Петр Свидлер: "Нервничал так, что хотели вызывать неотложку"
На вопросы "СЭ" ответил чемпион России-2013, который в воскресенье в Нижнем Новгороде завоевал этот титул уже в седьмой раз, превзойдя достижения Михаила Ботвинника и Михаила Таля.
- Примите поздравления с победой! Когда выигрываешь золото так часто, новые победы приносят эмоции?
- Конечно. Хотя сейчас радость уже не та, что была, скажем, в 2011 году. Тогда я был больше доволен. Не столько результатом, сколько качеством своей игры.
- Этот титул вам пришлось добывать на тай-брейке. Но в целом турнирная дистанция была пройдена вами без особых усилий. Или так только кажется?
- Легко чемпионами России не становятся. Чтобы начать с 2,5 из 3 пришлось приложить серьезные усилия. Признаюсь, в каждой из партий первых трех туров я теоретически мог уступить. Но в итоге дожал в эндшпиле Непомнящего, выиграл борьбу нервов у Шомоева, избежал ошибок с Крамником. В результате к седьмому туру создал приличный задел. Но даже после этого в заключительной партии против Карякина ничья получилась не без приключений. Можно сказать, что на турнире мне сопутствовала удача.
- Седых волос на голове в Нижнем добавилось?
- Не знаю как насчет седых волос, но, например, Илья Левитов (председатель правления РШФ. - Прим. Е. А.) сказал, что, наблюдая за мной со стороны, ему все время хотелось вызвать неотложку. Чтобы рядом со столиком постоянно дежурили люди в белых халатах: вдруг со мной что-то случится! Наверное, в этих его словах только доля шутки - нервишки порой шалили. Волнение преследовало меня почти весь турнир.
- Как оценивали свою форму перед стартом суперфинала российского чемпионата?
- Специально к турниру не готовился. Более того, ехал в Нижний без каких-либо особых ожиданий. То же самое, кстати, было в 2011 году. И тогда, и сейчас никаких предчувствий успешного выступления и близко не испытывал. Скорее даже допускал провал. Впрочем, предтурнирные ожидания никогда прямо не влияли на мой результат.
- Александр Грищук считает, что по накалу и содержанию российский суперфинал уступил в этом году лишь турниру претендентов. Согласны с такой оценкой?
- В целом да. Есть только одна оговорка: в чемпионате России и турнире претендентов были немного разные ставки (улыбается).
- Кто произвел на вас самое сильное впечатление?
- Прежде всего Непомнящий. Его игра понравилась больше, чем моя собственная. Он выиграл пять партий из девяти. Причем не у аутсайдеров, а у тех, кто боролся за победу - у Витюгова, Крамника, Андрейкина и Инаркиева. Блестящий результат!
- Во время тай-брейка против вас он казался совершенно обессиленным...
- Пусть кто-нибудь попробует провести шестичасовой марафон против Крамника и почти сразу после этого сыграть в быстрые шахматы за золото… Но даже в этой ситуации Ян чуть не нашел тактический удар, который мог перевернуть ход первой партии. Для реализации задумки ему не хватило сил.
- Почему так неудачно в Нижнем выступил Крамник, который до сих пор ни разу не становился чемпионом России?
- Неудачным его выступление не назвал бы. Выиграй Крамник последнюю партию у Яна - и право на тай-брейк заработал бы уже он. В этом случае я бы точно не считался фаворитом. Было заметно: Владимир очень хочет стать чемпионом.
Совершенно очевидно: перед нами какая-то новая "инкарнация Крамника", это вопреки устоявшемуся мнению уже не "робот, который играет в корректные шахматы". Чувствуется, что за последние годы ему изрядно надоело делать одно и то же, - и свой интерес к шахматам он поддерживает за счет увеличения универсализма.
Сейчас Крамник чрезвычайно интересный агрессивный шахматист, при том что все его старые плюсы по-прежнему при нем! Он, как и раньше, в состоянии "на носовом платке" переиграть любого оппонента в технической позиции, но одновременно у него появилась бешеная тяга к инициативе.
- Суперфинал впервые проходил за пределами столицы. Как встретила вас нижегородская публика?
- Мне понравилось. В отличие от Москвы в Нижнем в любой момент, не испытывая дискомфорта, можно выйти на улицу. К тому же нам повезло с погодой, и для игры были созданы идеальные условия. Я бы не отказался в будущем сюда вернуться.
- Если РШФ пустит суперфиналы в путешествие по России, где еще вам было бы интересно сыграть?
- Я много где не был. И если в Нижнем Новгороде сумели создать такие шикарные условия, то это реально сделать и в других местах. Идея, на мой взгляд, здравая - Москва, Питер "наелись" большими турнирами, почему бы РШФ не поднимать интерес к шахматам в провинции?
- Рашид Нежметдинов выигрывал первенство РСФСР пять раз, чемпионы мира Михаил Ботвинник и Михаил Таль становились лучшими в СССР по шесть раз. А вы теперь - семикратный. Что для вас это значит?
- Конечно, мне очень приятно оказаться впереди таких великих людей! Само собой, Ботвинник и Таль играли в чемпионате немного другой страны, и не факт, что мне удалось бы добиться нынешнего результата в многоступенчатой структуре шахмат СССР. Но в сухом-то остатке - семь против шести! А все остальное - чистая вкусовщина.
- Помните, сколько всего чемпионатов России было в вашей карьере?
- Пятнадцать. Четыре швейцарки, один "нокаут" и десять суперфиналов.
- Какая из семи побед самая памятная, дорогая?
- Первая победа в 1994-м, очевидно, была одной из самых важных. Я тогда с ходу попал в сборную на Олимпиаду и играл в одной команде с Каспаровым. Как я уже говорил, значимым было и чемпионство-2011. Отчетливо помню еще 2008 год - не так часто мне удавалось выиграть по заказу в последнем туре у главного конкурента, да еще черными. Это была в первую очередь победа над самим собой.
- Согласились бы поменять одну из своих побед в чемпионатах России на выигрыш супертурнира или успех в турнире претендентов?
- На победу в турнире претендентов, думаю, согласился бы (смеется), а променять на условный Линарес - нет. Я слишком эмоционально привязан к этим турнирам.
- В марте вы заняли третье место по итогам турнира претендентов следом за Карлсеном и Крамником. Это был успех или неудача?
- По результату - неудача. А учитывая уровень игры, который я показал, - успех. Исторически сложилось, что мне нравится играть с сильными шахматистами и это неплохо у меня получается. В Лондоне это был уже третий турнир претендентов в моей жизни - в двух из них я сыграл хорошо, в одном провалился, и это в целом позитивно повлияло на мою самооценку.
Вместе с тем ни в одном из этих турниров я не имел реальных шансов на победу. Не хочу говорить, что это в принципе невозможно, но эту ступень я пока еще не переступил.
- Как пережили свое непопадание в турнир претендентов-2014?
- Вылет в четвертьфинале Кубка мира стал ударом для меня. Понимая, насколько тяжело выиграть это соревнование, я тем не менее надеялся, что все сложится удачно. Тем более что для участия в турнире претендентов мне хватало бы и попадания в финал Кубка… В общем, проиграть Андрейкину было очень обидно. Хотя это поражение - абсолютно заслуженное. Никаких претензий к сопернику нет.
- Ваши ближайшие планы?
- Помочь сборной России на командном чемпионате Европы (7 - 18 ноября. - Прим. Е. А.) и, возможно, чемпионате мира (24 ноября - 6 декабря. - Прим. Е. А.). А дальше будет видно. Твердо знаю одно - в следующем российском суперфинале я точно сыграю.