Аронян возвращается в борьбу!
ШАХМАТЫ. ТУРНИР ПРЕТЕНДЕНТОВ-2014
Обыграв Петра Свидлера в четвертом туре турнира претендентов, Левон Аронян поменялся с ним местами в турнирной таблице. Теперь у него столько же очков, как и у Владимира Крамника, черными сделавшего ничью с лидером Вишванатаном Анандом.
Евгений АТАРОВ
из Ханты-Мансийска
Если первые три тура в Ханты-Мансийске вполне можно было назвать разминкой, четко расставившей акценты в вопросе "От кого чего ожидать?", то начиная с четвертого пошла большая игра. От исхода партий Ананд – Крамник и Аронян – Свидлер зависел если не исход всего турнира претендентов, то стратегическая линия борьбы на пять-семь ближайших дней. Скажем, реализует Вишванатан белый цвет против Владимира, – и перед ним открытая дорога к первому месту и матчу-реваншу с Карлсеном. Сумеет Левон прижать Петра, – и они поменяются местами как в таблице, так и в настроении...
Вывеске “Ананд – Крамник” двадцать с лишним лет, впервые они встретились за доской еще в 1989 году в московском отборочном турнире знаменитой Ассоциации гроссмейстеров, регулярно начали играть с 1993-го, когда параллельными курсами шли к шахматному трону. У индийца, который на шесть лет старше россиянина, это получилось чуть раньше – в 1995 году. Вишванатан вышел на матч с Гарри Каспаровым, но с треском проиграл ему. Попытка Владимира пятью годами позже оказалась более успешной, и он выиграл титул... чтобы сдать его индийцу! Ананду пришлось дважды доказать свои права на корону. Сперва в круговом чемпионате мира-2007, где он на очко опередил ставшего вторым Крамника, а потом и в матче в Бонне-2008, который стал вершиной творчества индийского гения. Он выиграл его досрочно: +3-1=7.
За четверть века Ананд с Крамником успели сыграть друг с другом 81 раз. Десять побед на счету Вишванатана, восемь – Владимира, а 63 раз была зафиксирована ничья. Год назад перед турниром претендентов-2013 Вишванатан испортил Владимиру настроение, взяв и обыграв его в 27 ходов в Цюрихе. К Хантам это не имело никакого отношения.
Крамник пришел на партию минут за десять. Впервые сдал пальто в гардероб (до этого он оставлял его в комнате отдыха), аккуратно разгрузил на специальный стол содержимое пакета (термос, коробочка со сластями), достал баночку со спреем и салфетки, тщательно протер очки. Затем заполнил бланк, поправил фигуры и по привычке смахнул пыль с доски. Ананд к этому моменту уже был на месте, незаметно для всех пробравшись в шахматную академию Югры. Он является на игру налегке – без термоса и снеди, даже без ставшего привычным за годы пиджака и галстука.
Лидер турнира предсказуемо начал партию с 1.d4, но... уже после четвертого хода погрузился в глубокие размышления. “Я делаю в этой позиции практически все ходы, – прокомментировал свой дебютный выбор Крамник. – Подготовил на сегодня 4...cd”. Любопытно, что так черными несколько раз играл... Вишванатан против Владимира! И вдруг такая смена декораций (при том, что венский вариант ферзевого гамбита считается дебютом на “соскок”). Когда Ананд освежил в памяти основные линии, соперники в теме блиц исполнили следующие 13 ходов, пока не дошли до критической позиции после 17...Кc6. В этот момент индиец снова погрузился в раздумья. Что делать?
У белых была парочка перспективных направлений, но чем дольше Ананд изучал их, тем меньше они улыбались ему. “В конце концов пришли бы к позицию с ладьей против двух легких фигур, где у черных были отличные шансы на ничью”, – сказал в оправдание последовавшей разгрузки Вишванатан. Интересно, когда Крамника попросили поделиться оценкой позиции, он жестко сказал, что партия имеет слишком большую теоретическую ценность, и потому он хотел бы воздержаться от комментариев.
Стоит ли винить Ананда за то, что он избрал 19.f4, после чего партия моментально пришла к ничьей вечным шахом? Он пока ведет себя весьма практично, никогда не “насилует” позицию: есть шансы на победу – борется, ну а ничья раз – так ничья.
Надо полагать, Крамник был полностью удовлетворен таким результатом:
– Моя главная задача на старте турнира была в том, чтобы... не закончить его уже к четвертому туру! – со смехом сообщил Владимир. – Как в Лондоне, у меня было три черных цвета, и учитывая, что обычно тяжело вхожу в турнир, это было нелегким для меня испытанием. Очень рад, что удалось так легко “проскочить” через него.
– Сыграло ли какую-то роль то, что в турнире претендентов была принудительная жеребьевка, и в первых трех турах вы играли со своими соотечественниками?
– Честно говоря, вообще об этом позабыл... Вряд ли это как-то могло повлияло на турнирную стратегию: сперва с нашими, потом с иностранцами – какая разница.
– А как насчет другого разделения? Первые три тура, кажется, довольно очевидно продемонстрировали, кто из участников находится в хорошей форме, кто в плохой. Не собираетесь в этой связи в разных партиях вкладываться по-разному?
