15 января 2008, 00:03

Юный викинг вооружен и очень опасен

Андрей САМОХОТОВ
Корреспондент
Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте

     Норвежец Магнус Карлсен в первых двух турах супертурнира в Вейк-ан-Зее одержал две победы, так же как и Левон Аронян из Армении. Если лидерство Ароняна, выигравшего уже не один турнир сверхвысокой категории, к неожиданностям отнести нельзя, то успех 17-летнего Карлсена - безусловная сенсация.

     Между тем первой победы в турнире над Шахрияром Мамедьяровым, как выяснилось, у викинга могло и не быть. Вот что сказал корреспонденту "СЭ" Юрию ВАСИЛЬЕВУ "потерпевший" гроссмейстер из Баку Шахрияр Мамедьяров.

     - Честно говоря, во время партии с Карлсеном я себя очень плохо чувствовал... Не знаю, в чем дело, но состояние было неважное. Партия развивалась нормально, у меня были два слона, я атаковал. Однако из-за плохого самочувствия попал в цейтнот и сделал пару грубейших ошибок. И вместо того, чтобы играть на выигрыш, пришлось переключаться на борьбу за ничью. Я сделал все единственные ходы, включая и найденную пару весьма сильных, которые должны были дать ничью. И вот когда контроль миновал, я, продумав 25 минут, вдруг решил сдаться - вместо того, чтобы сделать приводящий к ничьей скромный ход 41.b3!

     - Невероятно! И что, позиция там действительно ничейная?! Магнус во время демонстрации партии в пресс-центре говорил, что у него в заключительной позиции "выиграно"...

     - Да нет, друзья сразу мне позвонили и сказали: "Ты сдался в ничейной позиции!" Я поставил на компьютер и убедился: у белых очень большие шансы на ничью. Во всяком случае, признаюсь, мне удавалось спасать позиции в сто раз худшие, я ведь всегда играю до конца, а тут такое сотворил - сдался, да еще в ситуации, где не только можно, но и нужно бороться. Могу объяснить это только тем, что был в неважном состоянии.

     - А сегодня уже нормально себя чувствовали?

     - Да, сегодня уже чувствовал себя хорошо. Партией доволен. Ананд, конечно, очень сильно играл, мне особенно понравилось его 17.Сd1! Так мог сыграть только чемпион мира, очень симпатичный ход! Я хорошо защищался и добился ничьей.  Ничего такого опасного для меня не было, но все равно он - молодец: всю партию имел поприятнее.

     Ну если Шах (так зовут азербайджанского гроссмейстера друзья) уже хвалит чемпиона мира, значит, все, у него, думается, в турнире наладится.

     А вот у его земляка и товарища по сборной Теймура Раджабова все уже налажено. Уверенно и сильно провел он черными поединок с лидером мирового рейтинга, экс-чемпионом мира Владимиром Крамником: применив свою излюбленную "староиндийку" без страха и упрека, сделал ничью, можно сказать, с позиции силы. Силы знаний и молодости. Хотя с точки зрения шахматной истины ему пришлось единственными ходами удерживать равенство.

     - Крамник с дебюта пытался меня подловить, нашел новую идею, не так  просто было за доской правильно реагировать, - рассказал Раджабов. - Белые всю партию стояли с небольшим перевесом. Но после того как я провел d6-d5, белым вроде не видно, как четко наращивать перевес. И хотя над черными все время витают какие-то тактические угрозы, но при ближайшем рассмотрении они оказываются  для них неопасными. А после 26.Сс4 е4 позиция, наверное, равная. Мне удалось найти очень сильный маневр: 27...Кс3! И если 28.Сс3, то 28...Сс3 29.Сg8 (это осталось за кадром), и черные могут пойти 29...Крg8, но еще проще 29...Са5. После чего непонятно, что делать белым - на 30... Се4 играю 31...Ле8, меняю ладьи, и получается простой ничейный "разноцвет". Я думаю, по игре получился закономерный результат. В конце довольно долго играли совершенно ничейную позицию, но это право сильнейшей стороны выискивать все шансы.

     После дикого "фарта" в стартовой партии с Веселином Топаловым Левон Аронян во втором туре этот самый "фарт", можно сказать, оправдал. В острейшей схватке переиграл призера минувшего чемпионата мира - переживающего вторую молодость Бориса Гельфанда.

     - Был разыгран очень интересный вариант, который придумал Гельфанд и который я сам хотел применять белыми, поэтому его немного анализировал, - поведал Аронян. - У меня в запасе была интересная заготовка: убрать коня на е7 и атаковать неприятельский центр. Возникают позиции очень острые и непонятные. На каждом ходу и у белых, и у черных открываются большие возможности, так что все учесть трудно. В какой-то момент я забыл собственный анализ, но удалось найти гармоничную расстановку фигур. Несмотря на проблемы белых с королем, позиция у них довольно крепкая, но из-за нехватки времени Борис не разобрался во всех нюансах: уже выпад 22.Фе2 - неудачен, ибо едва белым стоит расстаться с белопольным слоном, как пешка "d"  черных становится неудержимой. После чего, думаю, у белых безнадежно.

      Борис Гельфанд после тяжелого поражения в своем "фирменном" варианте выглядел слегка обескураженным...

     - Провалился, как говорят... Очень сложная партия, надо внимательно анализировать... 22.Фе2 - плохой ход...

     - Король белых в центре, как блуждающий форвард... В футболе это не плохо, а в шахматах он не всегда украшает позицию?

     - Я знал, что он будет в центре, но на что-то рассчитывал, наверное. Ощущения, что у белых плохая позиция, не было... Однако, увы, не сложилось...

 

Olimpbet awards

КХЛ на Кинопоиске

Новости