Есть ли еще шанс у Крамника?
ТУРНИР ПРЕТЕНДЕНТОВ
Юрий ВАСИЛЬЕВ
из Лондона
Турнир движется к своему завершению. В стане претендентов наблюдается заметное расслоение: впереди Магнус Карлсен, у него блестящие "+4", на пол-очка отстает Левон Аронян, на 3-м месте – Владимир Крамник, отстающий, в свою очередь, от Карлсена на очко. После чего следует обрыв глубиной в полтора очка, за которым расположились участники, уже потерявшие шансы на победу в турнире.
Мощную игру демонстрирует лидер мирового рейтинга Магнус Карлсен. Его результат на данном отрезке турнирной трассы соответствует невероятной для турнира 22-й категории "рейтинговой скорости" – 2925. У профессионалов этот показатель больше известен под названием "перфоманс". Еще одно вписанное в таблицу "очко" – и этот самый "перфоманс" у Магнуса станет просто чудовищным, превысив отметку 3000 (!).
О манере игры норвежского феномена мы уже не раз говорили, повторяться нет никакой охоты. Вот я и решил попробовать найти новые краски и слова, для чего совершил маленькую провокацию, беседуя с Борисом Гельфандом сразу после его партии 10-го тура с Карлсеном.
– Борис, у вас с Магнусом, если не ошибаюсь, был разыгран вариант, который дискутировался в вашем матче на первенство мира с Анандом? – спросил ваш корреспондент.
– Ну да, мы с Анандом играли этот же вариант Россолимо в сицилианской защите, – последовал ответ.
– И каково ваше впечатление? Карлсен играл этот вариант сильнее Ананда?
Тут Борис раскусил, к чему я клоню, широко улыбнулся и сказал:
– Ну, у каждого бывают "его дни", когда он играет сильнее соперника. Просто у Карлсена этих самых "его дней" бывает больше, чем у остальных. Магнус очень стабилен.
Стабильный, без срывов, делающий только "единственные" ходы, всегда на шаг впереди в своих расчетах, не ведающий сомнений, никогда не попадающий в цейтноты... Да можно ли его обыграть?! Или он, как в свое время Капабланка, непобедим и неуязвим?!
На этом турнире ближе всех к победе над Магнусом подобрался Теймур Раджабов. Но, как сам же честно признался на одной из пресс-конференций, "не нашел выигрыша в решающий момент". По ощущениям, выигрыш был где-то рядом, близко. Только ведь игра идет не в ощущения...
Был "немного разочарован", по его словам, и Владимир Крамник, выпустивший Карлсена из своих железных позиционных объятий. Но я думаю, что Владимир был не совсем искренним, когда говорил эти слова. На самом деле разочарование российского шахматного тяжеловеса сильнее и глубже. Ведь и новинкой он выстрелил мощной, и позицию получил с перевесом, и все складывалось удачно, но.... сорвалось.
А вот у Магнуса не срывается.
Итогами дебюта черные в этой партии были вполне удовлетворены, позицию получили стесненную, но внешне очень крепкую.
Критический момент, как потом выяснилось, возник на 20-м ходу, когда надо было определять маршрут для черного ферзя. На пресс– конференции после партии английский гроссмейстер Джонатан Спилмен поинтересовался у Гельфанда, почему он не избрал 20... Фf8 вместо 20... Фb6, как было в партии. Борис, тонко чувствующий "компьютерное" происхождение вопроса, сказал, что выбрал более активное продолжение, так как стремился не к пассивной стойке, а к встречной игре на ферзевом фланге.
Однако течение партии показало, что ферзь черных, поплутав по закоулкам ферзевого фланга и забравшись в итоге на второй ряд, оказался выключенным из игры. И после серии блестящих ходов (из которых особенно отметим 22.Лd3! и 23.b4!) белые (то есть Карлсен), тонко сочетая угрозы королю соперника и оставленным без присмотра пешкам ферзевого фланга, одержали убедительную победу.
Вопрос остался открытым: способен ли кто-то остановить победную поступь норвежского феномена?!
Владимиру Крамнику вновь подфартило: его соперник Александр Грищук в сильнейшем цейтноте грубо просчитался, перейдя в проигранный пешечный эндшпиль после 30.С:d4.
На пресс-конференции экс-чемпион мира вспомнил, что "берлинский эндшпиль", который был разыгран в их партии с Грищуком, служил ему верой и правдой все эти 13 лет, прошедшие после матча с Каспаровым, когда он обрел вторую молодость. Но впервые в его карьере Крамник добился победы этим вариантом в партии с классическим контролем.
На мой прямой вопрос, сохраняются ли у него шансы на победу в турнире, Крамник ответил утвердительно, хотя особой уверенности в его голосе я не заметил.
Василий Иванчук вновь просрочил время! Выбрав в игре против Левона Ароняна редчайший дебют, который элита обычно игнорирует ("Будапештский гамбит"), он сумел создать очень интересную, творческую позицию, совершенно равную, кстати, что само по себе уже достижение в игре с таким сильным соперником. Одна беда: Василий вновь словно совершенно забыл про Время.
Время невластно над гениальными замыслами Иванчука, но оно ограничено для всех – и для гениев, и для обычных людей.
Выпала из общей картины этого нервного и "кровопролитного" тура короткая (21 ход) ничья, которую соорудили Теймур Раджабов и Петр Свидлер, разыграв хорошо известный в теории вариант защиты Грюнфельда. Собственно, повторять ходы они начали еще раньше, так что партия могла быть еще короче.
Свидлер сказал на пресс-конференции, что не видел, как можно усилить позицию, уклонившись от повторения. А Раджабов заметил, что, учитывая его удивительный результат, показанный в игре белыми в этом турнире, ничья – не такой уж и плохой результат.
Юмор грустный, но вполне объяснимый для 4-го шахматиста мира, делящего последнее место в турнире, на который он возлагал большие надежды...
10-й тур. Аронян (Армения) – Иванчук (Украина) – 1:0. Карлсен (Норвегия) – Гельфанд (Израиль) – 1:0. ГРИЩУК – КРАМНИК – 0:1. Раджабов (Азербайджан) – СВИДЛЕР – ничья.
Карлсен – 7. Аронян – 6,5. КРАМНИК – 6. Гельфанд, ГРИЩУК, СВИДЛЕР – 4,5. Иванчук, Раджабов – 3,5.
Вчера поздно вечером закончились партии 11-го тура: ГРИЩУК – Карлсен, СВИДЛЕР – Аронян, Иванчук – Гельфанд, КРАМНИК – Раджабов.