– Не согласился бы с тем, что “уже все ясно”, и турнир не разделился на фаворитов и аутсайдеров. Да, с теми, кто находится в хорошей форме более-менее ясно, а вот с остальными я бы не стал торопиться. Поэтому для меня каждая партия как первая, не стараюсь с кем-то поднажать, а против кого-то наоборот действовать осторожней, ориентируясь на ничью... Стараюсь использовать свои шансы против любого.
Не спешит с оценками и Ананд. Для него турнир претендентов пока складывается идеально, судить же о его готовности к серьезной борьбе можно будет только после того как он получит хотя бы одну по-настоящую тяжелую позицию... Крамник был на краю пропасти, играя со Свидлером, но спасся. А вот вывернулся бы Вишванатан?
Тот же Свидлер проходил свой “тест на профпригодность”. Поначалу партия для него складывалась почти идеально. Первые 18 ходов он оттарабанил за пять минут, Аронян над своим 19.Сd3 продумал 20 минут, а над 22.С:f7+, которым пожертвовал фигуру, вытащив черного короля в центр, – еще 20. Петербуржец ответил на это 42-минутными размышлениями над 27...Кd8. У него была отличная, как потом казалось, альтернатива в виде 27...К:d4!?, возвращая фигуру, но ликвидируя все угрозы.
– Можно было пойти на этот эндшпиль, он объективно должен держаться – сказал потом Свидлер. – Я очень долго думал над этим, пока в конце концов не решил, что... “трус не играет в хоккей”. Надо испробовать свой шанс после 27...Кd8. Все-таки у меня лишняя фигура и я определенно форсированно не проигрываю. Не один раз по ходу партии пожалел об этом решении. Ничью здесь как-нибудь да делал бы.
Позиция белых выглядела очень грозно: две проходные по центру, поддержанные ладьями, мощная батарея ферзь+слон. А взамен черные имели коня, который никак не мог найти себе места, пока больше путаясь под ногами, чем принося пользу.
– Я недооценил, насколько неприятная позиция у черных после 31...Фe7 – развел руками Петр. – Плюс у меня были серьезные проблемы со временем. И, конечно же, у меня совершенно выпал из поля зрения ход 40.f4! Без него белые вряд ли смогли бы создать настолько серьезное давление. Там было уже трудно выкрутиться.
Свидлеру пришлось вернуть фигуру, разбив при этом пешечный тандем белых, но большого облегчения это ему не принесло. Аронян минимальными средствами смог создать максимум проблем, зажав черных на двух последних горизонталях.
– Была очень принципиальная теоретическая дуэль, и когда у вас пешка за фигуру, как было у меня, обычно это не очень хорошие новости, – улыбнулся Аронян. – Играть сложную позицию против сильного игрока – довольно хитрая штука, но мне удалось найти все лучшие ходы, и поставить перед черными непростые проблемы...
Увы и ах, для Свидлера в Ханты-Мансийске пока полностью повторяется сюжет лондонского турнира претендентов. Там он тоже был преисполнен надежд вплоть до пятого тура, в котором не смог выиграть подавляющую позицию у Гельфанда, и тут же уступил (белыми) Карлсену, после чего выпал из гонки за первое место.
– К сожалению, я каждый раз выбираю самые неудачные моменты для того, чтобы идти на большую борьбу, – подвел неутешительный итог этой партии Свидлер.
Аронян же после фальстарта постепенно выходит на производственные мощности – сейчас у него стало “+1”, причем с каждым днем он играет все лучше и лучше.
Завтра ему играть черными с Крамником. Возможно именно в этой партии станет ясно, кто из Эло-фаворитов бросится в погоню за Анандом. Вишванатану играть черными с Андрейкиным, – и вряд ли экс-чемпиона мири ждет слишком радушный прием.
Для Дмитрия завтрашняя партия едва ли не ключевая в турнире. Уступив сегодня Мамедьярову, снова не выдержав напряжения на четвертом часу игры, он сжег мосты за собой. Ну а комедия ошибок, случившаяся на висячих флажках, еще долго будет являться обоим в страшных снах... Чтобы вернуться в борьбу, ему нужно совершить подвиг. Способен ли на него Андрейкин? Во многом от этого зависит его судьба как элитного шахматиста – вряд ли он приехал в Ханты-Мансийск в роли зрителя.
Не собирается отказываться от своего шанса и Сергей Карякин, хотя его попытка игры на победу против Веселина Топалова оказалась малосостоятельной. Москвич впервые в жизни сыграл 1.c4, но никаких дивидендов из эффекта неожиданности не извлек: черные укрепили центр, разменяли фигуры. Для равенства – хватило.
Что ж, турнир претендентов-2014 продолжается. Пока каждый, начиная с первого, приносил нам массу неожиданностей. Не станет исключением и пятый.
ХАНТЫ-МАНСИЙСК. Турнир претендентов-2014. Аронян (Армения) – СВИДЛЕР – 1:0, Мамедьяров (Азербайджан) – АНДРЕЙКИН – 1:0, Ананд (Индия) – КРАМНИК, КАРЯКИН – Топалов (Болгария) – ничьи. После 4-го тура. 1. Ананд – 3. 2-3. Аронян, Крамник – 2,5. 4-5. Свидлер, Топалов – 2. 6-7. Мамедьяров, Карякин – 1,5. 8. Андрейкин – 1.