Денис Меньшов: "За место в десятке Карпец поборется"
TOUR DE FRANCE
Сильнейший российский гонщик впервые за десять лет наблюдает за ходом "Тур де Франс" со стороны - его нынешняя команда Geox не была приглашена на гонку. Мы попросили Меньшова подвести итоги первой недели "Большой петли".
- Первая неделя "Тура" оказалась кровавой, как фильмы Тарантино. В чем причины?
- Трудно сказать наверняка. В принципе первая неделя на "Туре" всегда вот такая, дерганая. Особенно для "генеральщиков", которые только вкатываются в гонку. Им важно не упасть, не потерять на ровном месте время. Но нынешний "Тур" по своей нервозности и количеству инцидентов, конечно, бьет все рекорды - посмотрите, сколько побилось классных гонщиков на общий зачет. Явный перебор. Не знаю, прав или нет, но мне вот какое пришло объяснение в голову. Перед гонкой были изменены правила начисления очков в спринтерском зачете, в частности, серьезно расширили очковый диапазон. За очки теперь сражается гораздо большее количество гонщиков: не четыре-пять, как раньше, а условно полтора десятка. Это тоже вносит определенный сумбур в действия пелотона, который и без того всю первую неделю "устаканивается". Команды борются за сферы влияния, люди определяются со своими амбициями и обязанностями в гонке. Отсюда падения и вообще повышенный травматизм.
- Корриду с участием машины французского телевидения и двух гонщиков из отрыва видели?
- Своими глазами нет, я к тому моменту только закончил последний этап "Тура Австрии". Но слышал, разумеется. Вопиющий инцидент.
- В этом году очень много нехорошего происходит в велоспорте. Погиб Воутер Вейландт, едва живым остался Маурисио Солер, какие-то драки, бодания спринтеров на финише, падения, травмы. Это просто год такой неудачный или велоспорт поразил какой-то системный вирус?
- Думаю, год такой. Да, была сумасшедшая по сложности "Джиро". Но об этом все знали задолго до гонки. А так, лично я не заметил никаких особых изменений в состоянии дорог или трудности маршрутов. Все как всегда.
- Контадор всю неделю падал, ломал велосипеды. Страдал, в общем. Это неспроста, как вам кажется?
- В этом действительно можно увидеть подтверждение того, что у Контадора не 100-процентные кондиции. Потому что когда гонщик находится в оптимальной форме, с координацией у него тоже все нормально. Но здесь ничего нельзя сказать наверняка. Думаю, с Контадором многое станет ясно уже через пару дней, когда они заедут в первые высокие горы. О чем можно говорить уверенно уже сейчас, так это о том, что Контадор не пронесется по всей дистанции так же лихо, как он это сделал на "Джиро". Но если ему хватит класса и если он победит во Франции, то это станет еще одним подтверждением его феномена.
- Вам должно быть хорошо известно, что сейчас испытывает Контадор, рискнувший отправиться в поход за желтой майкой после зубодробительной "Джиро". Ведь два года назад вы решились на то же самое. И не преуспели. Так каково сейчас Контадору?
- Сложно. Особенно после всех этих падений и поломок. Всегда тяжело собраться, когда что-то идет не по плану, - здорово бьет по мотивации. К счастью для испанца, отставание у него пока не критическое. Сколько он там проигрывает младшему Шлеку, полторы минуты? Это не так много, учитывая, что в горы они толком не заезжали. В моем случае два года назад уже после командной гонки я имел две с половиной минуты от лидеров. Потом случились падения, и за три первых соревновательных дня разрыв увеличился до пяти минут. Для меня это фактически был конец всем надеждам.
- Скажите честно: вы тогда подсознательно проиграли "Тур" еще до его начала или все же по ходу гонки?
- Все-таки по ходу. Настрой был нормальный, стартовал по-боевому. Да и физически чувствовал себя неплохо. Теперь знаю по своему опыту, что форму, которая была на "Джиро", можно было придержать на 4 - 5 недель. Но тогда, особенно на фоне невезения, она довольно быстро пошла по нисходящей.
