Сергей Яновский: "Молодым талантам созданы все условия для роста"
– Несколько лет назад активно обсуждался вопрос организации работы региональных гроссмейстерских школ. Удалось ли придать их работе новый импульс?
– Гроссмейстерские школы РШФ существуют уже довольно давно. С 2010 года, когда федерацию возглавил Аркадий Дворкович, их финансирование существенно увеличилось. А после прихода Андрея Филатова в 2014 году работа школ была системно перестроена, после чего стала, на мой взгляд, намного эффективнее.
На базе двух наиболее успешных гроссмейстерских школ – тольяттинской под руководством Юрия Яковича, и костромской, которую возглавил Константин Чернышов, были созданы гроссмейстерские центры РШФ. Они получили серьезную финансовую поддержку и большие полномочия для решения заявленных ими амбициозных задач в детских шахматах. При этом финансирование направлялось не только на проведение регулярных выездных сессий, но и на постоянную работу руководителей центров с наиболее талантливыми учениками.
– Насколько успешной оказалась работа этих центров?
– В обоих гроссмейстерских центрах было апробировано много интересных форм работы, поэтому мы считаем, что работа проводилась на высоком уровне. Однако спортивные результаты оказались гораздо выше в Тольятти. Причин этого видится, как минимум, две. Во-первых, Юрию Яковичу удалось создать отличный коллектив единомышленников, который работал очень слаженно. Во-вторых, Якович гораздо активнее отнесся к предоставленной РШФ возможности приглашать талантливых ребят в свой центр. Юрий специально приезжал на заключительную часть первенства России и внимательно изучал партии лидеров во всех возрастах. Затем он подробно общался с родителями и тренерами приглянувшихся ему ребят, рассказывал о системе работы своего центра, и в результате многие одаренные ребята вливались в число его постоянных учеников.
По результатам работы за год тольяттинский центр сохранил свой статус, а костромской вернулся к своему предыдущему статусу региональной гроссмейстерской школы. Вместо него на следующий год статус центра получили сразу три региональных гроссмейстерских школы: Сибирского федерального округа и две школы Северо-Западного федерального округа. Одна под руководством Соложенкина, много лет уже работающая в Ленинградской области, вторая – под руководством Другова, где важным достижением стало создание шахматного интерната с хорошими возможностями совмещения шахматного совершенствования и получения среднего образования в прекрасных бытовых условиях. Перед этими центрами мы тоже поставили серьезные задачи, за решение которых те с энтузиазмом взялись.
Через год стало ясно, что показывать спортивные результаты на уровне тольяттинского центра пока никакой другой структуре не по плечу. Тем не менее, мы оставили статус гроссмейстерского центра РШФ центру СФО, который возглавил наш очень авторитетный теоретик Александр Рязанцев. При этом мы учитывали их достижения в охвате большого количества сибирских территорий, где центр обеспечил полноценную работу практически со всеми одаренными детьми. На сессии центра приезжают иногда чуть ли не по 200 детей, в работе принимают участие все лучшие тренеры региона.
Обоим центрам Северо-Запада, несмотря на традиционно хорошую работу, не удалось достичь скачка в спортивных результатах, и было принято решение, что РШФ продолжит их поддержку в статусе региональных гроссмейстерских школ.
Кроме упомянутых школы еще хочется отметить эффективную работу школы имени Спасского на Урале в городе Сатка. Там много лет ведущим тренером является Щербаков, а координирует работу прекрасный организатор Гилязов.
– Новая система себя оправдывает?
– С нашей точки зрения, да. В работе гроссмейстерских школ все время приходится находить какой-то баланс между развитием массовости и высокими спортивными результатами. Создание гроссмейстерских центров было направлено, прежде всего, для реализации второй задачи.
– Появилось ли в последние годы что-то еще принципиально новое в этой работе?
– Да, несомненно. Большим событием для нас стало создание в мае 2016 года шахматного отделения в образовательном центре "Сириус"; на его торжественное открытие приезжал Президент России Владимир Путин. Конечно, это стало возможным благодаря большой работе действующего президента РШФ Андрея Филатова по популяризации шахмат и повышению их престижа. В Попечительский совет РШФ были привлечены многие влиятельные государственные деятели и известные бизнесмены.
Руководит шахматным отделением 14 чемпион мира Владимир Крамник. Он держит руку на пульсе: и сам неоднократно принимал участие в работе "Сириуса", и курировал различные программы. В 2016 году было проведено шесть 24-дневных сессий, в каждой из которых принимали участие шестнадцать ребят и четыре тренера.
Три постоянных, по выбору Крамника – Михаил Шерешевский, Константин Сакаев и Владимир Беликов, а четвертый меняется от сессии к сессии. Приезжали такие известные гроссмейстеры, как старший тренер женской сборной России Сергей Рублевский, экс-чемпионы Европы Евгений Томашевский и Эрнесто Инаркиев и многие другие сильные гроссмейстеры, имеющие большой тренерский опыт.
В 2017 году "Сириус" пошел нам на встречу и разрешил заменить восемь 24-дневных сессий на шестнадцать 12-дневных, – так было удобнее ведущим ребятам состыковать сессии в "Сириусе" со своим турнирным графиком. Однако в этом году попечительский совет "Сириуса" попросил шахматистов вернуться к 24-дневным сессиям, принятым во всех других отделениях. Это связано с тем, что кроме профильной профессиональной программы каждого отделения в "Сириусе" разрабатывается большая культурная программа, которой также придается большое значение. Образовательный центр хочет, чтобы на его основе воспитывались не только хорошие специалисты, но и разносторонне культурные люди.
Отделение в "Сириусе" – это огромное достижение для российских юношеских шахмат. Нельзя не упомянуть о блестящих бытовых условиях, отличном питании и прекрасном техническом оснащении центра. Для детей занятия абсолютно бесплатные, все расходы берут на себя "Сириус" и РШФ.
