Карякин готов начать все сначала. Вице-чемпион мира - о турнире претендентов
- Конечно, хотелось начать как в Москве. Но поразительным образом с Берлином оказались схожи Ханты, хотя прошло уже четыре года. Я, по сути, повторил ту же ошибку - на старте в ничейной ситуации уступил Мамедьярову. Не понимаю, что произошло, откуда взялся мандраж, но на старте ничего не клеилось. То ли нервы, то ли ответственность. Я ведь провел, мягко говоря, неудачный год в "классику", и хотел показать, что к основному старту мне удалось, наконец, собраться.
- Может, были ошибки в подготовке?
- Я провел великолепный трехнедельный сбор в Шотландии, и казалось, полностью готов к турниру. И вдруг произошло такое. Тем не менее, во втором туре я устоял с Крамником в сложнейшем "Берлине". А в четвертой партии случилась дебютная катастрофа - я ошибся с порядком ходов и фактически с дебюта попал в безнадежную ситуацию. При таком начале - "-2" после четырех туров, у кого угодно опустятся руки.
НИ В ОДНОЙ ПАРТИИ ПОСЛЕ АРОНЯНА НЕ СТОЯЛ ПЛОХО
А ведь прямо по курсу у Карякина была партия черными с Каруаной. Казалось, он попал в безвыходное положение, и о первом месте можно забыть. Но за два тура до финиша россиянин уже возглавлял турнирную таблицу!
- Что помогло прийти в себя?
- Со следующего тура я начал играть нормально. Провел две спокойных встречи черными, это придало мне уверенности. А дальше был элемент спортивного везения - Со "зевнул" в равной партии, и именно эта победа и была мне нужна. Я перестроился, отдохнул, и во второй круг пошел за повторением Ханты-Мансийска. Об аналогиях - четыре года назад я вышел на "полтинник" во втором круге, победив именно Крамника. Я последовал совету моего тренера Саши Рязанцева удивить соперника в дебюте ходом h4. Владимир неудачно ответил, и я получил преимущество.
- После этой победы поверили, что по силам быть первым?
- Дальше уже был план - взять хотя бы одну партию черными, у Грищука или Ароняна, а затем дожимать Каруану. И он на сто процентов сработал. Начиная с пятого тура, могу сказать, что справился с нервами, и играл хорошо. Ни в одной партии после Ароняна я не стоял плохо. Нигде. Имел либо хорошую позицию, либо на ничью.
- Что нужно было, чтобы удержать первое место?
- Должно было повезти окончательно. И так казалось, что я сделал невозможное, прорвавшись с последнего места на первое. Обыграл главного конкурента - казалось, Фабиано в нокдауне, но он в последних турах играл великолепно. Конечно, меня расстроило, что пребывавший не в лучшей форме Аронян даже не попытался бороться с Каруаной. И перед последним туром задача была очень сложная - надо было обыгрывать Дина Лижэня, который еще ни разу не проиграл в Берлине. Я пошел в очень закрытый вариант, чтобы следить за соперниками и чуть сам не доигрался до поражения. Хотя и победа не дала бы ничего, кроме чистого второго места.
НОВЫЙ ЦИКЛ УЖЕ НАЧАЛСЯ
Третьим местом в Берлине для Карякина завершился двухлетний цикл - если Каруане еще предстоит готовиться к матчу за титул чемпиона мира, то Карякину уже нужно начинать отбираться на следующий турнир претендентов. В течение двух предыдущих лет он мог за это не беспокоиться, ведь финалист матча за титул автоматически входит в восьмерку на следующий цикл. Помимо этого, в число претендентов попадают победитель и финалист Кубка мира, а также серии "Гран-при", два сильнейших гроссмейстера мира по рейтингу, а еще на одно место организаторы выделяют wild card. По словам Карякина, он планирует улучшить свою позицию в списке лучших шахматистов мира за предстоящие два года.
- Я уже обсудил итоги турнира с моей командой, каждого поблагодарил. В том числе пятиборца Сергея Карякина, который был со мной на сборе в Шотландии и благодаря которому мне хватило энергии на концовку турнира в Берлине. Начиная с сегодняшнего дня мы начинаем следовать плану по попаданию на следующий турнир претендентов.
- В чем он будет заключаться?
- Моя основная задача на ближайшее время - достичь рейтинга 2800. Кто только не достигал этого показателя, а я, участник матча за мировую корону, никак не могу до него добраться. Мой наивысший рейтинг был 2788 баллов.
- То есть вы планируете попасть в восьмерку претендентов за счет рейтинга?
- Да, очень хочется сделать это с позиции силы, на не оставлять эту задачу на такие непредсказуемые турниры, как Кубок мира и "Гран-при". Я почувствовал уверенность, и теперь нужно оседлать эту волну. Мне 28 лет, я полон сил, доказал всем, что могу бороться. Нужно стать первым в России и попасть минимум в пятерку, а то и в тройку, лучших шахматистов мира.
- А самые ближайшие перспективы?
- Во второй половине апреля нас ждет супертурнир в азербайджанском Шамкире. Там будут выступать все сильнейшие, включая Магнуса Карлсена. Так что никакого отдыха у меня не будет - пару дней дома, и нужно готовиться к Шамкиру. Для меня новый цикл уже начался.