЫНОСЛИВОСТЬ
Вся история "Дакара" неразрывно связана с именем "Тойота". Автомобили этой марки выходили на старт еще самого первого ралли-рейда в декабре 1978-го. Причем из 74 финишировавших в дебютной гонке экипажей 13 выступали именно на внедорожниках Toyota. Именно в сложнейших и для человека, и для техники условиях ралли-рейда как нельзя лучше проявилась одна из ключевых характеристик автомобилей Toyota – фантастическая надежность. Сначала чудеса выносливости демонстрировали внедорожники и пикапы частных пилотов, ну а затем компания Toyota стала посылать туда заводскую команду.
Начиная с 1995 года команда Toyota Auto Body (до 2004-го известная под именем Toyota Araco) неизменно выходила на старт всех "Дакаров" в зачете серийных моделей (класс "Продакшн" или Т2). Жесткие ограничения регламента для этой категории подчеркивают важность изначальной надежности и выносливости автомобиля. Ведь от серийных внедорожников Land Cruiser 200 машины, стартующие в цветах Toyota Auto Body, отличаются минимально: каркас безопасности, навигационное и штурманское оборудование, специальные шины, усиленная подвеска, дополнительные воздушные фильтры, усиленная защита днища и так далее. Однако базовая конструкция автомобиля – серийная. И тем значимее достижения Toyota в классе серийных моделей. За 22 года пилоты Toyota Auto Body выиграли 16 "Дакаров" в зачете Т2 – рекорд, который уже сейчас называют вечным.
Надежность и выносливость автомобилей Toyota подтверждает и другая любопытная статистика – соотношение стартовавших и финишировавших автомобилей. У пилотов, выбирающих внедорожники Land Cruiser и пикапы Hilux, эти показатели абсолютно лучшие среди всех участников "Дакара". Так, на церемонии награждения "Дакара-2017" 49% добравшихся до финиша автомобилей представляли марку "Тойота". Аналогичная картина наблюдается и в этом году – почти половина всех заявленных на старт внедорожников украшена фирменной эмблемой Toyota.
Среди них и два автомобиля команды Toyota Auto Body, отправляющиеся в поход за 17-й победой в классе "Продакшн". Стартовый номер 328 получил экипаж Кристиана Лавиеля, одержавший победу на прошлогоднем "Дакаре". Другой Land Cruiser 200 с тяговитым турбодизелем V8 1VD-FTV на биотопливе получил в свое распоряжение Акира Миура (номер 337) – серебряный призер "Дакара-2017" и участник ралли-рейда "Шелковый путь".
За 22 года пилоты Toyota Auto Body выиграли 16 "Дакаров" в зачете Т2 – рекорд, который уже сейчас называют вечным.
И ДАЖЕ ВИЛЛАШ-БОАШ ВЫБРАЛ TOYOTA
Но если пилоты Toyota Auto Вody еще до старта считаются записными фаворитами юбилейного ралли-рейда в классе серийных машин, то борьба в абсолютном зачете, где соревнуются автомобили категории Superproduction (Т1) обещает быть как никогда жаркой.
В высшей лиге "Дакара" интересы Toyota начиная с 2012 года представляет команда Tоyota Gazoo Racing South Africa. В нынешнем году инженеры подготовили к старту новейшую версию прототипа Toyota Hilux 4WD. Внешне автомобиль напоминает легендарный серийный "Хайлакс", но на самом деле это самая что ни на есть гоночная машина. Пространственная рама с интегрированным каркасом безопасности, среднемоторная компоновка, выносливая подвеска, способная выдерживать прыжки на скорости более чем 200 км/ч, мощный бензиновый атмосферный V8 превращают Hilux в настоящего фаворита предстоящего "Дакара".
Под стать автомобилю и великолепный состав пилотов, среди которых ветераны "Дакара" и звезды Кубка мира по ралли-рейдам. К их числу относится главная ударная сила Toyota – катарский пилот Нассер Аль-Аттия (стартовый номер 301).
Именно гонщик из Катара сейчас считается главным в мире специалистом по внедорожным марафонам. Во-первых, именно Аль-Аттия – обладатель Кубка мира FIA по ралли-рейдам последних двух лет (оба раза за рулем пикапа Toyota Hilux). Его скорость, а, главное, расчетливость на трассе не знают себе равных – недаром еще до серьезного увлечения автогонками Нассер сделал себе имя в мире спортивной стрельбы. К слову, на счету катарца бронзовая медаль Олимпиады-2012 в Лондоне. Но главное, Аль-Аттия знает, как побеждать на "Дакаре" – он финишировал первым в абсолютном зачете дважды (в 2011-м и 2015-м годах). Нассер и его Toyota Hilux 4WD Т1 лидировали и в гонке прошлого года, пока досадная авария не вынудила экс-чемпиона сойти с дистанции.
Также среди экипажей Toyota Gazoo Racing South Africa победитель "Дакара-2009" Жиниэль де Вильерс (стартовый номер 304). Помимо того впечатляющего успеха южноафриканец начиная с 2012-го года четыре раза поднимался на пьедестал почета "Дакара" в абсолютном зачете.
Третьим пилотом Toyota Gazoo Racing (стартовый номер 309) станет голландец Бернард тен Бринке. "Дакар" – родная стихия для голландца: он участвует в ралли-марафоне с 2012 года, притом в 2016-м Бринке выступал на Toyota Hilux в составе команды Overdrive Racing.
Помимо трех основных экипажей, представляющих Toyota Gazoo Racing, на старт "Дакара-2018" выйдет португалец Андре Виллаш-Боаш (стартовый номер 346). Экс-главный тренер "Зенита", а также "Порту", "Челси" и "Тоттенхэма" для своего дебюта на "Дакаре" выбрал надежный и проверенный пикап Toyota Hilux, подготовленный специалистами Overdrive Racing.
Один из лучших, если не самый лучший автомобиль и великолепно подобранный состав участников заслуженно превращают пилотов Toyota Gazoo Racing в главных фаворитов "Дакара-2018". Но гарантировать победу на дистанции самой сложной гонки мира, к сожалению, невозможно. Слишком уж много неизвестных на пути из столицы Перу Лимы, где юбилейный ралли-рейд стартует 6 января, до финиша в аргентинской Кордобе, намеченного на 20 января.
Здесь как никогда уместны мудрые слова завсегдатаев другого легендарного гоночного марафона – 24-часовой гонки в Ле-Мане: "Прежде чем финишировать первым, для начала нужно просто финишировать". Пожелаем же всем участникам "Дакара-2018" удачи, а нам захватывающего зрелища.
На старт, господа, заводите свои моторы!