"Тур де Франс": прощай, скандалы?
ВЕЛОШОССЕ // TOUR DE FRANCE
Итальянец Винченцо Нибали, впервые в карьере победивший на "Большой петле", считает, что допинг уходит из мира велоспорта
Исход нынешнего "Тур де Франс" был предрешен задолго до его окончания. После того, как по разным причинам основные соперники Нибали сошли с дистанции, стало понятно, что итальянец может проиграть только самому себе. Но гонщик, носящий прозвище Акула пролива, не мог себе такого позволить. 29-летний сицилианец, родившийся рядом с Мессинским проливом, как опытный охотник на протяжении всего "Тура" действовал четко, без лишних нервов и атаковал тогда, когда противники ничего не могли ему противопоставить.
Нибали окончательно завладел желтой майкой лидера общего зачета в День взятия Бастилии 14 июля, как раз перед первым днем отдыха. А после только увеличивал отрыв, доведя его до 7 минут и 52 секунд. Деморализованные соперники и не помышляли о серьезной борьбе с Винченцо, но сам итальянец не давал себе расслабиться, выиграв в итоге сразу четыре этапа многодневки – 2-й, 10-й, 13-й и 18-й. Большее, чем у Нибали, преимущество победителя над ближайшим конкурентом в последний раз было зафиксировано в 1997 году, когда Ян Ульрих обогнал Ришара Виранка на 9 минут и 9 секунд.
Винченцо Нибали стал всего лишь шестым гонщиком в истории, которому за карьеру покорились все три "Гран-тура" – после его соотечественника Феличе Джимонди, французов Жака Анкетиля и Бернара Ино, бельгийца Эдди Меркса и испанца Альберто Контадора.
В своих интервью Нибали не забывает напоминать, что без помощи "Астаны", которая платит ему 3 миллиона евро в год, он не смог бы добиться такого успеха. В казахстанский коллектив итальянец перешел перед стартом прошлого сезона, и очевидно, что команда угадала с выбором лидера. После успеха Контадора в 2009-м "Астана" во второй раз в истории привезла своего гонщика к желтой майке на "Большой петле". В 2010-м испанец в составе команды тоже финишировал первым на Елисейских полях, но затем был лишен победы в связи с обвинением в употреблении допинга и решением Высшего арбитражного суда в Лозанне (CAS).
Допинговые скандалы на "Тур де Франс" – это то, через что успели пройти целые поколения гонщиков. Но после разоблачения Лэнса Армстронга и лишения его семи титулов победителя многодневки их градус, кажется, стал уменьшаться. Уже второй год подряд на "Большой петле" нет ни одного случая обнаружения допинга. Впрочем, это еще не означает, что его не принимают до или после "Тура", и разговоры об этом не утихают до сих пор. Вот и Нибали они не обошли стороной. По ходу нынешней многодневки журналисты вспомнили неприятную историю, связанную с сицилийцем.
В 2009-м итальянец занял седьмое место в общем зачете на "Тур де Франс", которое после дисквалификации Армстронга превратилось в шестое. В августе того года газета La Repubblica опубликовала материал, в котором спортивный директор Liquigas Иван Фанини заявил, что у него есть доказательства того, что Нибали и его партнер по команде Франко Пеллицотти работали со скандально известным доктором и тренером Микеле Феррари. По словам Фанини, оба спортсмена тренировались в швейцарском Санкт-Морице и итальянском Ливиньо в черной форме, а не майках Liquigas, при этом Феррари, отлученный от работы со спортсменами в Италии в 2002 году, ехал за ними на мотоцикле.
– Якобы существуют фотографии, где он следует за мной с секундомером в руке, – отчитывался на "Тур де Франс"-2014 перед прессой Нибали. – Мы говорим о том, что было несколько лет назад, когда Иван Фанини сказал об этом итальянскому журналисту. Я подал в суд, но когда разбирательства подходили к концу, меня попросили отозвать иск, потому что я был прав и никакого криминала не было. Были только заявления, но фотографий или других доказательств не существовало.
Отвечая на прямой вопрос о Феррари, Нибали сказал, что никогда не встречался с ним лично.
