2 июня 2012, 00:04

Комсорг Крибб. Часть 9

Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте

"СЭ-Воскресенье" продолжает публиковать исторический цикл Александра БЕЛЕНЬКОГО о боксерах эры "голых кулаков".

(Продолжение. Начало в предыдущих номерах "СЭ-Воскресенья")

Впрочем, сам Том Крибб не рассматривал даже саму возможность того, что он может проиграть Молино, да и многие другие тоже. Перед боем заключались ставки на то, что Молино не продержится больше пятнадцати минут. Сейчас даже трудно понять, откуда взялось это шапкозакидательство. Похоже, история с гондольером уж очень въелась англичанам в мозги, и они на самом деле не могли себе представить, что какой-то иностранец, тем более негр, имеет шанс побить их парня. Тем более что один, Билл Ричмонд, уже пытался, и что из этого вышло?

Бой Крибба и Молино состоялся 18 декабря 1810 года, он очень подробно описан в очерке о последнем, настолько подробно, что его пришлось тогда разбить аж на две большие части: первую и вторую, так как все безобразия, которые творились в том матче, в одну часть никак не влезали.

Если же говорить вкратце, то Молино оказался куда более серьезным соперником, чем полагал Крибб. Было холодно, шел почти беспрерывный дождь, отчего к тому же было очень скользко. Падать на местную мокрую глину обоим пришлось множество раз и далеко не только от ударов. Молино все больше показывал себя не только очень физически сильным бойцом, к этому-то все были готовы, но и достаточно техничным. Трудно даже предположить, как бы сложился его бой с Криббом, если бы он прошел тренировку у капитана Барклея.

Однако предполагать этого и не надо. Молино никогда не смог бы так над собой издеваться. Чтобы оградить от всяческих искушений, его пришлось бы увозить не в Хайлендз, скромные шотландские горы, а в самые отдаленные районы Альп, а еще лучше в Гималаи, что в то время вряд ли было возможно. Но и тогда бы во всех окрестных деревнях, расположенных вокруг этого гипотетического тренировочного лагеря, через известный промежуток времени появилось бы множество мулатов, и к тому же потребление спиртного в этом несчастном районе резко возросло бы. Молино всегда "тренировался" по старинке и совладать с его темпераментом не мог никто. Нет, капитан Барклей никогда не стал бы тратить на него свое драгоценное время и не менее драгоценные деньги. Он совершенно правильно выбрал себя ученика: пусть не самого талантливого, зато самого трудолюбивого. Ограниченные "комсорги" вроде Крибба, на которых всегда можно было положиться, были ему куда ближе талантливых выскочек.

После восемнадцати раундов шансы на победу выглядели примерно равными у обоих. Кровь на их лицах и телах обильно перемешалась с грязью, и оба напоминали разъяренных и усталых боевых псов. То, что произошло в девятнадцатом раунде этого боя, вошло в историю, но оценку этому эпизоду давали самую разную. Лично мне ближе всего интерпретация Пирса Игана, во-первых, потому что он был другом Крибба и писал свою книгу при жизни последнего, что никак не повлияло на их отношения, хотя версия, которой он придерживался, не могла быть особо приятной для чемпиона.

Объяснить это можно тем, что если Крибб и был своего рода "комсоргом", то тогда уж комсоргом времен первых пятилеток, но не 70 - 80-х годов прошлого века. В молодости мне довелось несколько раз побывать в райкомах комсомола и, помню, меня удивило там количество тертых застиранных девок с какими-то огрубевшими лицами и молодых мерзавцев с властью во взоре. Ни те ни другие не верили ни во что. Может, были и другие райкомы, но я в них не был.

Крибб же был искренним и правильным человеком своего времени. Он разделял предрассудки той эпохи, но он был абсолютно честен, как показала история его отношений с Джемом Белчером и как еще покажет история отношений с Томом Молино. Поэтому он и не обиделся на Игана. Между прочим, Г.Дж. Майлз считал эпизод, о котором пойдет речь ниже, едва ли не выдумкой Игана. Майлз вообще критиковал Игана кстати и некстати, как Ленин буржуазию, что совершенно не мешало ему переписывать его "Боксиану" целыми страницами.

Итак, к девятнадцатому раунду оба были уже прилично измотаны. Молино отбросил порядком измотанного Крибба к канатам и неожиданно схватился обеими руками за верхний и изо всех сил прижал Крибба к нему. Верхний канат находился на высоте примерно полутора метров и, скорее всего, он просто впивался чемпиону в шею. Молино обладал огромной физической силой, и Крибб никак не мог вывернуться. Вместе с тем он не мог и упасть, закончив тем самым раунд. Вряд ли Молино откровенно душил его, потому что тогда судьи обязательно остановили бы бой, но они это сделать отказались. Крибб быстро терял силы, и тогда "власть" в свои руки взял "народ". Порядка двухсот человек в мгновение ока вылезли на ринг и самые бедовые из них стали отрывать руки Молино от канатов. По крайней мере один палец у него в результате был то ли сломан, то ли серьезно травмирован.

В какой-то момент, воспользовавшись поддержкой, Крибб вылез из его цепких объятий, но Молино догнал его, зажал его голову под мышкой и несколько раз сильно ударил, после чего Крибб, наконец, упал, что было не слишком приятно, но не шло ни в какое сравнение с участью быть пригвожденным ласковым Молино к канатам. Так Крибба спасли в первый раз.

Во второй раз его спасли после двадцать третьего раунда, когда он не пришел в себя после перерыва. Тогда один из его секундантов, Джо Уорд, сыграл ту же роль, что Билл Уорр в бою с Джемом Белчером. Мне даже захотелось проверить, не один ли это человек, но вроде бы нет. Просто в жуликах и прохвостах никогда не было недостатка.

Уорд обвинил Билла Ричмонда, чернокожего секунданта Молино, что тот вложил в руки своему подопечному пули. Кто хоть когда-нибудь дрался, знает, как не то что "свинчатка", а любая мелочь, зажатая в кулаке, усиливает удар, но крупнокалиберные пули того времени для этого подходили очень плохо, и тот, кто попытался бы использовать их в таком качестве, скорее всего, сломал бы пальцы. Да и репутация Ричмонда была абсолютно безупречна. Он стал доказывать и показывать, что никаких пуль тут нигде нет, а время шло. Обвинение было заведомо абсурдным и не претендовало на то, чтобы в него поверили. Задача была потянуть время, и это сделать удалось.

Между тем Молино замерз. По понятным причинам он был куда хуже адаптирован к английской зиме, чем Крибб. Кроме того, стала давать о себе знать разница в том, как они готовились к бою. Девки, с которыми день и ночь тренировался Молино, тоже проверяли его на выносливость, но это была совсем не та выносливость, которую капитан Барклей вырабатывал у Крибба. Оба с каждым раундом теряли силу и скорость, но Молино терял их в разы быстрее. После сорокового раунда он больше не смог выйти из своего угла. Пирс Иган по этому поводу сказал: "Его первый матч с Криббом будут долго помнить в спортивном мире. Также не будет забыто и то, что, говоря по справедливости, только цвет кожи помешал ему стать героем того боя".

Понимал это и Том Крибб, и не в его характере было мириться с подобными вещами. Ведь он был не только джентльменом, но и "комсоргом", что в данном контексте означает примерно одно и то же.

(Продолжение следует)

Александр БЕЛЕНЬКИЙ

Комсорг Крибб

Часть 1

Часть 2

Часть 3

Часть 4

Часть 5

Часть 6

Часть 7

Часть 8

Olimpbet awards

КХЛ на Кинопоиске

Новости