Владимир Крамник: "Я многое переосмыслил"
Российский экс-чемпион мира триумфально вернулся в классические шахматы, с блеском выиграв турнир 20-й категории в Дортмунде.
Юрий ВАСИЛЬЕВ
из Дортмунда
- Вы победили в Дортмунде в девятый раз. Как объявили организаторы, это достижение будет фигурировать в Книге рекордов Гиннесса. Все справедливо: вы показали уникальный результат.
- Каспаров выиграл "Линарес" восемь раз, а теперь мне удалось улучшить это достижение в Дортмунде. Я рад, потому что 9 - это уже близко к круглому числу 10. А мне, не скрою, хочется до завершения карьеры игрока выиграть дортмундский турнир 10 раз. Теперь надо будет поднапрячься и "зафиксировать вес".
- Вы здесь как-то всегда удачно выступаете. Может, сроки турнира подходят вам по биоритмам?
- На самом деле тут у меня не всегда удачно получается. В прошлом году, например, сыграл неважно. Но нынешняя победа в любом случае для меня стоит особняком, потому что после матча с Анандом это был первый мой классический турнир и хотелось, что называется, успешно "вернуться в бизнес".
РЕЗУЛЬТАТЫ ВАЖНЫ, НО...
- Сказалось то, что вам удалось провести серьезную работу после того матча и определенную ревизию своей игры? Или, может, повлияла благоприятная домашняя атмосфера, ведь как раз полгода назад родилась ваша дочка Даша?
- Наверное, тут все совпало. Наверняка повлияли глубокие изменения, которые обязательно происходят в связи с рождением ребенка. Я многое в своей жизни переосмыслил. Да и в профессиональном плане немало нового открыл для себя, размышляя о проигранном Ананду матче.
Все важно, все так или иначе влияет. Тем более что для меня в шахматах наиболее привлекательным элементом является творчество. Результаты важны, но творчество я ставлю выше. А если ты занимаешься творчеством, то понятно, что ты переживаешь разные периоды, как любой художник. И в зависимости от ситуаций твой стиль меняется помимо твоей же воли.
К примеру, мой стиль заметно мутировал от острого агрессивного (так я играл в 90-е годы) к спокойному позиционному. Возможно потому, что пришлось играть много матчей. А сейчас, когда не надо играть матч, не надо к нему готовиться, скрывая свою подготовку, чтобы не дать сопернику лишней информации, я стал играть свежее и раскованнее. Но, пожалуй, это лежит на уровне подсознания. Я ехал в Дортмунд, чтобы просто играть в шахматы, но вдруг меня вновь потянуло к сложной агрессивной игре. Поэтому получились такие острые и насыщенные партии, как с Карлсеном и Найдичем.
- Словно молодость вернулась?
- Ну, я еще не считаю себя ветераном, тем не менее в последнее время и впрямь стал играть, как играл в молодые годы. Теперь интересно, в каком направлении моя игра будет развиваться дальше. Это ведь иллюзия, что мы можем решать: в этом турнире буду играть агрессивно, а в этом - в спокойном ключе. Нет, что у тебя внутри происходит, то и на доске.
МАГНУСУ НУЖНО ПОБОЛЬШЕ РАБОТАТЬ
- Всех, знаю, особенно потрясла ваша партия с Карлсеном. Вы не раз о нем высказывались в восхищенных тонах, но эта партия показала, что его талант еще находится в стадии становления. Или я не прав?
- Магнус исключительно талантлив, и все, что я о нем говорил ранее, могу повторить: когда-нибудь он наверняка станет чемпионом мира и, возможно, надолго. Но пока ему еще надо много работать. Желательно с хорошим тренером, чтобы учиться не на своих ошибках, а чтобы кто-то мог объяснить, что делать. Потому что у него есть явные пробелы в постановке партии, она у него слишком легковесная. Более того, мне кажется, он пока недостаточно работает над шахматами. Как бы ты ни был талантлив, но, чтобы быть первым, надо пахать по-черному.
- Именно так работали шахматисты, которых Бог не обидел талантом, - Фишер, Каспаров. А вы сколько работаете над шахматами?
- Во время турниров и матчей - примерно по 10 часов в сутки.
- Какие выводы вы сделали после поражения от Ананда в матче?
- Мне кажется, я действительно сделал кое-какие выводы, в подготовку и игру удалось внести изменения. И уже видно, что эти изменения приносят плоды. И в Баку на матче со сборной Азербайджана, и здесь, в Дортмунде, и в Монако я показал очень хорошие результаты. Значит, на правильном пути.
Я много думал об этом матче. Благо было время, я долго нигде не играл. Хочется верить, что я понял, какие были допущены ошибки, и уже начал их исправлять.
ЧЬИХ РУК ДЕЛО - ПОНЯТНО
- А что думаете о следующем цикле первенства мира? Хотелось бы, чтобы вы приняли в нем участие…
- И мне хотелось бы. Но во всей истории шахмат участник последнего матча на первенство мира автоматически попадал в турнир претендентов, а меня туда не позвали, зато "посеяли" проигравшего в полуфинале Камского, который и в "двадцатку" сейчас не входит. Я отлично понимаю, почему в турнире претендентов "посеян" не я и какие люди, имеющие влияние в ФИДЕ, приложили к этому руку. Однако в любом случае надеюсь по рейтингу попасть в этот турнир. Просто для этого надо будет хорошо сыграть еще пару раз.
