29 апреля 2013, 00:02

Мачо и родные стены

Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте

СВОЯ КОЛОНКА

Юрий ВАСИЛЬЕВ

Фуршет после торжественного открытия шахматного Мемориала Алехина был в разгаре. В павильоне, выстроенном в парижском парке Тюильри, царила большая суета. Обуреваемая жаждой публика тянула руки за очередной порцией шампанского, всевозможные канапе исчезали с подносов с невероятной скоростью. Молчаливые официанты величаво скользили среди людей, старавшихся перекричать друг друга.

В общем, все было – как всегда во время таких фуршетов. Но тут неподалеку от себя я увидел высокого человека, сам вид которого резко контрастировал с окружающим. Потому что вид этот был какой-то скорбно-тревожным. Он не пил, не ел, он говорил и внимал. Больше всего человек напоминал миссионера, попавшего на затерянный в океане остров с первобытными туземцами, которых ему предстоит обратить в свою веру. Причем это надо сделать до того, как туземцы его съедят.

Я узнал Хенрика Карлсена, отца Магнуса Карлсена.

– Что вы здесь делаете, Хенрик?!

Глаза Карлсена-старшего весело блеснули за стеклами очков, он не выдержал и рассмеялся. Наверное, увидел себя со стороны, моими глазами.

Действительно, что ему тут было делать?! Его знаменитый сын, обладатель высшего рейтинга в мире, здесь, на Мемориале Алехина, не играет.

Зато, пожаловался мне Хенрик, играют с его сыном. За его спиной.

– ФИДЕ объявила, что подписан меморандум с индийскими организаторами – о проведении в Ченнаи матча на первенство мира Ананд – Карлсен. Но Магнуса не спросили, хочет ли он там играть. А он не хочет. Где конкурс городов?! Где открытость?!

– Вам не нравится климат Индии? Или вы хотели бы, чтобы кто-то предложил более крупный призовой фонд?

– Магнус хотел бы играть на нейтральном поле. И мы хотели бы открытого конкурса городов.

– А согласились бы на вариант, при котором половина матча прошла в Индии, а другая половина – в Норвегии?

– Это было бы лучше, чем то, что предлагают нам.

– Меморандум – это всего лишь "протокол о намерениях". Это ведь не контракт.

– Да. Это так. Вот поэтому я здесь, чтобы привлечь внимание к проблеме…

Хенрик привлек внимание. Частное внимание частного человека. Но почему молчит норвежская шахматная федерация? Где заявление самого претендента?

Никакого протеста с его стороны не прозвучало и в Нью-Йорке – на шоу американского журнала Time, который включил Магнуса Карлсена в список ста самых влиятельных людей в мире. А до этого другой журнал – Cosmopolitan – назвал Магнуса одним из самых сексуальных мужчин.

Сексуальным, конечно, можно и помолчать. Мачо говорить не должен. У него есть дела поважнее. Но влиятельным надо бы что-то сказать.

Вчера я разговаривал с президентом ФИДЕ Кирсаном Илюмжиновым. Он подчеркнул: в течение десяти дней после окончания недавнего лондонского турнира претендентов можно было подать заявки на матч Ананд – Карлсен. Тем не менее существует лишь одна официальная заявка на проведение матча. Это заявка Ченнаи. Илюмжинов назвал цифры. Многие миллионы долларов.

Говорить о том, что кто-то готов дать больше, конечно, можно. Но где заявки? Пока только слова.

– Кстати, никаких официальных заявлений со стороны Магнуса Карлсена о том, что он против индийской заявки, мы тоже не получали, – сказал президент ФИДЕ.

– Когда будет принято окончательное решение?

– 5 – 6 мая в Баку, на Президентском совете ФИДЕ.

Между тем молчание Магнуса это отнюдь не молчание ягнят, которых ведут на заклание. В конце концов никто до сих пор не доказал, что "родные стены" могут помочь в матче за мировую шахматную корону. Напротив. Среди шахматистов существует стойкое убеждение, что "родные стены" не помогают, а вредят.

Играть дома всегда сложно. Из-за повышенного внимания к твоей персоне со стороны родственников, прессы и разного рода "больших людей". У Ананда уже был печальный опыт. Когда, ведя в счете, он проиграл матч Гате Камскому.

Ананд и сейчас понимает, что будет непросто. Но он постарается выдержать. Ради дальнейшего развития шахмат в Индии.

Впрочем, последнее слово все еще не сказано. Надо ждать, что решат в Баку. Возможно, в последний момент появится и другая заявка. Как это было в Москве перед матчем Ананд – Гельфанд. Тогда, кстати, индийцам пообещали в качестве утешения: если победит Ананд, следующий матч пройдет в Индии, минуя тендер.

Ананд победил. Но победит ли заявка Ченнаи на этот раз? Пока неясно. И если победит, подпишет ли контракт "влиятельный мачо"?

Olimpbet awards

Новости