Фавориты: Гельфанд и Крамник
ШАХМАТЫ
МАТЧИ ПРЕТЕНДЕНТОВ
Сегодня в Казани будут сыграны первые партии полуфиналов
Юрий ВАСИЛЬЕВ
из Казани
Все разговоры о шансах шахматистов в столь жестком единоборстве носят, конечно, весьма условный характер. Но все же попытаемся "заглянуть за горизонт".
Матч российских гроссмейстеров Владимира Крамника и Александра Грищука я бы назвал досрочным финалом. И победителя в нем угадать не так-то легко.
Если бы игрался длинный матч, ну, скажем, партий хотя бы из 12, я не задумываясь поставил бы все свои деньги на Крамника. Российский шахматный супертяж имеет огромный опыт в масштабных битвах, достаточно только перечислить имена соперников, с которыми он сражался в матчах за мировую шахматную корону: Каспаров (обыгран Владимиром с сухим счетом), Топалов (побежден россиянином на тай-брейке), Леко (матч сведен вничью, титул сохранен), Ананд (матч индийцу Крамник проиграл).
Большую часть своей шахматной карьеры Крамник вращался на гораздо более высокой орбите, чем его соперник по нынешнему полуфиналу. Одних "Линаресов", "Дортмундов" и "Вейк-ан-Зее" - не счесть. Многолетнее общение с такими же, как он сам, шахматными тяжеловесами - Каспаровым, Анандом, Леко, Иванчуком, Гельфандом, Топаловым, Шировым - приучило Владимира к серьезной, тщательнейшей подготовке, к умению исключать риск как метод борьбы за доской.
Не помню точно в каком из бесчисленных "Линаресов" Владимир сказал мне эти слова, но было это накануне его исторического матча с Каспаровым: "Черными я могу проиграть только двум игрокам - Каспарову и Ананду. А белыми - никому".
Но время неумолимо. Подрастают новые таланты. И даже появляются новые Шахматные Гении, такие как Магнус Карлсен. Меняются и шахматы. Изощреннее становятся компьютерные программы, а с ними и компьютерная подготовка. И нынче Крамник уже, пожалуй, не сможет повторить дерзкий лозунг юности, что "белыми не проиграю никому". И доказывать свое превосходство ему предстоит не в длинном матче, к каким он привык на своей королевской вахте, а, образно говоря, участвуя в рваном беге по сильно пересеченной местности, где смешались в кучу классические, быстрые партии и блиц.
С точки зрения "классика" - это чистый цирк. Но раз назвался груздем - полезай в кузов!
- Зачем было доводить дело до блица? - спросил я у Крамника после нервного блиц-матча с Раджабовым.
Он посмотрел на меня со своей заоблачной шахматной высоты, лукаво улыбнулся сквозь стеклышки очков "а-ля Пьер Безухов" и ответил: "Проиграть можно и в рапиде. Но рисковать не было никакого смысла".
Рисковать понапрасну Крамник, вращаясь в высших сферах, отвык. А вот его соперник по полуфиналу Александр Грищук, не снимающий свой фирменный "покер-фейс" - ни когда у него выиграно, ни когда проиграно, - этот Игрок может и умеет рисковать!
Вообще гроссмейстер, который сумел выбить из розыгрыша главного фаворита первенства, триумфатора большинства современных супертурниров Левона Ароняна, заставляет взглянуть на себя по-особому.
В отличие от Крамника у Грищука накоплен немалый опыт игры в жестких "нокаутах". Вспоминается, как еще до своего совершеннолетия Александр дошел до полуфинала чемпионата мира ФИДЕ в Лас-Вегасе и красиво боролся с Алексеем Шировым. Выиграл Грищук и два претендентских матча в 2007-м в Элисте - у Владимира Малахова и Сергея Рублевского.
Главная проблема Александра - цейтноты, которые случаются у него постоянно. И я рад, что мой настойчивый совет, высказанный в "СЭ" накануне матчей, не пропал даром: в свои привычные, чудовищные "мистические" цейтноты Грищук здесь пока не попадал.
Конечно, не я один давал Александру такой совет. Помню, с каким отчаянием в голосе говорил об этой слабости своего ученика первый тренер Грищука, знаменитый Анатолий Быховский.
Что же касается личных встреч, то Крамник и Грищук играли мало. В "классике" дважды сыграли в Вейке, обе встречи завершились вничью. На чемпионате мира в Мексике сыграли пару партий. Обе - ничьи. Одна из них длилась аж 13 ходов. В рапиде играли дважды в "Амбере", здесь небольшой "плюс" у Грищука. В блице Грищук тоже выигрывал чаще. Но ведь он был и чемпионом мира по быстрым шахматам. Вторым после Таля. О чем говорил мне с гордостью.
Трудно отдать кому-то предпочтение в этом матче. Крамник основательнее и, пожалуй, сильнее. Но в плане психологии в лучшем положении, как мне кажется, будет Грищук. Ему нечего терять. А вот Владимиру из-за его "сверхзадачи" будет труднее.
Впрочем, фортуна ему уже один раз улыбнулась. Если она будет так же благосклонна к Крамнику, как в матче с Раджабовым, то Владимиру нечего опасаться.
О втором полуфинале говорить проще. Вчера за ужином я подошел к секундантам Крамника Сереже Карякину и Захару Ефименко и спросил у них:
- Как вы думаете, кто фаворит в матче Гельфанд - Камский?
- Конечно, Гельфанд! - сказал Карякин.
- Борис уже один раз обыгрывал Гату в матче, в Элисте в 2007-м, поэтому психологическая инициатива на его стороне, - сказал Ефименко.
- Да, но с тех пор Камский усилился. Вот и чемпионат США выиграл только что, - попробовал я защитить Гату.
- Но и Гельфанд сейчас играет сильнее, чем играл в Элисте, - улыбнулся Захар.
- Мне кажется, что Гельфанд вообще сейчас играет сильнее, чем в молодые годы, - заметил Карякин, уступивший Борису в полуфинальном матче на Кубке мира-2009.
Захар лишь молча кивнул.
Для могучих профессионалов очевидно: Борис Гельфанд, Профессор, воспитанник советской шахматной школы, любимый ученик Тиграна Вартановича Петросяна, конечно же, безусловный фаворит в матче с Камским, который все еще переживает последствия своего "бруклинского почти десятилетнего "затвора".
Да, Гате труднее наверстывать упущенное. Но он борется, как лев. И его могучая воля и феноменальное упорство, которыми он славился всегда, могут уравновесить теоретическое превосходство Профессора Гельфанда.
Между тем в "классике" счет партий, сыгранных ими, в пользу Гельфанда "+4". В блице игра шла с переменным успехом. И в рапиде, и в блице счет примерно равный.