– Дети какого возраста занимаются в "Сириусе"?
– От 10 до 16 лет; костяк составляют 12-14 летние. Хотя в прошлом году на несколько сессий мы приглашали и 17-летних…
– Для ведущих юниоров проводятся дополнительные сборы?
– Да, мы стараемся, чтобы спортсмен наилучшим образом подготовился к самым важным соревнованиям, поэтому обычно проводим сборы в Подмосковье перед первенствами мира и Европы. Правда, в прошлом году календарь оказался форс-мажорным, три главных соревнования, первенства мира в старших и младших возрастах и первенство Европы прошли в течение 40 дней подряд, с интервалами между ними в 1-2 дня! И мы провели только часть сборов – просто не было времени.
На первенства мира и Европы РШФ командирует нескольких тренеров; их главная задача – чтобы никто из основных участников не остался без помощи. Если кто-то из дополнительных участников, претендующих на медали, нуждается в тренерской поддержке, то она ему тоже будет обеспечена. Это наш основной принцип. Конечно, всем мы не в состоянии помочь, потому что зачастую от нас едут огромные делегации. Но у многих детей есть и персональные тренеры.
– Какую поддержку оказывает министерство спорта?
– У нас хорошие рабочие отношения, министерство идет навстречу по разным. Нам выделяется ежегодное финансирование. Правда, в прошлом году первенства мира проводились в Бразилии и Уругвае, билеты стоили по 110-140 тысяч рублей каждый. Поэтому денег минспорта хватало не на все наши начинания, и РШФ пришлось потратить на юношеские шахматы больше средств, чем было запланировано.
Кроме того, перед выездами на юношеские первенства мира и Европы министерство экипирует наших ребят спортивной формой, что является дополнительным стимулом в борьбе за призовые места на первенстве России.
– Расскажите про достижения в медальном зачете на международных соревнованиях.
– На первенстве Европы наши шахматисты доминируют, мы с запасом занимаем первое место в командном зачете. На первенстве мира, конечно, конкуренция выше, потому что шахматный бум происходит и в Индии, а также в США, где костяк команды составляют приезжие таланты из Китая и Индии. Мы всегда боремся за место в тройке, время от времени занимаем первое место в командном зачете.
Особенно удачным оказался 2016 год, когда наши юные спортсмены завоевали 25 медалей, заняв первое место в командном зачете на первенствах Европы и мира: 15 из 36 на Европе (5 золотых, 6 серебряных и 4 бронзовых) и 10 на первенстве мира (3+5+2). Неплохо выступили ребята и в 2017 году – 18 медалей, из них 11 на первенстве Европы (4+4+3, первое место в командном зачете) и 7 на первенстве мира. Отметим успех нашей восходящей звездочки 15-летнего Андрея Есипенко, принесшего нашей команде "золотой дубль": он выиграл первенства Европы и мира. Вскоре после этого он стал самым молодым гроссмейстером в нашей стране и достойно выступил в матч-турнире поколений "Щелкунчик". "Щелкунчик" – это уже следующий уровень, на который переходят лучшие из лучших; в этом турнире выступают лучшие игроки, которые со временем могут войти в сборную.
Главное командное соревнование для детей – Олимпиада до 16 лет. Мы постоянно попадаем в число призеров, а в декабре прошлого года после большого перерыва выиграли золото. Старший тренер юношеской сборной России гроссмейстер Михаил Кобалия недавно подробно рассказал об этом достижении. Сборная России под его руководством выиграла восемь матчей подряд, в том числе у основных конкурентов из Индии и Ирана, и обеспечила первое место досрочно, за тур до финиша.
– Как развивается Детский Кубок России?
– Это соревнование активно курирует Детско-юношеская комиссия РШФ во главе с Белетским. Количество этапов постоянно увеличивается, а кроме того, два года назад у нас изменилась система определения победителей. В каждой возрастной категории теперь проводится финал по круговой системе; победители в каждой категории получают оплаченную поездку на первенство мира или Европы. Сильный круговой турнир всегда полезен для молодых шахматистов, а кроме того, такая система определения победителей гораздо более объективна. РШФ обеспечивает прием (проживание и питание) семи победителям Кубка в каждой категории, то есть всего 56 участникам этих финальных соревнований из 64-х.
– Детское первенство России планируется и дальше проводить в Лоо?
– Да, процесс у нас уже налажен, и объективно не так много площадок, которые в состоянии принять такое огромное количество участников, а также родителей и тренеров. За последние годы у нас несколько увеличилось количество участников Высшей лиги, а все ребята, завоевавшие право участия в первенстве, получают прием за счет РШФ.
Первенство проходит во второй половине апреля, а в мае в Сочи РШФ стала проводить командные первенства страны, в том числе среди детских коллективов. Очень удобно: многие ребята и их тренеры переезжают из "АкваЛоо" в "Жемчужину" и играют в новом турнире. Причем старшие юноши и девушки зачастую пополняют команды взрослых.
– Раз уж мы заговорили про Сочи, вспомним и "Белую ладью"!
– Да, с 2014 года по инициативе Андрея Филатова, который сам когда-то принимал участие в этом турнире, финал "Белой ладьи" проходит в хорошо знакомом шахматистам комплексе "Дагомыс". Там блестящие условия для игры и отдыха: дети занимаются спортом, слушают лекции известных тренеров, играют в "Что? Где? Когда?", "Брейн-ринг" и другие интеллектуальные игры. Турнир стал международным и очень представительным, количество команд постоянно растет. За редким исключением, в нем представлены все регионы России. Это большой праздник, возрождающий на новом уровне лучшие шахматные традиции нашей страны!