7 февраля, 20:55

Почему «Готика» стала народной игрой

Богдан Виноградов
Корреспондент
Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте
Русскоязычные геймеры любят ее. Но чем именно немецкая серия ролевых игр заслужила эту любовь?

Русскоязычные геймеры определенно любят «Готику» — достаточно посмотреть на количество модов и до сих пор «живые» ресурсы, посвященные обсуждению довольно старой франшизы. Но чем именно немецкая серия ролевых игр заслужила эту любовь? Попробуем разобраться.

1. Доступность

Фото Piranha Bytes

Пожалуй, не самый очевидный пункт, но начать стоит именно с него, ведь речь идет об эпохе компакт-дисков. Разумеется, к 2001 году интернет в России уже существовал, однако его распространение оставляло желать лучшего, да и сам он выглядел иначе, без удобных магазинов вроде Steam или торрент-трекеров.

Поэтому частенько популярность новинки определялась не только ее качеством, но и банальной доступностью — не только игры, но и хорошего перевода. Впрочем, многие до сих пор вспоминают кошмарные машинные локализации старых частей GTA или серии игр по «Гарри Поттеру».

Фото Piranha Bytes

И тут «Готике» повезло — у нее нашлось сразу два таких издания, не просто переведенных, но и озвученных. Первое, от Snowball (1C), вышло менее чем через год после выхода оригинала. Второе, от «Руссобит-М», появилось в 2004-м. Речь идет о вполне себе достойных «лицензиях» — «пиратки» тоже встречались, в том числе и от «Фаргуса», но вспоминают их сейчас в основном ради смеха.

С годами и новыми частями серии проблема становилась все менее и менее актуальной, но начало было положено именно в первой половине «нулевых».

2. Атмосфера

Что чаще всего упоминали в рецензиях и отзывах, что было главным аргументом фанатов серии в бесконечных спорах с поклонниками Morrowind? Именно «атмосфера». Игрок попадал в суровый мир острова-колонии, где давать поблажек никто не собирался. Над Безымянным, бессменным протагонистом основной серии, издевались и запросто могли ограбить, а свое место в иерархии еще следовало заслужить. Сюда же относились и некоторые квесты — вместо борьбы с драконами героя могут заставить разносить колбаски послушникам.

Фото Piranha Bytes

Неужели игроков того времени охватила эпидемия мазохизма? Вовсе нет. Любая ролевая игра привлекает ощущением прогрессии, путешествием «из грязи в князи» — и если начало истории подчеркивает слабость и низкий статус протагониста, то к ее финалу достижения будут ощущаться гораздо сильнее.

Что может быть приятнее, чем раскидывать высокоуровневых противников фаерболами, с ностальгией вспоминая о попытках убежать от кабана дюжиной-другой часов раньше?

То же самое относится и к системе фракций, предоставляющих доступ к высокоуровневым предметам и тренировкам — нужно еще постараться стать «своим», а для начала неплохо бы просто попасть в нужное место, не нарываясь на агрессию стражников, но если уж получилось, то это чувствуется. Например, часовой, попытки пройти мимо которого были отдельным квестом для новичка, будет относиться к главному герою высокого звания с настоящим почтением.

3. Симуляция жизни

Фото Piranha Bytes

Стоит сказать, что о полноценной симуляции потребностей каждого НПС речи не идет. Население «Готики» живет по довольно простому скриптовому расписанию — кузнец кует, стражник сторожит, а ночью все идут спать.

Тем не менее для своих лет даже это выглядело прорывом, учитывая, что и в более поздних ролевых играх вроде Knights of the Old Republic или Neverwinter Nights 2 большинство неигровых персонажей попросту стояли на своих местах.

Находка оказалась настолько удачной, что со временем нечто подобное стало стандартом жанра, и не только его — так, серия S.T.A.L.K.E.R. не в последнюю очередь прославилась именно душевными посиделками сталкеров у костров.

