"Катюшу" выставили за дверь
Международный союз велосипедистов (UCI) без объяснения причин объявил, что российской команде "Катюша" отказано в получении лицензии "Мирового тура" - высшего профессионального велодивизиона
Грандиозный скандал разразился поздно вечером в понедельник, когда UCI сформировал окончательный список из 18 команд, попавших в "Мировой тур". Членство в нем дает автоматическое приглашение на все "Гран-туры" - "Джиро", "Тур де Франс" и "Вуэльту", а также множество элитарных однодневных и многодневных гонок уровня "Тура Фландрии" и Dauphine Libere.
Несмотря на то, что "Катюша" была в составе "Мирового тура" (раньше он назывался "Про-тур") с 2009 года, а год назад ее лицензия была подтверждена сразу на 4 года вперед, заявка команды на регистрацию в высшем дивизионе на этот раз была отклонена без объяснения причин. Это стало полной неожиданностью и вызвало бурю недоумения в информационном поле профессионального велоспорта.
Пресс-секретарь UCI Энрико Карпани сообщил Reuters, что решение было принято независимой от UCI комиссией по лицензированию, которая вынесла его на основании спортивных, этических, административных и финансовых мотивов. Никаких подробностей при этом не сообщалось. Редактор cyclingnews.com Дэниел Бенсон через час после объявления итогов сообщил в твиттере, что контактировал с представителями UCI, которые заверили его: "Катюша" знает, почему ее исключили из "Мирового тура". Однако уже спустя несколько минут Бенсон написал, что с ним связались из UCI, уточнив, что "команда еще не знает, но в ближайшие пару дней узнает".
Такие детали ярко свидетельствуют о том, что решение UCI полностью вышло за рамки корпоративной этики, принятой в современном мировом спорте. Лишение лицензии последовало не только без объявления причин, но также без предварительного обсуждения и как минимум уведомления пострадавшей команды. Для руководства "Катюши" и тренерского штаба, работающего на предсезонном сборе в Италии, новости стали такой же сенсацией, как и для всех остальных.
До самого вечера молчал официальный сайт "Катюши". Вчера днем "СЭ" не смог получить комментариев и в Федерации велосипедного спорта России (ФВСР), которую возглавляет владелец "Катюши" Игорь Макаров. Несмотря на то, что к тому моменту новость висела на сайте UCI более 15 часов, пресс-служба ФВСР заявила, что ее генеральный директор Владимир Вагенлейтнер никаких документов от UCI не получал и ничего комментировать не станет. Макаров тем временем собрал экстренное совещание, чтобы выработать свою позицию.
При отсутствии какой-либо официальной информации остается лишь догадываться об истинных причинах недружественного жеста UCI по отношению к российской команде. Первый из четы-рех названных мотивов - спортивный - очевидно, отпадает. В составе "Катюши" на сезон-2013 значится лучший гонщик мира 2012 года по версии UCI Хоакин Родригес. Кроме того, "Катюша" заняла второе место в командном рейтинге, пропустив вперед лишь британскую Sky, которая доминировала на "Тур де Франс".
Административный и финансовый мотивы также маловероятны. Об этом говорят благоприятное предварительное решение комиссии по лицензированию, которая еще 29 октября включила "Катюшу" в топ-15 лучших команд, а также полная и гарантированная на много лет вперед финансовая поддержка возглавляемой Макаровым компании "Итера" - одной из крупнейших в мире частных газовых компаний. Приблизительный ежегодный бюджет "Катюши" (точные цифры официально не раскрывались) колебался в районе 15 - 20 миллионов евро, что делало ее одной из самых богатых велокоманд в мире, если не самой богатой вообще.
Таким образом, по мнению "СЭ", корни следует искать в причинах этических. Причем эти причины должны быть насколько масштабными, настолько и убедительными. Действия UCI пока сильно напоминают действия организации, которой известно нечто такое, что способно вызвать грандиозный скандал, и она не хочет, чтобы в нем фигурировала команда высшего дивизиона.
Совсем недавно UCI официально открыл расследование вокруг "дела Колобнева - Винокурова", которых обвиняют в сговоре на "Льеж - Бастонь - Льеж" в апреле 2010 года. Но вне зависимости от исхода расследования на решение комиссии обстоятельства той гонки никак не могли сказаться - казахстанской "Астане", за которую выступал Винокуров, лицензию продлили без вопросов.
Несмотря на то что имя нового генерального менеджера "Катюши" Вячеслава Екимова ни разу не фигурировало в "деле Армстронга", с которым наш трехкратный олимпийский чемпион выиграл в составе US Postal не один "Тур де Франс", в UCI, по слухам, выражали неудовлетворение этим назначением. Это было связано с тем, что UCI (во всяком случае, на словах) был озабочен "зачисткой хвостов" скандального бельгийского менеджера Йохана Брунеля, под началом которого Екимов сначала выступал в US Postal, а затем работал в качестве спортивного директора в "Астане" и RadioShack. Однако и эта версия не выдерживает критики. Людей, поработавших бок о бок с Брунелем, за столько лет набралось множество. Да и лицензия RadioShack, откуда бельгийца уволили, была продлена.
