Не на том колесе
TOUR DE FRANCE
Победителем вчерашнего этапа, как и днем ранее, оказался британец Марк Кавендиш. Сегодня пелотон "Тура" повернет в сторону Альп.
Это становится даже забавно. Звездный австралийский спринтер "Катюши" Робби Макьюэн, неоднократный победитель спринтерской классификации "Тур де Франс", вчера в четвертый раз на этом "Туре" занял четвертое место. Остановившись в шаге от места в призовой тройке, которая в велоспорте пускай и имеет чисто символическое значение, но все же имеет. Четвертое место лучше пятого, но хуже третьего. И Макьюэну, продолжающему, как это ни странно, борьбу за очередную зеленую майку, это хорошо известно.
Вчера в Геньоне пелотон прощался с равниной. Если подходить к вопросу формально, то и вчерашний этап (он оказался самым длинным на "Туре" - 227,5 км) нельзя было назвать равнинным - торчало там, по маршруту, несколько вершинок четвертой категории сложности. Многие из нас не заехали бы и на первую из них, но это лирическое отступление, так как даже для спринтеров те горки - не горки, а семечки.
Этап запомнился полным отсутствием чего-либо запоминающегося. В самом его начале случился довольно невнятный отрыв, когда трое гонщиков чуть придавили педали, и вжик - выскольнули из пелотона. Вспоминая о том, с какими усилиями и потерями уезжали из основной группы отрывы на предыдущих этапах, наблюдать за этим было даже как-то обидно. Потом пелотон долго на ходу просыпался, кушал, пил и разве что не читал свежие газеты. В результате трио беглецов довольно быстро набрало шесть с половиной минут преимущества. И началась дорога длинная, дорога дальняя…
Ехали из Монтаржи в Геньон не сказать чтобы с ветерком. С этим как раз были проблемы. Солнца было в изобилии, а вот с ветром - напряженка. И очень скоро стриптиз на колесах исполнил украинец Андрей Гривко из "Астаны", который на скорости под 40 км/ч принялся беззаботно стаскивать нижнюю майку, смысла в которой, согласен, не было никакого. Это потом подтвердил и испанец Луис Леон Санчес из Caisse d’Epargne, проделавший под прицелом телекамер ту же процедуру. Но у Гривко получилось эффектнее.
Работать начали километров за тридцать до финиша. И вскоре случился завал - к счастью, первый и последний за вчерашний день. Голландец Ларс Бом из Rabobank наехал на кого-то из своих коллег, кто-то сверкнул пятками на асфальте, но все происходило на торможении, поэтому серьезных потерь удалось избежать.
Когда до финиша оставалось не более 20 км, почудилось, что в голове пелотона выстроился "поезд" "Катюши" числом не менее пяти гонщиков, а последним колесом в том "поезде" сидит Макьюэн. Выяснилось, что это были не галлюцинации. Впервые на нынешнем "Туре" российская команда изобразила полноценный "поезд", продержавшийся в целостном виде, увы, ровно до тех пор, пока не началась активная работа со стороны "Гармина", "Коламбии" и "Лямпре". Отрыв вскоре съели, и закрутилась кутерьма предфинишных разборок.
За 7 км последний раз мелькнула форма "Катюша" на ком-то из гонщиков, кроме Макьюэна. Это был высоченный (199 см) бельгиец Стийн Ванденберг, отработавший хорошую смену и бережно посадивший, как заботливый родитель, своего 171-метрового спринтера на соседнее колесо. Что ж, то колесо, как говорится, было кого надо колесо - Марка Кавендиша.
На нем австралиец сидел довольно долго, но в результате серии поворотов уже на заключительном километре гонки в какой-то момент его потерял, и это стоило Макьюэну шансов на победу. В тот момент, когда Кавендиш, обретший уверенность в себе после черной полосы в карьере, начал свой спринт, Макьюэн даже успел пересесть на колесо не менее "ветеранистого" итальянца Алессандро Петакки и даже атаковал из-за его широкой спины, но то были пустые хлопоты. Колесо Кавендиша изначально выглядело перспективнее.
У австралийца еще будет время об этом подумать. Пелотон еще вернется на равнину после Альп, куда отправляется незамедлительно. Уже сегодня на его пути встанут шесть вершин!
Сергей БУТОВ
97-я мужская многодневная велогонка "Тур де Франс". 9 июля. 6-й этап. Монтаржи - Геньон. 227,5 км
1. Кавендиш (Великобритания, Columbia) - 5:37.42. 2. Фаррар (США, Garmin - Transitions). 3. Петакки (Италия, Lampre). 4. Макьюэн (Австралия, "КАТЮША"). 5. Циолек (Германия, Milram). 6. Тюрго (Франция, Bbox) - у всех время победителя… 28. Контадор (Испания, "Астана")… 38. Армстронг (США, Radioshack)… 62. Плюшкин (Молдавия, "КАТЮША")… 65. МЕНЬШОВ (Rabobank)… 85. КОЛОБНЕВ… 88. БРУТТ… 93. ВОРГАНОВ… 136. КАРПЕЦ… 149. ИВАНОВ - у всех время победителя… 161. Ванденберг (Бельгия, все - "КАТЮША") - отставание 0.34.
