Догнать лидеров "Катюша" не успела
ВЕЛОШОССЕ
298 километров - такова была дистанция знаменитой, уже 103-й по счету, однодневной гонки "Милан - Сан-Ремо", которая состоялась в минувшую субботу. Первым финишную черту спустя без малого 7 часов пересек австралиец Саймон Джерранс из команды GreenEDGE. Лучшим в российской команде "Катюша" стал испанец Оскар Фрейре: он проиграл победителю всего две секунды, но остался седьмым.
Владас ЛАСИЦКАС из Сан-Ремо
ЕСЛИ ВЫИГРАЕМ - ОБРАЩАЙТЕСЬ КО МНЕ
- А ты не слишком легко оделся? - Сергей Ушаков, в этой гонке отвечающий в "Катюше" за российскую прессу, в преддверии нашего 15-часового марш-броска до Сан-Ремо и обратно, немного скептически относится к выбранной мною футболке с коротким рукавом.
- Распогодится, - как можно увереннее стараюсь ответить я.
Любой россиянин меня поймет: после московских морозца и снега миланские плюс десять - настоящая жара. Как тут не запрятать подальше теплую куртку! К тому же итальянские синоптики осадков на субботу не обещают.
Погода - важная составляющая самой длинной однодневной профессиональной гонки (298 км). Сколько раз она преподносила сюрпризы! Кстати, когда в 1907 году "Милан - Сан-Ремо" только дебютировала на мировой карте велоспорта, больше половины из заявленных 62 гонщиков так и не вышли на старт - из-за холода и сильного ветра.
В 8 часов утра мы уже стоим у отеля, в котором разместились команды: десятки автобусов и машин с погруженными на крыши велосипедами дожидаются своих владельцев. Пока вокруг - тишь да гладь, но на лице генерального менеджера "Катюши" Ханса-Михаэля Хольцера целый букет эмоций. Волнуется.
- На "Милан - Сан-Ремо" сложно, что-то предсказывать, - говорит Хольцер. - Гонщикам предстоит проехать почти триста километров, и случиться, сами понимаете, может всякое. В "Катюше" тоже немного нервничают, причем прежде всего это касается не самих гонщиков, а спортивных директоров и обслуживающего персонала. За тактику у нас сегодня отвечает Валерио Пиво, так что если мы проиграем - все вопросы к нему. А вот если выиграем, то обращайтесь ко мне, - под хохот журналистов, оценивших шутку, Хольцер отправляется по делам.
...Последним у автобуса "Катюши" появляется трехкратный победитель "Милан - Сан-Ремо" Оскар Фрейре. Испанец выглядит сосредоточенным: никаких улыбок. В раскладах авторитетнейшей миланской спортивной газеты La Gazzetta dello Sport, уделившей 103-й гонке аж два разворота (что даже для обожающей велоспорт Италии очень много), Фрейре фаворитом не значится, в отличие от Марка Кавендиша, Филиппо Поццато, Винченцо Нибали и Фабиана Канчеллары. Сам 36-летний испанец, естественно, думает иначе. Через пару минут караван "Катюши" отправляется в дорогу - к точке старта. Туман над городом начинает рассеиваться.
ДАИ, ДАИ ГУС!
До старта, намеченного на 10.10 недалеко от миланской Арки мира, еще около часа. Но вторая "техничка" "Катюши" со спортивным директором Клаудио Коцци и вашим корреспондентом на борту уже трогается в путь. Задача нашей машины - ехать впереди всех и сообщать главному стратегу команды на этой гонке Валерио Пиво о возможных сложностях на различных участках трассы, будь то сильный ветер или дождь. В случае отрыва именно мы будем следовать за смельчаками, которые пытаются убежать от пелотона. В том случае, естественно, если в этом отрыве будет и представитель "Катюши".
Пересекаем нулевой километр, откуда начинается официальный отсчет гонки. Погода продолжает радовать: полный штиль, весеннее солнце начинает припекать. Тысячи зевак уже заняли удобные позиции вдоль дистанции. Толпы зрителей - отличительная черта всех итальянских гонок.
Через несколько минут по рации поступает информация: "Старт дан. Перед ним состоялась минута молчания в память о жертвах страшного ДТП в Швейцарии. Двести гонщиков неспешно двинулись в путь".
Отрыв из девяти человек, среди которых нет ни фаворитов, ни наших, образуется практически сразу после начала. Представителей "Катюши" там нет, но Коцци это совсем не удивляет.
- Когда есть такой лидер, как Фрейре, ребятам лучше сосредоточиться на работе вокруг него, чем сразу уезжать в отрыв, - объясняет Клаудио. - К тому же по такой вполне благоприятной для велогонок погоде я не уверен, что из этого отрыва в итоге можно будет выиграть. Скорее всего, беглецов догонят задолго до финиша.