- Пелотон, такое сложилось ощущение, разделился на две группы. Одни против того, чтобы Контадор принимал участие в гонках, находясь под расследованием. Другим все равно. Вы в какой группе?
- Я ничего не имею против Контадора. Но как бы объяснить? Мне кажется, давно следовало поставить в его истории точку. Мы выступаем на очень серьезном спортивном уровне. Он выигрывает не какую-нибудь "Вуэльту Мурсии", а гонки высшего уровня. Все прекрасно понимают, какая заварится каша, если его дисквалифицируют. Точно так же все понимают, что нет и не было в недавнем прошлом в велоспорте задачи более приоритетной, чем вынесение решения по его делу. Так почему же оно до сих пор не вынесено? Почему результаты сразу трех "Гран-туров" (Меньшов имеет в виду "Тур"-2010, "Джиро"-2011 и нынешнюю гонку. - Прим. С.Б.) оказались подвешены в воздухе?
- Александр Винокуров, так обидно закончивший свой последний "Тур" в карьере, мог вмешаться в борьбу за подиум в общем зачете?
- Настроен он был по-боевому, да и ход набрал неплохой. Трудно, конечно, судить - не было серьезных гор, но виртуально я бы отнес Винокурова к числу претендентов уровня Шлеков, Эванса, Бассо и Клодена. Жаль, что с ним все так вышло.
- Роберт Гесинк, заменивший вас в качестве "генеральщика" в Rabobank, созрел для больших дел? Или не очень?
- Мое мнение - ему еще чуть-чуть рановато. Впрочем, в команде считают по-другому. Возможно, правы как раз они.
- Если честно, мотивы вашего ухода из голландской Rabobank до сих пор остаются не совсем ясны. В чем было дело: вы с командой просто устали друг от друга? Или там решили сделать ставку на голландца, а не россиянина, что тоже вполне объяснимо?
- Скорее второе. Там поменялось общее направление. Кстати, я был не против остаться и даже пробовал начать диалог о продлении контракта.
- "Генеральщик" "Катюши" - Владимир Карпец - идет в общем зачете 22-м с отставанием в пять минут. Какое место вы отводите ему в итоговом зачете?
- Наверное, за место в десятке он поборется.
- Чисто российский состав "Катюши" - это экзотика или реальная сила? Как это видится по итогам первой недели?
- Думаю, реальная сила. Просто по каким-то причинам команда пока не может реализовать свой потенциал.
- В России в адрес "Катюши" звучит критика. На "Туре" от "русской команды" ждут большего. В Европе тоже принято критиковать "свои" команды или это сугубо российский опыт?
- Да везде так. Нормальное явление. Когда все идет здорово, все довольны. Чуть что не так - критика. Я это проходил и в "Рабобанке".
- Есть ли какое-то продолжение скандальной публикации в L’Equipe, которая выставила вам девять из десяти по "шкале неблагонадежности"?
- А какое тут может быть продолжение?
- Не знаю. Может, вас стали чаще тестировать. Или наоборот: звонили руководители издания и извинялись.
- Мне кажется, спустя три дня после публикации Патрик Маккуэйд (президент UCI. - Прим. С.Б.) дал довольно исчерпыва-ющее объяснение, назвав ее недоразумением. Я совершенно спокоен. В команде все восприняли адекватно, никаких проблем у меня не было.
- Ваша следующая цель - сентябрьская "Вуэльта"?
- Да. Готовиться к ней буду как обычно: поеду "Классику Сан-Себастьян" и "Вуэльту Бургоса". В Испании мы с Карлосом Састре будем сокапитанами. Кто из нас сильнее, выявит гонка.
Сергей БУТОВ
P.S. В воскресенье поздно вечером Александр Винокуров, заработавший перелом бедренной кости в результате падения на 9-м этапе "Тура" и сошедший с гонки, был успешно прооперирован в Париже. Сроки его восстановления пока неизвестны.