Петр Свидлер: "После матча с Камским ветер подул в мои паруса"
ШАХМАТЫ
В понедельник в Ханты-Мансийске петербургский гроссмейстер Петр Свидлер завоевал самый почетный титул после звания чемпиона мира - стал обладателем Кубка мира. Обозреватель "СЭ" поговорил с победителем уже через несколько минут после окончания его матча с Александром Грищуком.
ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОЛГОВ
- Петр, победу в Кубке мира можно считать наивысшим достижением в вашей карьере?
- Вообще-то я никогда не думаю о таких вещах, но победа в Кубке - это действительно серьезная штука.
- Если посмотреть на турнирную сетку, то бросается в глаза, что она раз за разом выводила вас на соперников, которых принято называть "неудобными"…
- Да, турнирная судьба была у меня забавная. В первом круге я играл с шахматистом, который российским любителям шахмат особенно не известен - бразильцем Дарси Лимой. Но я много общался здесь с Сашей Грищуком, который с ним дважды играл на Кубках мира. Так вот Грищук меня заранее предупреждал: "Будь готов к тому, что человек с тобой будет играть жестко и хорошо". Все так и оказалось, как говорил Саша. Человек играл жестко и хорошо. Но с ним у меня не было до этого никаких отношений, как и с вьетнамцем Нгуен Нгок Чуон Шоном, с которым я играл во втором круге.
- Вьетнамец в вундеркиндах ходит…
- Они все там во Вьетнаме вундеркинды. И то, что этот парень может создать проблемы, я знал заранее. Но все это были цветочки. Потому что дальше меня ждали четыре подряд матча с людьми, с которыми у меня очень плохой счет. С итальянцем Фабиано Каруаной до этого турнира было "минус два", без побед, очевидный "минус" с Гатой Камским, большущий "минус" с Юдит Полгар и, наконец, "минус" с Русланом Пономаревым…
Но, начиная с какого-то момента, я стал воспринимать это как добрый знак. Обыграв первых двух соперников, с которым у меня исторически не складывалось, я решил: то, что все они мне попадаются, - это хорошо. Потому что появилась возможность наши отношения как-то устаканить и вернуть некоторые должки…
- Мне кажется, что в этом процессе устаканивания и возвращения долгов все-таки стоит выделить матч с Камским. После него вы понеслись к финалу неудержимо, как на крыльях…
- Матч с Гатой был трудным. Белыми я выиграл партию, которую ну никак не должен был выигрывать. По-хорошему, это называется: пересидел я его. А черная партия дала очень большой заряд...
- Я следил за онлайном этой партии, и когда компьютер воспроизвел ваш ход 26…Ле2!! на экране, то поначалу подумал: наверное, какой-то сбой в трансляции... А потом до меня дошло: какая же красотища! Мне даже на мгновение показалось, что за вашей спиной стоял призрак Пола Морфи и вдохновлял на этот ход… На мой вкус, это самый красивый ход не только Кубка мира, но, возможно, вообще красивейший ход года.
- Все мы видели такие вещи в старых книжках… Есть комбинации с таким мотивом в партиях Фрэнка Маршалла… Но когда это происходит с тобой, думаешь: ну, елки-палки, зачем-то ведь это случилось?! Это не может не придать какой-то дополнительной мотивации играть хорошо и дальше. Как говорится, если ветер дует в твои паруса, нельзя чтобы это пропало зря.
МНЕНИЕ ГРИЩУКА
- Это и не пропало. По единодушному мнению шахматной общественности, вы на этом турнире продемонстрировали наиболее мощную игру и заслуженно победили.
- Не знаю, что говорит общественность, а для меня очень важно мнение Сани Грищука, который после окончания нашего матча сказал мне: "Ты играл в этом турнире хорошо. В том числе и в нашем матче". Если Саня так говорит, значит, наверное, так и было.
- К вашему матчу с Грищуком мы еще подойдем. А после Камского у вас был матч с лучшей шахматисткой всех времен и народов Юдит Полгар, которая до этого частенько вас огорчала...
- Как высказался Александр Халифман, у Юдит положительный счет со всеми, у кого были проблемы с женским полом. Если я сейчас с ней хорошо играю, значит, что-то у меня в жизни сложилось. (Смеется.)
- С Пономаревым ведь тоже были неприятные воспоминания - десятилетней давности…
- Пономарев выбил меня в полуфинале первенства мира в Москве, да и после несколько раз обыгрывал, и счет у меня с Русланом нехороший. То есть у меня подряд шли люди, которые теоретически должны были стать для меня проблемой!
- Но в итоге все это оказалось для вас неким особым знаком судьбы. Вызовом, который вы приняли и вышли с честью из испытания. И вот тут мы подходим к финальному матчу с Грищуком, вашим близким товарищем и соратником по сражениям в Казани. Как удалось настроиться на серьезную борьбу с другом?
