2 ноября 2011, 14:19

Причиной падения Як-42 МАК назвал ошибку пилотов

Дмитрий Смирнов
Корреспондент
Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте

В Москве состоялась пресс-конференция Межгосударственного авиационного комитета (МАК), посвященная итогам расследования причин авиакатастрофы Як-42 под Ярославлем. Напомним, трагедия, в которой погиб ярославский "Локомотив", произошла 7 сентября в аэропорту Туношна.

- По результатам летного эксперимента опытными летчиками-испытателями установлено, что ошибочное отжатие тормозных педалей экипажем в процессе разбега возможно только, если ноги пилота на педали стоят неправильно и находятся на тормозных площадках, - приводит "Интерфакс" слова председателя технической комиссии МАК Алексея Морозова. - При этом небольшое по величине и усилиям нажатие на педали может быть не замечено пилотом. Отжатие тормозных педалей мог произвести как командир, осуществлявший активное пилотирование, так и второй пилот, регулярно выполнявший полеты в самолете Як-40 и только осваивавший самолет Як-42.

Непосредственной причиной катастрофы самолета явились ошибочные действия экипажа, выразившиеся в отжатии тормозных педалей перед подъемом носового колеса при неправильном положении ног на педали в процессе взлета на тормозных площадках. Это привело к созданию тормозного усилия на колесах основных стоек шасси, дополнительного пикирующего момента, невозможности своевременного создания взлетного угла тангажа, выкатыванию за пределы ВПП на большой скорости. Анализ действий экипажа показал, что пилоты даже и не рассматривали возможность прекращения взлета.

Своевременная оценка ситуации экипажем, принятие решения о прекращении взлета вместо установки взлетного режима двигателя за примерно тысячу метров до выходного торца взлетно-посадочной полосы - 23 позволило бы предотвратить авиационное происшествие.

Морозов сообщил, что техническая комиссия на основании летного эксперимента и независимых оценок пришла к выводу о том, что у обоих пилотов имел место негативный перенос навыков, полученных при управлении самолетом Як-40, на самолет Як-42.

- На взлетно-посадочной полосе не было обнаружено признаков заклинивания колес, а также течей гидрожидкости, - отметил Морозов. - По результатам специальных исследований, отказов в работе тормозной системы и авиашин самолета не выявлено. Технология работы экипажа в процессе разбега в полной мере не соблюдалась.

Так, по его словам, в процессе взлета не был озвучен доклад о скорости принятия решения, а командир экипажа не озвучил решение о продолжении или прекращении взлета.

Гид по ЕВРО

Откройте глаза на свое будущее

Новости