- В Мемориале Таля, как мне сказал его директор Александр Бах, вы намерены принять участие. Подбирается блестящий состав - Ананд, Карлсен, Леко, Яковенко. Говорят, и Ароняна хотят пригласить.
- Я люблю играть в Москве, а в турнире со столь выдающимся составом сыграть хочется особенно. Постараюсь подготовиться получше. Благо времени для подготовки будет даже с избытком.
- Еще в Лондоне в конце года будет крупный турнир. Я вас там в составе видел.
- Этот турнир, конечно, послабее будет, но, во-первых, место хорошее, а во-вторых, где-то надо играть. В Китай меня не пригласили, в Майнц и Бильбао - тоже. Буду ездить туда, куда приглашают…
- Считаете, что вас намеренно не пригласили в Бильбао? Но ведь там играют те, кто выиграл один из турниров "Большого шлема" - в Нанкине, Вейк-ан-Зее, Линаресе, Софии.
- Очевидно, меня там не хотят видеть, что было продемонстрировано уже в прошлом году. Что ж, в этом году я мог бы выиграть один из этих турниров, если бы в нем играл. Но не играл ни в одном из них, поэтому у меня просто не было шансов попасть в Бильбао, поскольку Дортмунд, ничуть не уступающий этим турнирам, "не засчитали". А сейчас организаторы вообще приняли "кардинальное" решение сократить состав участников до четырех человек, отсекая заодно со мной и Ананда, и Карлсена, и Ароняна, и Морозевича.
Видимо, там все делается под одного человека, и фамилия этого человека всем известна: Топалов.
ТОПАЛОВ ИЗБЕГАЕТ ВСТРЕЧ
- Вы хотели бы с ним сыграть в одном турнире?
- Я-то не против, но очевидно, что Топалов не горит желанием играть со мной в одних турнирах, в том числе и потому, что я являюсь для него очень неудобным соперником. Ведь счет наших встреч "+12" в мою пользу. Если считать и классику, и быстрые.
- Если бы Топалова пригласили в Москву на Мемориал Таля, вы были бы не против его участия?
- Никаких проблем. Я охотно с ним сыграю.
- А Ананд? Ведь ему с Топаловым матч играть весной будущего года…
- Пока, как я понимаю, самой большой проблемой является организация этого матча.
- А если все же найдутся организаторы, как, на взгляд, сложится этот матч?
- Я много лет знаю и Ананда, и Топалова. И у меня нет ни малейших сомнений, кто из них сильнее. Разумеется, Ананд. Но если матч состоится в Болгарии, то у меня опять же нет сомнений в том, что Топалов его выиграет. Если же матч будет на нейтральной территории, то я бы оценил шансы сторон как 60:40 в пользу Ананда.
В нормальных обстоятельствах шансы будут на стороне Ананда. И именно из-за этого нормальных обстоятельств, скорее всего, не будет. Проблемы Ананда в этом матче будут лежать, мне кажется, в области психологии и в околошахматной обстановке. Если говорить о борьбе за доской, то Ананд справится с Топаловым. Но не факт, что основное сражение будет проходить на шахматной доске…
- Что думаете об объявленном матче Каспарова и Карпова? Можно ли говорить о возвращении Гарри в шахматы?
- Вообще-то я всегда был уверен, что он уходит для того, чтобы вернуться. Как это было в баскетболе с Джорданом, а в боксе - с Тайсоном. В спорте это обычное дело. Но я думал, что он вернется под какой-то более серьезный и значимый проект. Тем не менее все равно любопытно увидеть Каспарова за доской и посмотреть его игру.
- А было бы вам интересно сыграть с Каспаровым?
- А почему нет? Два года назад, кстати, французские организаторы обратились ко мне с предложением провести матч по быстрым шахматам между мною и Каспаровым. Я ответил согласием, а вот он, как мне сказали, отказался. И все сорвалось.
КОМАНДА РОССИИ ДОЛЖНА ПОБЕЖДАТЬ
- Владимир, вы лидер российских шахматистов, а наша команда уже вторую Всемирную олимпиаду подряд уступает золото сборной Армении. Распространено мнение, что, дескать, у них в команде царит исключительно дружная, даже "семейная атмосфера", а у нас собрались сплошные "индивидуалисты". А как вы считаете: почему наши гроссмейстеры - абсолютно лучшие по рейтингам и титулам, а выигрывают другие?
- На счет "индивидуалистов" - суждение весьма поверхностное. Во-первых, у нас в команде все дружны и все друг к другу хорошо относятся. А во-вторых, если вспомнить сборную СССР, где играли в одной команде чемпионы мира разных лет и претенденты на мировое первенство, то половина игроков друг с другом там вообще не разговаривала. Что, однако, не мешало им выигрывать все подряд.
