Сергей Карякин: "Это был лучший год в моей карьере"
Пресс-конференция началась с того, что журналисты спели победителю "Happy birthday!", поздравив его с днем рождения.
– В первую очередь, я хочу поблагодарить Сергея за прекрасный матч, – начал Карлсен. – Думаю, это был прекрасный поединок. И я хочу поблагодарить всех тех, кто смотрел наше противостояние, не важно, кого именно вы поддерживали, просто любителей этой игры. Все это бессмысленно без вас. Спасибо, что любите шахматы.
Что касается тай-брейка… Я знал, что все случится именно так, уже после ничей в 11-й партии. Но я хорошо чувствовал себя после нескольких выходных. Да, вторая партия на тай-брейке получилась слегка разочаровывающей для меня. Но я рад, что все закончилось победой, и я отстоял титул.
– Сергей, вы можете прокомментировать ход тай-брейка?
Карякин: – Да. С днем рождения, Магнус. (Смех в зале.) Это был очень сложный матч. Да, классическая часть сложилась для меня удачно. Да, у меня были взлеты и спады, но счет 6:6 – это очень хорошо. Думаю, после этих 12 партий я был совершенно не готов к быстрым шахматам. Я играл очень плохо сегодня. Но все равно в трех из четырех партий шла напряженная борьба. Магнус воспользовался моими ошибками и заслужил эту победу. Я поздравляю его с защитой титула.
Хочу также поблагодарить всех, кто меня поддерживал. И тех, кто приехал в Нью-Йорк, и тех, кто болел за меня в интернете – а их было много. Также хочу поблагодарить Российскую шахматную федерацию за ее поддержку. Это был лучший год в моей карьере, несмотря на то, что он так закончился.
– Магнус, была ли у вас какая-то особенная стратегия на этот тай-брейк?
Карлсен: – Моей главной стратегией было хорошо подготовиться и достойно сыграть. Конечно, я больше концентрировался на игре черными, чем белыми. А после 11-й классической партии моей целью было перевести противостояние в тай-брейк и испытать свою удачу.
– Сергей, а что касается вас?
Карякин: – Я потратил много времени на подготовку к дуэли с Магнусом, но это не сработало. Он менял дебюты, и я так и не сумел воспользоваться своими наработками. Порой я совершенно о них забывал. Приходилось так много готовиться… И знаете, думаю, что, возможно, было бы лучше сохранить голову свежей. Может быть, это было моей ошибкой перед тай-брейком. В быстрых шахматах гораздо важнее просто быть в хорошей форме. А я не могу сказать о себе этого.
– Магнус, счет по тай-брейкам у вас был равный – 4:4. Возможно, уже после 11-й партии вы решили, что хотите сыграть тай-брейк. Откуда у вас была такая уверенность в себе?
Карлсен: – Честно говоря, я не знал, какой у меня с ним был счет на тай-брейках. Для меня было преимуществом, что мне не надо было думать о победе в 12-й партии. Я почувствовал, что моя голова работает лучше, чем несколько дней назад. Я посчитал, что сыграть не одну, а четыре партии – это хорошая идея. Кроме того, было приятно поиграть немного быстрее, чем раньше.
– Магнус, можете объяснить, почему вы надели носки с эмблемой НБА?
– Сегодня был последний день матча, а носки – не главный приоритет. Под конец турнира они могут быть в дефиците. Это небольшой подарок, который я получил еще до матча, и подумал, почему бы и нет .
– Магнус, вы сказали, что ваша голова не работала настолько хорошо, как она может. Насколько тяжелым был для вас этот матч?
– После восьмой партии было очень тяжело. До нее, меня расстраивало, что я не мог победить, когда у меня была лучшая позиция, но мне нравилось, как я играл. После восьмой партии меня посетили все возможные виды негативных мыслей. Было очень сложно успокоиться и играть нормально.
– И как вы с этим справились?
– Пытался не думать об этом, но это было не так просто. В спорте есть такое клише: всегда нужно думать о процессе, а не о результате. Было непросто несколько дней, но по ходу 10-й партии мне в какой-то степени удалось сохранить спокойствие, когда мне было это нужно.
– Магнус, сколько лет вы планируете сохранять титул чемпиона мира?
– Сколько лет? Как минимум до 2018-го. Повторюсь, я очень доволен, что выиграл этот матч. Это было непросто. Пока еще не думаю о следующем. Я очень рад, что в концовке этого матча я получал удовольствие от игры. Играть было весело – думаю, это самое важное. Сейчас я чувствую себя намного лучше по сравнению с тем, что было в какой-то момент матча, и с уверенностью смотрю в будущее.
– Магнус, на какое место вы бы поставили эту победу в вашей карьере?
– Было очень сложно. Если говорить о матчах за шахматную корону, то, безусловно, это был самый сложный поединок. Я бы сравнил его с турниром претендентов в 2013-м, в котором я победил.
– Сергей, вы отлично играли в этом году, победили на турнире претендентов, отлично показали себя в этом матче. Какие ваши дальнейшие планы? Надеетесь ли вы вновь сыграть за чемпионский титул?
Карякин: – Да, конечно. Сейчас я немного отдохну, но уже скоро турнир в Вейк-ан-Зее (в январе 2017-го), возможно я поеду на чемпионат мира по рапиду и блицу в Катар (в декабре). Я хочу совершенствовать свою игру и верю, что у меня будет еще один шанс в будущем.
– Сергей, сейчас, после поражения в матче, что бы вы поменяли в своей стратегии на оставшиеся четыре партии после выдающейся победы в восьмой.
– Конечно, это был очень важный момент, когда в 10-й партии, которую я проиграл, я не увидел "вечный шах". Возможно, это был решающий момент матча. Но я не хочу сказать, что Магнусу повезло, это было бы несправедливо, у него были выигрышные позиции в третьей и четвертой партиях. Всего могло пойти по другому пути. Все случилось, как и должно было случиться. Постараюсь улучшить свою игру.
– Не планируете ли вы посетить какую-нибудь латиноамериканскую страну? - вопрос гроссмейстерам от журналиста из Панамы.
Карлсен: – Я играл в Мексике и был удивлен уровнем внимания к шахматам в этой стране. На матче, если не ошибаюсь, присутствовало несколько тысяч человек – это было здорово. Я играл на турнире в Бразилии, на который приезжали зрители со всего континента. Что касается будущего, то не знаю. Мне нравится посещать новые места, я был бы не против.
Карякин: – В 2006-м я был в Мехико, и я был удивлен количеством любителей шахмат, потому что интерес к шахматам был фантастическим. Прошло 10 лет, в Южной Америке было не так много турниров. Если меня пригласят – я приеду.
– Сергей, знаете ли вы о возросшем интересе к шахматам в России? И знаете ли, что ваш менеджер стал звездной норвежского телевидения?
– Да, я слышал об этом, но я не следил за последними событиями, которые произошли, когда я был здесь. Придется спросить у жены.