Общий зачет. 1. Канчеллара (Швейцария, Saxo Bank) - 28:37.30. 2. Томас (Великобритания, Sky) - отставание 0.20. 3. Эванс (Австралия, BMC) - 0.39. 4. Хеседал (Канада , Garmin-Transitions) - 0.46. 5. Шаванель (Франция, Quick Step) - 1.01. 6. А.Шлек (Люксембург, Saxo Bank) - 1.09… 9. Контадор - 1.40… 13. МЕНЬШОВ - 1.49… 18. Армстронг - 2.30… 23. Макьюэн - 2.49… 33. КАРПЕЦ - 3.05… 58. Родригес - 3.33… 71. КОЛОБНЕВ - 3.48… 73. ВОРГАНОВ - 3.54… 83. Плюшкин - 4.49… 96. Ванденберг - 7.38… 127. ИВАНОВ - 13.29… 161. БРУТТ - 22.18.
Спринтерский зачет. 1. Хусховд (Норвегия, Cervelo) - 118 очков… 3. Макьюэн - 105. Горный король. 1. Пино (Франция, Quick Step) - 13 очков. Молодой гонщик. 1. Томас - 28:37.50. Командный зачет. 1. Saxo Bank - 85:56.25… 14. "КАТЮША" - отставание 5.08.
Перед началом вчерашнего этапа корреспондент "СЭ" побеседовал с многократным участником легендарной многодневки и двукратным победителем ее этапов, который на этот раз не попал в заявку "Катюши" на "Тур"
Александр БОЧАРОВ: "БЕЗ ПОДДЕРЖКИ В ГОРАХ КАРПЕЦ НЕ ОСТАНЕТСЯ"
- Во время первых этапов все осторожничали, - начал Бочаров, которому я дозвонился домой во Францию. - Ничего удивительного, ведь этапы эти проходили по территории Голландии и Бельгии - как раз по тем местам, где проложены трассы многих известных однодневных гонок. Уже "Джиро" этого года, которая также стартовала из Голландии, показала, что надо ждать разного рода неприятных сюрпризов. Они, конечно, добавляют пикантности, но...
- Что стало для вас таким сюрпризом?
- Прежде всего - ранние сходы претендентов на высокие места в общем зачете Кристиана Ванде Вельде и Франка Шлека.
- Ванде Вельде получил серьезные повреждения на спуске с вершины Стокё. Там же попадала на асфальт добрая половина пелотона. Вам хорошо знаком этот спуск?
- Более чем. Стокё входит в маршрут однодневной "Льеж - Бастонь - Льеж", которую я ездил не менее семи раз. И спуск там действительно опасен настолько, насколько говорят. Дорога очень узкая, и при дожде, который, собственно, и случился, может произойти все что угодно. Есть еще один момент. На "Льеж - Бастонь - Льеж" этот спуск расположен в середине дистанции, там нет серьезных разборок, достаточно просто занять хорошую позицию. А на "Туре" Стокё поставили близко к финишу. Из-за этого в пелотоне чувствовалась нервозность, которая, возможно, и стала главной причиной массового завала.
- Многие предсказывали, что Франку Шлеку на этапе с брусчаткой придется несладко. И тут случилось его падение с переломом ключицы...
- Я тоже не исключал такого варианта. Понимаете, на брусчатке важно не только умение по ней ездить, но еще и физические качества гонщика. Франк - очень легкий для своего роста, и трясло его очень прилично. В принципе еще на первой, асфальтовой части того этапа, я обратил внимание, что Франк занимал невыгодную позицию на поворотах и спусках. Так что падения, можно сказать, следовало ожидать. Возможно еще, что на брусчатке сказалось его плохое зрение.
- Самые именитые россияне на "Туре" - Сергей Иванов и Александр Колобнев в составе "Катюши", на которых наверняка делалась ставка на отдельные этапы, также пострадали в завалах. Претендентов на победу на каждом этапе и так пруд пруди, а тут еще все тело болит. Насколько реально Иванову и Колобневу в такой ситуации рассчитывать на успех?
- Все зависит от характера падений. Если они случились на торможении, на низкой скорости, - ничего страшного. А вот если был получен "асфальтовый шок", то, конечно, трудно сразу сесть в седло и показать лучшие качества. По себе знаю, что требуется несколько дней, чтобы просто прийти в себя и привести организм в порядок. Дальше все зависит от того, намерена ли команда делать на этих гонщиков ставку на конкретном этапе. Выиграть в одиночку невероятно сложно, нужна поддержка.
- Вы, признанный горняк, в этом году "Тур" не едете. Кто будет оказывать поддержку Владимиру Карпецу в Альпах, а затем и Пиренеях?
- В первую очередь Хоакин Родригес. Я не присутствовал на командном собрании и не знаю точно, как распределены в команде роли, но Родригес - мастер своего дела. Они с Карпецом гонялись вместе в Caisse d’Epargne, еще там прошли притирку. Уверен, в тяжелый для Карпеца момент в высоких горах именно Родригес всегда будет рядом. Кроме того, не стал бы сбрасывать со счетов Иванова. Сергей давно доказал, что на отдельном горном этапе может дотерпеть до конца. Он идеально знает свою работу и также подставит локоть Карпецу, когда это потребуется. Есть еще Колобнев, Ворганов, Брутт. В общем, без поддержки Карпец точно не останется.
- В прошлом году Карпец был на "Туре" 13-м в общем зачете. Чего тогда не хватило ему, чтобы быть в десятке или даже шестерке. Ведь Карпецу это по силам!
- По силам, согласен. Полагаю, в прошлом году Владимиру не хватило одного хорошего горного гонщика в помощь.
- И последний вопрос: Армстронг или Контадор?
- Контадор.
Сергей БУТОВ