Правда, предсказания Коцци долго не сбываются: на отметке в 76 километров, когда гонщики преодолевают коммуну Тортона, преимущество беглецов над основной группой достигает уже 14 минут.
- Не спеши с выводами, - хитро улыбаясь, приговаривает Коцци. - Вот доберемся до подъема Пассо дель Туркино на середине дистанции, и ситуация потихоньку начнет меняться.
Клаудио знает, что говорит: на Пассо дель Туркино пелотон съедает у отрыва ровно половину преимущества. На самом деле сложность состоит не только в самом подъеме, когда гонщики на протяжении трех километров поднимаются на высоту 532 метра над уровнем моря по изобилующей крутыми поворотами узкой дороге, но и в последующем спуске - крутом и не менее извилистом.
Когда возникает ощущение, что круговерть поворотов уже никогда не закончится, взгляд упирается в начищенный до блеска указатель на обочине: "Вы въезжаете в Геную". С этого момента Генуэзский залив, пришвартованные яхты и дорогие авто становятся неотъемлемой частью пейзажа. Правда, любоваться всеми этим красотами времени нет: по рации сообщают: "Внимание! До следующего подъема всего 20 километров".
Звездный час вашего корреспондента наступает, как раз в этот момент - мы вместе с Коцци хватаем велосипедные колеса и ждем у припаркованной на обочине машины, когда у начала подъема Делла Мани появится основная группа: если у кого-то из гонщиков "Катюши" будет прокол или возникнут другие проблемы, мы должны оказать помощь. Но она, к счастью, никому из наших не требуется, и Клаудио даже успевает подбодрить Владимира Гусева криками: "Даи, даи Гус" ("Давай, давай, Гус"). В машину возвращаемся бегом: надо успеть приехать к следующей точке быстрее участников гонки. Такие вот спринтерские рывки нашей техничке в дальнейшем придется выполнять еще не раз.
Отрыв к тому моменту сокращается до трех минут, причем Фрейре не теряется в основной группе. С трассы сообщают, что на спуске с Делла Мани серьезно пострадал колумбиец Карлос Кинтеро из Colombia-Coldeportes и что один из основных фаворитов - британец Марк Кавендиш из Sky - неожиданно выпал из пелотона. Это означает одно: борьба за победу для него закончена.
НЕПОВТОРИМЫЙ КАНЧЕЛЛАРА
Многие считают, что гонку "Милан - Сан-Ремо" по большому счету стоит начинать смотреть примерно за 25 километров до финиша, когда практически в стык идут два непростых подъема - Чипресса и Поджио: именно здесь было обеспечено немало побед. На этот раз все решается на Поджио - к этому моменту отрыв окончательно "съеден", а чьи-то отдельные попытки вновь вырваться вперед пресекаются пелотоном на корню.
Правда, за 8 километров до финиша основная группа немного опрометчиво отпускает австралийца Саймона Джерранса и итальянца Винченцо Нибали, а вскоре и знаменитого швейцарца Фабиана Канчеллару. Последний "раскатывает" тройку и, по сути, привозит на своих плечах австралийца к победе и чеку на 20 тысяч евро. Фрейре делает все, чтобы догнать беглецов, но тщетно. Таким образом, второй год подряд (вслед за Мэттью Госсом) в Сан-Ремо выигрывает сильный, но не самый элитный гонщик с Зеленого континента.
Четырехкратный победитель "Милан-Сан-Ремо" Эрик Цабель - ныне спортивный консультант и тренер "Катюши" - в нашей беседе именно действия Канчеллары в финишном отрыве называет ключевым моментом гонки.
- Когда эта троица поехала вперед, до финиша оставалось всего лишь порядка восьми километров, - сказал Цабель. - Особо отмечу действия Канчеллары: сегодня он был невероятно силен. Причем мне кажется, что швейцарец боролся на последних километрах не конкретно за победу, а за попадание на подиум. Со стороны могло показаться, что преимущество лидеров было не очень большим, где-то в районе семи секунд. Но как мы ни старались догнать их, сделать это не получилось. Хотя командной работой наших ребят я остался доволен.
- Этот сезон может стать последним в карьере Фрейре и, наверное, вам вдвойне обидно, что испанец не смог выиграть, хотя был так близок к этому?
- Несмотря на то, что Оскар уже заявил о своем уходе из велоспорта после этого сезона, я постоянно твержу ему: не надо слишком много об этом думать. Лучше просто получать удовольствие от того, что происходит. Кто знает, может быть, Фрейре отлично выступит на классических гонках и "Тур де Франс" и передумает завершать карьеру? В этой жизни все может быть, и не исключено, что у испанца будет еще не один шанс победить на "Милан - Сан-Ремо".