В смысле самоотдачи к нашим ребятам претензий быть не может, все мы профессионалы, все работали, все выкладывались, все играли - кстати, бесплатно. Но просто надо готовиться к Олимпиадам серьезнее. Обязательно нужно всей командой проводить сборы. Не стоит непосредственно перед Олимпиадой участвовать в каких-то проходных соревнованиях, которые спокойно можно пропустить.
Плюс к этому еще совпал ряд неблагоприятных обстоятельств. Я, к примеру, играл через неделю после матча, не успел восстановиться, выступил не провально, но обычно играю лучше. Некоторые игроки и вовсе оказались в очень плохой форме. Но у меня нет никаких сомнений в том, что наша сборная - сильнейшая в мире, и мы обязательно должны выигрывать Всемирные олимпиады. В этой связи мне вспоминается фраза Тарраша: "Недостаточно быть сильным шахматистом, надо еще хорошо играть". На будущий год Олимпиада пройдет в Ханты-Мансийске. Вот к ней надо грамотно подготовиться, сыграть хорошо и вернуть золото в Россию.
- Как думаете, появление Сергея Карякина в сборной России усилит команду?
- Несомненно. Во-первых, Сережа очень хороший парень. Во-вторых, очень сильный шахматист. А в-третьих, он усиливает конкуренцию, что очень важно. У нас есть фиксированные пять досок, которые на данный момент явно сильнее других. А с появлением Карякина будет уже шесть шахматистов, которые будут претендовать на пять мест. И это здорово.
АМБИЦИИ - ВЫШЕ 5-го МЕСТА
- Расстроило ли вас то, что Дмитрий Яковенко обошел вас в списке лучших шахматистов России? Он сейчас 5-й шахматист мира, а вы - на 6-м месте.
- (Смеется.) Пятое место не совсем то, о чем я пекусь. Я был и первым, и матчи на первенство мира выигрывал, мои амбиции немного другие. Наоборот, я очень рад за Яковенко. У нас хорошие человеческие отношения, мне нравится его игра. Думаю, реально, по силе игры, он уже в первой десятке. Какие-то несколько пунктов рейтинга не должны никого вводить в заблуждение, главное - это, поворяю, сила игры, по которой, считаю, Яковенко уже в десятке. И я желаю ему продолжать восхождение наверх.
- Ну а ваши амбиции позволяют надеяться болельщикам, что вы вернете себе титул чемпиона мира?
- Постараюсь. Самому себе хочется доказать, что вернуть титул мне по плечу. И сейчас я снова почувствовал, что мне эта задача вполне по силам.
- Ананд сказал, что еще несколько лет поиграет в шахматы, а потом завершит карьеру игрока. Вам сейчас 34, как думаете, сколько еще сможете находиться в обойме лучших игроков мира?
- Думаю, что в какой-то момент я закончу играть в шахматы. Возможно, после сорока займусь чем-то другим, попробую себя в политике или в бизнесе. Но пока я получаю удовольствие от шахмат и пока мне они интересны, буду играть.
Главный критерий, по которому приму решение об уходе из шахмат, - интерес. Если он станет ослабевать, если я почувствую, что они мне надоели, то уйду. Пока же это не так, и я отношусь к тем счастливым людям, у которых работа и хобби совпадают. Это нужно ценить. Ведь многие люди, даже очень успешные бизнесмены, я знаю, охотно бросили бы все ради увлечения своей юности, но не могут этого сделать.
ДОЧКА РАСТЕТ, РАДУЕТ ПАПУ И МАМУ
- Помню, как перед матчем с Каспаровым вы часами играли в теннис, а перед матчем с Анандом плавали в бассейне. Как поддерживаете физическую форму в обычной жизни, когда не играете матчи на первенство мира?
- Теннис очень люблю, но врачи запретили в него играть из-за проблем со спиной. Говорят: у тебя, мол, сейчас ничего не болит, но начнешь играть в теннис - обязательно заболит. Часто хожу в фитнес-центр, который расположен буквально рядом с моим домом. Это лучший подобный центр в Париже, я там частенько сталкиваюсь с Жераром Депардье. Он там крутит педали на велотренажере - наверное, сгоняет вес перед съемками.
- Как растет ваша дочурка?
- Первые два месяца были как у всех - тяжеловато. А сейчас все хорошо. Даша уже меня узнает, улыбается. Бывают, конечно, и трудности, недосыпание, например. Но позитивные эмоции перекрывают все.
- Вы с женой вдвоем справляетесь или родители жены помогают?
- Иногда берем няньку, иногда ее родители помогают, а так в основном вдвоем с женой.
- Жилплощать не собираетесь увеличивать?
- Собираюсь сейчас этим заняться. С рождением дочери стало тесновато…
- Жена пока не работает?
- К концу года собирается выйти на работу…
- Помню, вы говорили: матч сыграю и засяду за французский. Засели?
- Начал учить. Наметился легкий прогресс, но пока еще рано о чем-то говорить. Вот Даша немного подрастет, тогда засяду за французский основательно. Потому что жена будет с ней говорить на своем родном языке, и мне надо будет постараться быть на равных.
- А кто будет Дашу учить русскому?
- Папа, конечно. Да и Мари все увереннее говорит на русском.