Шахматные баталии на западе России
На прошлой неделе в курортный Светлогорск съехались представители всех шестнадцати магистралей России, чтобы выявить чемпиона в самом интеллектуальном виде спорта – шахматах. Каждую команду представляли четыре человека – двое мужчин и две женщины. Соревновались между собой как профессионалы, имеющие международный рейтинг ЭЛО не ниже 2200 баллов, так и участники без рейтинга.
В Калининградской области шахматы – любимая и популярная игра. В них играют дома и в гостях, во время крупных чемпионатов и на уличных фестивалях. Неудивительно, что даже на променаде в приморском Зеленоградске установлено не что иное, как огромные шахматы высотой в половину человеческого роста, и сыграть в них может каждый. Любят шахматы и на Калининградской железной дороге. Ежегодные соревнования собирают десятки участников со всей магистрали.
История шахматных турниров на российской железной дороге длится десять лет. Первый чемпионат среди железнодорожников прошел в 2007 году в Казани. А спустя год соревнования получили статус чемпионата ОАО "РЖД" и стали отборочными перед первенством Международного спортивного союза железнодорожников, который игрался в сентябре в Чехии и где сборная РФСО "Локомотив" заняла первое место.
Организаторы всегда стараются сделать соревнования незабываемыми для участников, готовят разные тематические сюрпризы. У участников соревнований была возможность пообщаться с гроссмейстерами мирового уровня. Пять лет назад на турнире, который проходил в Ярославле, железнодорожники познакомились с шахматным роботом. Спустя два года впервые велась трансляция партий лидеров в каждой категории, а помогал следить за ходом борьбы гроссмейстер из Нижнего Тагила Роман Овечкин.
Все три соревновательных дня были прямые трансляции на сайте РФСО "Локомотив" и на этот раз. Комментировала же происходящее на досках международный гроссмейстер Екатерина Ковалевская.
Уже первый тур оказался полон сюрпризов. Уступил своему сопернику прошлогодний победитель Нияз Файзрахманов с Горьковской железной дороги. Обидное поражение потерпел еще один фаворит – представитель Восточно-Сибирской железной дороги Николай Кривонос.
– Конечно, я очень расстроен своим проигрышем в первом туре, – сказал Кривонос. – Что стало причиной? Шибко хотел выиграть. Соперник предлагал ничью, но желание и усердие превозмогли. Теперь надо реабилитироваться.
Увы, сделать этого фаворитам не удалось. Зато появились новые звезды. Прекрасную игру показали представитель Юго-Восточной дороги Александр Чабан и спортсмен с Приволжской магистрали Павел Петров. Имея в активе по пять очков, оба делили лидерство перед заключительным днем турнира.
– Петров уже был победителем соревнований прошлых лет. А вот Чабан такую сильную игру, на мой взгляд, показывает впервые, – отметил главный судья чемпионата, международный арбитр Алексей Москвин.
Лидеры встретились в очном поединке в седьмом туре. Для Петрова матч с Чабаном стал, по его словам, самым тяжелым на турнире.
– Я стоял хуже, без пешки. И только тактический удар позволил уравнять позиции, – резюмировал он.
Этот успех в итоге предопределил ход борьбы. Победив Сергея Гриценко с Северо-Кавказской железной дороги и сыграв вничью с Юрием Аслановым со Свердловской дороги, Петров в итоге набрал 7 очков и выиграл чемпионат. Это его вторая победа в соревнованиях, первая была в 2012 году.
Сразу несколько спортсменов набрали одинаковое число очков. По дополнительным показателям серебро досталось Асланову. Бронза у еще одного представителя Свердловской железной дороги Романа Власова.
Бесспорным лидером среди женщин стала спортсменка с Дальневосточной железной дороги Нина Выходцева, которая за весь турнир не проиграла ни разу и заслуженно стала его победительницей. По мнению Ковалевской, соперницы просто боялись Выходцеву. Ведь она профессионал, ее дважды включали в состав сборной, где Нина играла наравне с мужчинами. На втором месте финишировала Дарья Яковлева, на третьем – Надежда Климонова.
В командном зачете победителем соревнований стала команда Западно-Сибирской магистрали. Второе место – у Свердловской, третье – у Северной железной дороги.