...После финиша гонка для спортсменов не заканчивается. Пару сотен метров до автобусов участникам приходится пробираться через толпы болельщиков, которые ради заветного фото на память буквально бросаются под колеса велосипедов. В лагере "Катюши" кипит работа: Коцци торопится везти в больницу Гусева, получившего травмы во время падения на дистанции (у Владимира перелом 8-го и 9-го левых ребер, широкое рассечение правого локтя, сильные ушибы и ссадины по всему телу и лицу). Пиво с помощниками обсуждает увлекательную концовку гонки, а Фрейре со стоящим рядом маленьким сыном - отвечает на вопросы журналистов. Жизнь продолжается, и совсем скоро велосипедный "караван" двинется дальше. Впереди - новые однодневки.
103-я мужская однодневная велогонка "Милан - Сан-Ремо". 298 км. 1. Джерранс (Австралия, GreenEDGE) - 6:59.24. 2. Канчеллара (Швейцария, Radioshack-Nissan). 3. Нибали (Италия, Liquigas) - у обоих время победителя… 7. Фрейре (Испания) - отставание 0.02… 11. Флоренсио (Испания) - то же отставание. 12. Паолини (Италия) - 0.12… 38. Висиосо (Испания) - 0.20… 100. ВОРГАНОВ - 14.39… 131. Кристофф (Норвегия) - 20.39. Шпилак (Словения), ГУСЕВ (все - "КАТЮША") - не финишировали.
Оскар Фрейре: "Мы проделали хорошую работу"
36-летний испанский лидер "Катюши" после финиша подтвердил, что, скорее всего, в последний раз принял участие в однодневной классической гонке "Милан - Сан-Ремо"
Владас ЛАСИЦКАС из Сан-Ремо
- Признайтесь, вы больше удовлетворены или расстроены результатом?
- Мне кажется, в целом мы проделали хорошую работу. Команда была нацелена на победу, и на протяжении всей дистанции нам пришлось много рисковать, чтобы не выпускать контроль над гонкой из своих рук. Но порой, даже когда ты все вроде бы делаешь идеально, успеха добиться не получается. К тому же нам противостояли очень сильные соперники: тот же Фабиан Канчеллара на финише допустил ошибку, которая стоила ему первого места.
- А нет ощущения, что вы немного упустили тот момент, когда Канчеллара "рванул" на финиш?
- Мне кажется, я все делал правильно. К тому же уехал вперед не только Канчеллара, но и Винченцо Нибали с Саймоном Джеррансом. Именно благодаря совместным усилиям они и создали задел в несколько секунд. На мой взгляд, если бы я тоже "рванул" вперед, то это был бы уже не я. Такие вещи - не моя забота. Я должен был приехать на финишный спринт в небольшой группе, что в принципе и сделал. Конечно, как мог, старался достать лидеров уже непосредственно на финишной прямой, но не получилось. На завершающем отрезке дистанции мне несколько раз приходилось "включаться", и вот этой потерянной энергии мне в заключительном спринте и не хватило. Но все равно доволен тем, как мы проехали эту гонку. Да, не победили, но удовлетворение от проделанной работы тем не менее присутствует.
- Судя по вашим словам, именно последний отрезок дался вам сегодня тяжелее всего?
- На "Милан - Сан-Ремо" практически нет легких отрезков, и все же финальная часть действительно самая сложная. Но, с другой стороны, финиш на любой гонке дается непросто.
- Это, конечно, не ваша проблема, но все же - что сегодня случилось с одним из главных фаворитов Марком Кавендишем?
- Я изначально считал, что Марк не будет бороться за победу. Для того чтобы здесь выиграть, нужна очень хорошая физическая готовность и надо уметь проходить подъемы с минимумом потерь.
- Вы выигрывали здесь трижды. У вас есть объяснение, в чем все-таки основная причина столь частых побед Оскара Фрейре на "Милан - Сан-Ремо"?
- Во-первых, эта трасса хорошо мне подходит. Во-вторых, я давно и прекрасно знаю, когда здесь наступают сложные моменты и когда необходимо просто потерпеть. В-третьих, мне часто удавалось найти верное сочетание того, как правильно распределить энергию на всю гонку.
- Не считаете, что в этом году был ваш последний шанс одержать здесь четвертую победу?
- Возможно, так и есть, но разочарования не испытываю. Я приехал за победой и в итоге финишировал в первой десятке. Это не самый плохой результат, как может кому-то показаться.