1 ноября 2008, 01:49

Владимир Крамник: "Мне нужна постоянная команда"

Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте

Юрий ВАСИЛЬЕВ

из Бонна

     Вечером, после поражения от Ананда в матче на первенство мира, Владимир Крамник был в хорошем расположении духа, шутил, улыбался и совершенно не выглядел расстроенным.

     Так как во время интервью над моей душой стоял с секундомером в руках менеджер Владимира Карлстен Хензель, а за дверью томился ожидавший очереди на аудиенцию к экс-королю главный редактор журнала New in Chess, я взял в беседе хороший темп и Крамник его поддержал.

     - Владимир, когда мы встречались последний раз, после Мемориала Таля, вы мне сказали: "Придет время, матч окончится, я все вам расскажу и о подготовке, и о команде". Матч окончился. Рассказывайте.

     - Весь год прошел для меня под знаком подготовки к этому матчу. Пришлось пойти на многие профессиональные жертвы: играть в турнирах не совсем то, что хотел и не совсем так, как хотелось бы. Все делалось с прицелом на этот матч. Столько души вложил, столько сил - и все впустую. Понимаю, что ничего зря не бывает и уроки из поражения извлеку серьезные, но все же осталось чувство горечи: столько всего было вложено в подготовку, а она не сработала…

     - Команду вы подбирали по какому принципу?

     - Я всегда делаю это по единственному критерию: профессиональному уровню. Человек, который входит в команду, должен быть боеспособным шахматистом, хорошим работником, ну и, конечно, я должен ему полностью доверять.

     - Появление Леко не было психологическим ходом, как некоторые расценили?

     - Нет. Мне нужен был в команде шахматист очень высокого уровня. Уровень Леко именно такой.

     - Он принес большую пользу?

     - Да, как и все.

     - И юный Фрессине тоже?

     - Все хорошо работали, старались, и претензий у меня ни к кому нет. Конечно, ошибки мы допускали. Это поражение - поражение всей команды. И мое прежде всего.

     - Старались-то они, конечно, старались. Но вот, например, гроссмейстер Ланда сказал мне, что новинка в "Меране" - 14…Сb7 была известна не только Ананду и его секундантам. Почему же ее проглядели вы и ваши помощники?

     - Не могу сказать, откуда знал Ланда, но мне этот ход не был известен.

     - Серьезная новинка, раз она выбила вас из колеи?

     - Ну, это очень практичная новинка. Не думаю, что она объективно хорошая. Ананд ведь мощный практик и все подстраивает под то, чтобы выиграть конкретную партию. Я не думаю, что данный ход изменит представление о шахматах в этом варианте. Да и новинка эта немного, что называется "с душком". Но если она очень глубоко проработана с компьютером, а ты сидишь за доской и пытаешься посчитать невероятное количество вариантов, борьба идет неравная. В практическом плане она сработала блестяще. Ананд рисковал, потому что не мог не понимать, что идея - так себе. Особенно же рисковал выходя с ней и во второй раз.

     - Вот как?! А все решили, что это вы напрасно "наступили вторично на эти грабли". Карпов, в нашем с ним разговоре, даже употребил термин "упрямство"…

     - Наверное, действительно не стоило второй раз применять этот вариант. Но ведь все могло произойти иначе! Выиграй я с треском 5-ю партию, сразу бы сказали: исключительно правильное решение! В данном конкретном случае произошло очень неудачное стечение обстоятельств. Я сам в последний момент принял решение применить этот вариант еще раз.

     - Сами приняли решение?

     - (Улыбается). Я всегда принимаю решение "сам лично". Но что-то мы недосмотрели… Не буду вдаваться в подробности, но Ананду удалось чуть-чуть меня опередить. Не повезло в каком-то смысле. Хотя понимаю, что только невезением поражение объяснить нельзя.

      Надо признать, что его подготовка оказалась и лучше, и глубже. Чья в этом вина? Моя, команды, менеджера, или кого-то еще? Это уже вопрос второй, который меня не сильно волнует. Можно долго копаться, разбираться, и у каждого будет свое мнение.

     Но суть ведь не в том, "кто виноват?" А в том, "что делать?"

     Как избежать подобных проколов дальше? Абсолютно уверен, что Ананд работал не больше меня, потому что я работал очень много. Но он со своей командой делал это намного более эффективно. И мне теперь надо сделать выводы из того урока, который он мне преподал. Какие-то вещи надо менять... На данный момент Ананд является эталоном подготовки, лучшим в мире! А при встрече равных соперников это становится решающим фактором.

     - "Меран" стал для вас здесь фактически непреодолимой преградой - вы проиграли две партии белыми! Для матчей на первенство мира, согласитесь, это нонсенс!