Дело Винченцо против La Repubblica, Каподакуа и Фанини было прекращено в 2011 году. Последний в качестве штрафа отдал 4 тысячи евро на благотворительность. Но Пеллицотти впоследствии получил двухлетнюю дисквалификацию и был лишен гороховой майки "Тур де Франс"-2009 за абнормальные показатели крови и мочи в биологическом паспорте.
В 2008-м, когда Международный союз велосипедистов (UCI) стал внедрять программу биологического паспорта, который создает профиль крови и помогает обнаружить допинг, Нибали был на "Большой петле" 19-м. С тех пор сицилиец превратился в грозную силу в мировом велоспорте. В 2010 году он выиграл "Вуэльту Испании", в 2012-м – стал третьим на "Тур де Франс". А после перехода в "Астану" в прошлом году первенствовал на "Джиро д’Италия". И вот теперь к нему пришла победа и на "Тур де Франс".
После нынешнего триумфа Нибали отметил, что велоспорт изменился. Гонщик похвалил работу антидопинговых инстанций и заявил, что считает свой успех свидетельством того, что нынешние методы UCI хороши для спорта.
– Если бы не было всех этих элементов контроля, целевых проверок, биологического пас-порта, может быть, и меня бы здесь не было, – сказал 29-летний Нибали. – Значительный прогресс был достигнут, и сейчас мы можем видеть результаты.
На "Тур де Франс"-2014 вопросов о допинге гонщикам задавали значительно меньше, чем раньше. Хотя еще в прошлом году Кристоферу Фруму приходилось говорить об этом постоянно.
– В прошлом были сделаны ошибки, сделаны многими гонщиками, но мы должны оставить это, и двигаться вперед – к новым гонщикам, которые хотят изменить репутацию велоспорта, – отмечал по ходу многодневки Нибали. – Скандалов нет благодаря биологическим паспортам и внесоревновательному допинг-контролю.
После победы на "Вуэльте Испании" в 2010 году Нибали спросили, употреблял ли он когда-нибудь допинг, на что тот эмоционально ответил: "Что это за вопрос? Конечно же, нет!" Так же нервно он отреагировал и на вопрос, приходилось ли ему использовать запрещенные допинговые методы. Нынче сицилиец отвечает куда спокойнее. Лидируя на "Туре"-2014, Нибали отметил, что считает нормальным то, что ему задают вопросы о допинге.
– Это большая тема в велоспорте, но это вещь, которая является частью прошлого, – сказал победитель "Тура"-2014. – Конечно, и сейчас есть единичные случаи. К сожалению, никогда нельзя застраховаться от идиотов.
"Тур де Франс". Итоговое положение. 1. Нибали (Италия, "Астана") – 89:59.06. 2. Перо (Франция, Ag2rLaMondiale) – 7.37. 3. Пино (Франция, FDJ.fr) – 8.15… 14. ТРОФИМОВ – 36.41… 54. Родригес (Испания) – 2:45.17… 98. Смукулис (Латвия) – 3:43.25… 122. Кристоф (Норвегия) – 4:11.46… 133. Паолини (Италия) – 4:29.43… 154. ИСАЙЧЕВ (все – "КАТЮША") – 4:58.30.
Зачет по очкам. 1. П.Саган (Словакия, Cannondale) – 431 очко. 2. Кристофф – 282. 3. Кукар (Франция, Europcar) – 271… 98. Родригес – 16… 123. ТРОФИМОВ – 6… 130. Смукулис – 4… 135. ИСАЙЧЕВ – 3… 137. Паолини – 2.
Горный зачет. 1. Майка (Польша, "ТИНЬКОФФ-САКСО") – 181 очко. 2. Нибали – 168. 3. Родригес – 112… 27. ТРОФИМОВ – 16.
Молодежный зачет. 1. Пино – 90:07.21. 2. Барде (Франция, Ag2r La Mondiale) – отставание 3.11. 3. Квятковски (Польша, Omega Pharma-Quick Step) – 1:13.40.
Командный зачет. 1. Ag2r La Mondiale (Франция) – 270:27.02. 2. Belkin (Нидерланды) – отставание 34.46. 3. Movistar (Испания) – 1:06.10… 17. "КАТЮША" – 4:02.46.
Самый агрессивный гонщик: Де Марчи (Италия, Cannondale).