- Мы с Саней много общались до финала и довольно много времени проводили вместе. Когда мы оба выиграли полуфинальные матчи, то этот вопрос обсудили. И пришли к выводу: да, это не есть хорошо, но куда хуже было бы играть за третье место, потому что там разыгрывалось всего одно место в турнир претендентов. А когда оба уже вышли в кандидатский турнир, это можно считать щадящим вариантом… Что тут скажешь? Мы ведь не можем создать искусственно ситуацию, при которой до конца жизни не столкнемся за доской. Это, сами понимаете, несбыточная мечта...
В матче с Грищуком я сознательно изо всех сил старался не играть то, что мы когда-то вместе смотрели. Мы ведь и до Казани много работали вместе. В общем, в Ханты-Мансийске все матчи были не простые, но этот, против Сани, оказался для меня самым трудным.
- Как вам Ханты-Мансийск?
- Очень нравится! Тут всегда отличная организация. Прекрасное отношение к игрокам, их здесь любят. Шахматисты - люди простые, нам ведь главное, чтобы не надо было решать никаких бессмысленных бытовых вопросов. Я с огромным комфортом здесь играю в четвертый раз!
- Теперь примерно через год вас ждет чемпионат мира. Прежде вам доводилось играть в чемпионате, который проводился по круговой системе - в Сан-Луисе и Мехико, вы были внутри процесса и в Казани, где была матчевая система. Какая вам больше нравится?
- Мне больше нравится круговик.
ЗВОНОК ИЗ "ЗЕНИТА"
- Вы многолетний преданный болельщик "Зенита", даже покупали абонемент на матчи любимой команды. В шахматной среде известна история, как вы встречались за доской с одним из зенитовских игроков...
- Дело было так. Однажды мне позвонили и сказали: "Зенитовцы - а конкретно Гарик Денисов - хотят с вами в шахматы поиграть. Я говорю: ну хорошо. Если честно, мне как болельщику "Зенита" любопытно было с футболистами в одной комнате посидеть. Я пришел. Поставили доску. Гарик сел напротив. Вокруг были Аршавин, Кержаков и Быстров. Я поначалу думал, что пообщаться-то будет интересно, ну а шахматы окажутся совершенно проходным элементом. Вовсе нет!
Мы сыграли с Денисовым три партии. В первых двух я играл относительно жестко в дебюте, и это явилось для моего соперника как бы проблемой. Дебютной подготовки у него нет, и эти две партии я выиграл. А в третьей, думаю, надо попробовать как-то сыграть в дебюте помягче. И после ходов 15 на доске стояла совершенно равная позиция, ну, абсолютно ничейная на моем уровне. И я Денисову предложил ничью. Он на меня посмотрел так, как бы это помягче сказать… И заявил: "Я за этим, что ли, сюда пришел? Будем катать!" И партия продолжилась. Раз так, решил я, надо обострить. И в какой-то момент я задумался минут на пять, потому что вдруг понял, что не могу найти ничью… В итоге ничью все же нашел и сделал. Но это было не просто.
- Денисов - сильный любитель, который при желании мог бы стать и профессионалом?
- Вне всякого сомнения!
ПРОСЬБА СЫНОВЕЙ
- Возвращаясь к шахматам профессиональным, задам вам такой вот вопрос: как относитесь к тому, что ни вас, ни Грищука нет в составе ноябрьского Мемориала Таля? А ведь там соберется на этот раз звездный состав: Ананд, Карлсен, Аронян, Гельфанд, еще кто-то, вроде бы Иванчук. От нас будут Крамник, Непомнящий и Карякин.
- Состав участников Мемориала Таля "закрывали" в лучшем случае летом, а скорее всего - еще весной. Это же серьезнейшее мероприятие, которое организуется не за две недели до начала. По поводу Грищука у меня и впрямь есть большое недоумение. А вот по поводу себя нет ни одного вопроса. Вот если бы состав Мемориала Таля формировался сейчас, то, думаю, у меня были бы неплохие шансы быть если не гарантированным участником, то хотя бы попасть в шорт-лист...
- Вы, как утверждают руководящие товарищи из нашей шахматной федерации, всегда охотно соглашаетесь играть за сборную страны. На командный чемпионат Европы в Грецию поедете?
- Возьмут - поеду. Надеюсь, возьмут.
- Перед первым туром последнего по счету суперфинала чемпионата России вам позвонил сын и сказал: "Папа, выиграй сегодня, пожалуйста". Вашим соперником в первом туре был Крамник. Партию вы выиграли, а с ней и чемпионат. На этот раз ваши сыновья Никита и Даня вам не звонили?
- Я разговаривал в основном с Ольгой, женой. И она рассказала, что где-то после второго круга спросила у детей: "Как вы хотели бы - чтобы папа приехал поскорее или чтобы остался подольше и хорошо сыграл?" Они задумались, вопрос ведь не праздный. Потом, посовещавшись, сказали: "Пусть лучше хорошо сыграет".
- Выходит, Петр, вы и на этот раз выполнили наказ своих сыновей. С чем от имени "СЭ" я вас и поздравляю!
Юрий ВАСИЛЬЕВ