Забастовка на "Большой петле"
Известный французский гонщик-ветеран Бернар Ино призвал участников "Тур де Франс" устроить забастовку, в случае если Фрум все-таки выйдет на старт многодневки 7 июля. Напомним, в декабре прошлого года британская и французская пресса сообщили, что допинг-проба Фрума дала положительный результат на сальбутамол. Если передозировка препарата от астмы будет доказана, британцу грозит до четырех лет дисквалификации.
Хотя расследование тянется уже почти год, Фрум все это время выступает без всяких ограничений. Совсем недавно он выиграл многодневку "Джиро д'Италия", став всего третьим человеком в истории, кто одерживал победы на трех "Гранд-турах" подряд. Интересно, что компанию ему составляют тот самый Бернар Ино и Эдди Меркс. "Фрума не должны были допускать до старта на "Джиро", – заявил 63-летний Ино. – Почему мы так долго ждем решения по его делу? Почему Фруму дали так много времени, чтобы найти объяснения? Не связано ли это с тем, что у его команды Sky так много денег?"
ТРЕНЕР БЕСПОКОИТСЯ ЗА БЕЗОПАСНОСТЬ ФРУМА
Sky выпустила заявление, где говорится, что Ино недостаточно осведомлен, чтобы призывать гонщиков к забастовке. Возмущение выразил и личный наставник Фрума Тим Керрисон.
– Нужно справедливо обращаться с гонщиками, чтобы обеспечить их безопасность, – считает специалист. – Крис – обычный человек. Он чувствует, что к нему относятся предвзято. Во Франции в целом публика прекрасная, но есть люди, которые враждебно относятся к Фруму. Они его ненавидят. Мы работаем со службой безопасности, чтобы обеспечить неприкосновенность Фрума во время гонок.
Согласно Всемирному антидопинговому кодексу, история с Фрумом формально соответствует букве закона. Сальбутамол, на передозировке которого был пойман британец во время гонки "Вуэльта" в сентябре прошлого года, относится к числу "особых" субстанций. Временное отстранение за них может и не налагаться до вынесения окончательного вердикта. А что решения нет уже почти год – это процедурная накладка, и ничего больше.
Кодекс ВАДА не ограничивает международные федерации по времени вынесения решения. То есть вполне может быть, что Фрум выйдет на старт "Тур де Франс", выиграет свой пятый титул, а на следующий день после финиша будет лишен всех своих побед, включая и "Джиро". Справедливо ли это по отношению к остальным гонщикам, которые вынуждены будут бороться с допингером? Очевидно, нет. Является ли нарушением антидопинговых правил? К сожалению, ответ тоже отрицательный.
ФРУМУ ПОМОГАЕТ ИЗВЕСТНЫЙ В РОССИИ АДВОКАТ
Никакой забастовки на старте "Тур де Франс", конечно, не будет. Слишком высоки ставки для каждого гонщика. Мало кто откажется от Олимпийских игр, чемпионата мира или престижной многодневки из моральных принципов. Но что Фруму во Франции будет непросто – это факт. Вполне вероятно, что ему не станут пожимать руку или устроят провокацию на церемонии награждения.
Британцу можно было бы посочувствовать, но факты против него. Концентрация сальбутамола в его организме была превышена вдвое. При том, что сделать это ненамеренно очень сложно. Допустимая концентрация равна определенному количеству "пшиков" аэрозоли. Считать до трех уж точно все умеют. А смысл идти на риск и превышать дозу в велоспорте точно есть. Сальбутамол, который является препаратом для лечения астмы, увеличивает выносливость и объем максимального потребления кислорода. То есть способствует развитию именно тех качеств, которые отличают чемпиона от аутсайдера.
Любопытно, что интересы Фрума сейчас защищает известный британский адвокат Майк Морган. Тот самый специалист, который до этого многократно работал и на Россию. Так, Морган пытался отстоять в Спортивном арбитражном суде право наших легкоатлетов выступать на Олимпийских играх-2016 в Рио, а также помогал лично бегуньям Марии Фарносовой (Савиновой) и Татьяне Андриановой.
Морган будет стремиться, чтобы решение по делу Фрума походило на недавний вердикт в отношении лыжника Мартина Сундбю. Того за передозировку сальбутамола дисквалифицировали всего на два летних месяца, правда, отобрав при этом завоеванные титулы. Но по факту Сундбю не пропустил никаких стартов и спокойно выступал на Олимпиаде в Пхенчхане.
Тут напрашивается сравнение с историей российских велогонщиков Кирилла Свешникова, Дмитрия Страхова и Дмитрия Соколова. Они только из-за упоминания в докладе Макларена (то есть, по сути, только подозрений) не были допущены до участия в Олимпийских играх в Рио. Подозрения потом не подтвердились, положительных проб не было, и никакой дисквалификации тоже не последовало. Но спортсмены упустили шанс своей жизни.
Теперь россияне ввязались в процесс против Макларена и ВАДА в канадском суде. Надежда на справедливость призрачная, слишком уж тяжело крутится каждый винтик системы. Жаль, что никто не призывает гонщиков пелотона не только бойкотировать Фрума, но и поддержать непонятно за что пострадавших россиян.