Фото Piranha Bytes

Особенную прелесть происходящему придавала возможность стать частью этого мира — не только сюжетно, через вступление в одну из фракций, но и на уровне геймплея. Ничто не мешало игроку самому заниматься кузнечным делом и ковать кинжалы или просто поджарить мясо на огне, а потом выкурить самокрутку и посидеть на лавочке. Простейшие с точки зрения игровых механик действия превращались в то самое отыгрывание роли, за которое и любят РПГ.

4. Видео и аудио

Современным игрокам трудно глядеть на первую и вторую часть без боли — увы, таков удел раннего 3D. Впрочем, если преодолеть это препятствие, то игрока встретит мрачный, но сделанный вручную и с явной любовью мир. А игрокам своего времени было и того проще — большинство рецензий отмечают вполне себе красивый визуал, приятно сочетающийся с минимумом подзагрузок. Пожалуй, именно стиль и стал одной из причин популярности — в СНГ «темные» игры чаще всего имеют больший успех, чем солнечные и яркие.

Фото Piranha Bytes

Ну а «Готика 3» при всех своих недостатках в плане «картинки» стала настоящим шагом вперед — и технологически, и в плане разнообразия локаций. Увы, расплатой за это стали высокие системные требования и невероятное количество багов. Пожалуй, это главная причина, по которой третья часть не приобрела столько преданных поклонников, сколько первая и вторая. Интересно, что здесь новым игрокам скорее повезло — компьютеры стали куда мощнее, а оставшиеся баги давно поправлены пользовательскими патчами.

Впрочем, любят не только глазами, но и ушами — с этим у серии всегда было все хорошо. Уже упомянутая озвучка дополнялась музыкой от молодого, но талантливого Кая Розенкранца и известной группы In Extremo, с которой многие из российских поклонников познакомились именно благодаря «Готике».

5. Открытый мир

Фото Piranha Bytes

Удивительно, но многие до сих пор называют «Готику» эталоном открытого мира. Да, он сравнительно небольшой. Однако он сделан вручную и с вниманием к деталям. Если игрок заметит труднодоступное место — то, скорее всего, там обнаружится что-то действительно интересное необычный враг или ценный лут.

Искусственных ограничений в этом мире мало, зато хватает естественных — враги в высокоуровневых локациях не оставляют новичкам шансов. Когда-то классическая для жанра схема теперь разбавляется автолевелингом, что делает ролевые игры более доступными. Сюда же относится и ориентирование на местности без «компаса» и другие способы упростить игроку жизнь.

6. Сложность

Фото Piranha Bytes

Ролевая система «Готики» проста, за что ее то и дело критиковали. Однако минимум навыков и атрибутов не означает, что играть будет просто — скорее наоборот. Безжалостность вселенной подчеркивается еще и сложностью: на ранних уровнях героя сможет зарезать любой гоблин или насадить на клыки кабан.

Разумеется, со временем игрок прокачается, научится выбирать наиболее эффективные методы борьбы с врагами, а то и вовсе обнаружит эксплоиты вроде расстрела беззащитных противников со стратегической высоты ближайшего булыжника. Тем не менее первое впечатление никуда не денется — и для многих оно будет положительным. Как известно, отечественные геймеры любят посложнее.

Заключение

Фото Piranha Bytes

История серии «Готика» закончилась не на самой высокой ноте — со спорной серией ELEX, разладом внутри студии. И тем не менее первым частям серии удалось стать классикой. Более того, в популярности франшизы «Ведьмак» несложно разглядеть наследие «Готики» с фиксированным протагонистом, недружелюбным миром и атмосферными побочными активностями...

Очевидно, что Piranha Bytes удалось нащупать нужные струны и нажать правильные кнопки. Возможно, сами они ничего подобного уже не сделают, но теплые воспоминания целого поколения игроков никуда не исчезнут.

Olimpbet awards

Кубок года по футболу

Новости