     - Да, случай редкий. Дело в том, что Ананд очень глубоко подстроил дебютный репертуар под свой стиль. Он играет не просто хорошие дебюты, а те, которые ему идеально подходят. Эта работа заняла у него не один год, но благодаря ей он сейчас показывает свои лучшие шахматы. И вся его команда при подготовке к матчу работала не просто над поиском идей, а идей конкретно "под Ананда". "Меран", который он играл, был не лучше и не хуже других вариантов, но он просто идеально подходит ему по стилю! Это счетная игра, очень трюковая, с большой долей риска, в ней можно обмануть, поставить массу ловушек. То есть абсолютно его игра!

     - Многие ваши коллеги убеждены, что вы напрасно ввязались в остросчетную игру с Анандом в "Меране"…

     - Мне хотелось наказать его за то, что он осознанно идет на риск. Это некая перчатка, которую мне бросили. И я ее поднял. Я ввязался в открытый бой, но противник был гораздо лучше вооружен. Возможно, главная моя ошибка - что я не смог затащить его на свою территорию. Но сделать это было не так просто. Ананд настолько хитро построил игру, что меня все время выносило на его сторону. Во второй половине матча у меня стало получаться играть в свои шахматы, но слишком много было потеряно в первой...

     - В 10-й партии, когда игра шла "на вашей территории", показалось, что у Ананда вообще не было шансов… Разве нельзя было с самого начала выбирать такие варианты, где вся борьба идет на тончайших нюансах?

     - В том-то и вся штука, что соперник не позволял это сделать - с помощью своей изощреннейшей подготовки. Матч - это борьба двух концепций. У нас совершенно разный стиль игры. В этой конкретной партии мне удалось затащить его на свою территорию, где он не так силен. И, действительно, я переиграл его достаточно легко. Но он очень здорово подготовился и целенаправленно навязывал мне свою игру.

     - Почему вам не удалось проделать то же самое с ним?

     - Не хочу вдаваться в технические детали, но, к сожалению, у меня не оказалось достаточного количества идей. В этом и заключается главная причина поражения.

     - Но ведь вы были близки к победе и в 9-й партии, черными. Тогда вам удалось переиграть соперника "на его территории" - в острой счетной схватке. И найди вы ход "Лg8", после которого компьютер говорит, что у черных выиграно, течение матча могло бы круто измениться. В своем отчете я написал, что вы сыграли "по-стариковски", уж не обижайтесь.

     - Ну, во-первых, я не компьютер и ферзей разменял потому, что у меня уже не оставалось времени все посчитать. Я чувствовал, что не должен этого делать, но был сильный цейтнот и мне показалось, что он ходит "Ле1" и нападает на пешку "е6".

     - А сколько времени у вас было в этот момент?

     - Четыре минуты ходов на восемь - то есть мало. Но опять же, это игровой момент. Мелких ошибок избежать невозможно.

     - Чем особенно вас удивил Ананд в этом матче?

     - Огромным количеством новых идей. Новинки у него не кончались: в любом дебюте, в любой позиции находились свежие, проработанные идеи. Вот это, честно говоря, поначалу обескуражило. Все говорило о том, что у него идет мощная подпитка идеями, и на него работает большая бригада.

     - Прошел слух, что вы чуть ли не собираетесь бросать шахматы. Это не так?

     - Это неправда. Я не собираюсь бросать шахматы. Напротив, теперь у меня появился хороший стимул.

     - Вы сказали, что будете менять игру, означает ли это, что собираетесь сделать свой репертуар в игре черными более агрессивным?

     - В принципе, я не считаю, что у меня есть какие-то игровые проблемы. Надо менять концепцию подготовки. В этом плане я отстаю от Ананда, а, может быть, и от Топалова. У меня нет постоянно работающей команды. Надо ее создавать. Именно над этим я и собираюсь работать. Если мне это удастся, уверен, что снова буду на самом верху.

     - Где вы собираетесь играть в ближайшее время?

     - Скорее всего это будет "Линарес", потом "Монако". Все как обычно. Ну, а через пару недель начнется Всемирная шахматная олимпиада в Дрездене и я очень хочу выиграть для России "золото". Тем более, что Российская шахматная федерация так много сейчас делает для нашего вида спорта. Да и мне очень здорово помогла в подготовке к матчу. Я настроен очень серьезно, буду выкладываться в Дрездене до конца.

     - Ну, а надежды вернуть титул не оставляете?

     -  Я еще не старый. Ананду и Иванчуку скоро сорок, а они показывают игру высочайшего класса. У меня еще есть время. Уверен, что в этом матче не продемонстрировал весь свой потенциал и расчитываю вновь включиться в борьбу за титул чемпиона мира.

 

Olimpbet awards

Кубок года по футболу

Новости