Весьма вероятной (но одновременно и наиболее опасной для российского велоспорта) версией изъятия у "Катюши" лицензии следует признать данные, которыми располагает полиция итальянского города Падуя. Следствие там близится к концу, и его уже сейчас называют "крупнейшим антидопинговым расследованием в истории спорта".
В середине октября итальянская La Gazzetta dello Sport писала, что, по данным полиции, Денис Меньшов, Александр Колобнев, Владимир Гусев, Владимир Карпец, Михаил Игнатьев, Евгений Петров - то есть большая часть элиты российского велоспорта - так или иначе связаны с Микеле Феррари, сотрудничество с которым погубило, в частности, Лэнса Армстронга. Феррари вместе с сыном Стефано и агентом Раймондом Скимоне (с ним работали все перечисленные россияне) якобы создали структуру, которая занималась мошенничеством, распространением допинга, отмыванием денег и уклонением от уплаты налогов.
Если полиция официально подтвердит эту информацию, а гонщики окажутся под следствием, тогда это вполне могло бы лечь в основу аргументации UCI об отказе лицензии. По некоторым данным, первое публичное выступление прокурора Падуи может состояться уже сегодня. Если это так, то становится понятно, почему "Катюша" должна узнать мотивы отказа "в ближайшие пару дней". Непонятно, впрочем, другое: по нашим данным, конкретно в деле о возможной неуплате налогов фигурируют имена не только россиян, но не менее двух десятков гонщиков. Тогда почему страдает одна "Катюша"? И какое к этому отношение имеет сама команда - тем более что многих гонщиков в ее составе уже нет?
Один из самых авторитетных специалистов в российском спорте Валерий Сысоев, к которому "СЭ" обратился за комментариями, много лет возглавлял Международную федерацию любительского велоспорта. Сысоев также видит причину отказа в лицензии в данных, полученных UCI от полиции Падуи, но пока неизвестных широкой публике:
- Мне, как и всем, трудно назвать однозначную причину. Очевидно, что UCI решился на такую атаку, заручившись серьезными данными. Полное отсутствие аргументации поставило всех в неловкое положение. Мы фактически гадаем на кофейной гуще. Но других версий, кроме возможных разбирательств по поводу неуплаты налогов, у меня нет. Судя по всему, UCI решил сыграть на опережение: получил от полиции конкретные сведения и выбрал среди фигурантов дела доминантную команду, которой и стала "Катюша". В России историю с налогами сознательно замалчивали. Кто-то говорил, что это личное дело спортсменов. Теперь эти "личные дела" придется расхлебывать команде и национальной федерации.
Считаю, что в наших силах было решить вопрос с лицензией куда менее формально, чем это получилось в итоге. Но когда общественность на всех углах атакует UCI за "дело Армстронга", а российская федерация не занимает в этом вопросе какую-либо сторону - мол, мы не за белых и не за красных, - такая безликая позиция становится козырем в руках UCI.
- Почему с нами позволено было так обойтись, даже если мы виноваты, - это другой, ключевой, вопрос, - считает Сысоев. - Надо сказать, что в советское время мы имели в международной федерации велоспорта сильные позиции. Наши специалисты работали в технических комиссиях, а русский язык был официальным языком любительской федерации. Мы могли как минимум влиять на формирование решений. Когда же в связи с распадом Союза мы на 15 лет потеряли это представительство, то вместе с ним лишились и влияния. Затем в UCI пришли наши люди, но это было такое представительство, что мы благодарили бога уже за то, что нас пустили в этот дом. Мы потеряли управление такими вопросами, как формирование олимпийской программы. Если помните, за несколько лет до Лондона-2012 UCI кардинально перетряхнул трековые дисциплины, убрав из Олимпиады несколько видов, где Россия как раз могла на что-то рассчитывать. Это был первый сигнал о том, что нас и наши интересы не видят в упор.
Сейчас на первый взгляд наше представительство в UCI усилилось (Макаров входит в руководящий комитет этой организации. - Прим. С.Б.), а президент Международного велосоюза Маккуэйд прямым текстом говорит, что европейская велосипедная федерация живет благодаря средствам "Итеры". Но почему в таком случае с нами не считаются?
Сейчас, после "дела Армстронга", Маккуэйд и бывший президент UCI Хейн Вербрюгген оказались в очень щекотливой ситуации. Недавняя идея о создании комиссии, которая должна проверить роль руководства UCI в грандиозном допинговом скандале, тоже не добавила хорошего климата. Именно поэтому Маккуэйд и Вербрюгген ездили по странам и искали поддержки. Побывали и в России. Наша ошибка заключалась в том, что мы стали играть с ними в их игры. Вместо того чтобы искать общие корпоративные интересы с другими национальными федерациями.
Мы стараемся ладить с UCI и считаем за счастье, что боссы велосоюза к нам приезжают. Тогда как они должны считать за счастье, что могут к нам приехать и вести нормальный диалог. Пока этого не случилось, они не несут перед Россией никакой ответственности. И мы получаем хамское отношение с их стороны.
Сергей БУТОВ