Их по-прежнему двое
Бой между двумя сообладателями титула WBA в тяжелом весе, россиянином Николаем Валуевым и Русланом Чагаевым из Узбекистана, который должен был пройти в субботу в Хельсинки, не состоялся.
Медицинская комиссия не допустила Чагаева до боя, так как сданные им анализы не удовлетворяли требованиям местной медицинской комиссии. Согласно финским правилам, диагноз не разглашается, но абсолютно все знают, что речь идет о гепатите. Как многие, наверное, помнят, именно по этой причине два года назад был отменен бой Чагаева с тогдашним обладателем титула WBO в тяжелом весе Султаном Ибрагимовым.
Однако тогда инициатива исходила от команды самого Чагаева. На этот раз все было иначе, и, судя по всему, в боксерском мире разгорается новый серьезный скандал.
ДВОЕ НЕВИНОВНЫХ
Прежде всего я хочу расставить некоторые точки над i, чтобы больше к этому не возвращаться.
Первое. Я глубоко сочувствую Руслану Чагаеву. Он в высшей степени смелый и достойный человек. Те, кто считают или даже просто предполагают, что он может уклоняться от боя с кем бы то ни было, просто его не знают. Если Чагаеву завтра скажут, что ему предстоит поединок с нильским крокодилом, он если и задаст какие-то вопросы, то чисто организационного или технического плана. Что-нибудь вроде того, а где у крокодила пояс, чтобы не нарваться на дисквалификацию, так как ниже пояса бить нельзя и крокодилу. Можно, конечно, сказать, что это некоторое художественное преувеличение, но небольшое.
Второе. Я глубоко сочувствую Николаю Валуеву. На свете есть много героев за чужой счет, и все они сейчас подадут свои звонкие голоса в стиле:
"Вперед, орлы,
а я за вами,
И грудью встану я
за вашими спинами".
Они будут утверждать, что Валуев был обязан рваться в бой, даже зная, что у его противника гепатит и есть опасность заражения. Я верю, что среди кричащих, может быть, и найдутся люди, сами на это способные, но в большинстве своем они и к зданию инфекционной больницы на всякий случай не подойдут. И если вы спросите такого героя, почему, то он недоуменно ответит: "Что я, дурак, что ли?" - всем своим видом показывая, что дурак именно вы, раз задаете такой вопрос.
ВНУТРЕННИЙ ВРАГ
Когда два года назад немецкая промоутерская фирма Universum, ведущая дела Чагаева, отменила бой с Ибрагимовым, диагноз тоже поначалу не был назван. Говорили лишь о неких проблемах со здоровьем, связанных с желудочно-кишечным трактом. Однако репортеры свое дело знают, и очень быстро стало известно, что речь идет именно о гепатите.
Затем в прошлом году фирма Universum дважды отменяла бой Чагаева уже с Валуевым, но по совершенно иным причинам. В первый раз Руслан был болен гриппом, во второй - порвал ахиллово сухожилие. Тогда пошли всякие разговоры, что фирма Universum и ее президент Клаус-Петер Коль просто ищут предлог, чтобы уйти от боя с Валуевым. Мне пришлось тогда же прочесать пол-Германии, чтобы найти Чагаева в клинике на юге страны, где подтвердилось, что Чагаев действительно получил серьезнейшую травму.
В те дни я взял у Руслана большое интервью. Спросил и об отмене боя с Ибрагимовым. Чагаев ответил, что действительно у него тогда было обострение гепатита. Вообще у него обнаружили в крови некий "австралийский антиген", который периодически активизируется, что и выражается в гепатите, но между обострениями он чувствует себя совершенно нормально и никаких ограничений ни в физическом плане, ни в плане общения с другими людьми на него не налагается.
В интервью это не вошло, так как не имело прямого отношения к сложившейся в то время ситуации. Однако хорошо помню, что я еще подумал, что соперники Чагаева находятся в заведомо невыгодном положении. Руслан живет под дамокловым мечом, который может заодно ударить и по ним, так как назначенный поединок с Чагаевым может быть отменен в любой момент как им самим, так и медкомиссией, и спорить с таким решением будет и аморально, и бесполезно.
ГЕПАТИТНАЯ ВОЙНА
Чтобы лучше разобраться в том, что произошло в Хельсинки, я связался с Крисом Майером, директором-распорядителем фирмы Sauerland Event. Он рассказал мне следующее: "Чагаев перед приездом сюда сдал анализы в клинике в Гамбурге. Они были в пределах нормы, но, что называется, на грани. Результаты были официально опубликованы, так что кто захочет, может в этом убедиться. Здесь от Чагаева потребовали снова сдать анализы, что он и сделал в четверг 28 мая. К моменту взвешивания новые результаты еще не были готовы, потому эта процедура и прошла безо всяких осложнений. Но через несколько часов после взвешивания результаты эти уже были представлены обоим участникам и их командам. У Чагаева были превышены некоторые показатели, что сделало, по местным правилам, проведение боя невозможным".
Майер всячески избегал употреблять слово "гепатит". Он лицо официальное и обязан хранить тайну даже тогда, когда ее обсуждают уже в каждой детской песочнице, но картина была ясна и без того.
Если космонавт не будет допущен к полету по здоровью, ни ему самому, ни его друзьям не придет в голову обращаться к руководству в стиле "ну пожаласта-а-а...", как ребенку, выпрашивающему еще одну конфетку. Однако мир бокса, не говоря уже конкретно о "мире WBA", который представляет собой тот еще заповедник, таков, что здесь подобное возможно. Universum и Чагаев тут же выступили с заявлениями о том, что Руслан здоров и к бою готов. Беда только в том, что их никто ни о чем не спрашивал. Боксеры народ мужественный и, например, требуют дать им возможность продолжить бой, когда они уже совершенно избиты. Рефери такие просьбы обычно игнорируют. Если бы они этого не делали, то боев со смертельным исходом на ринге было бы куда больше. Так что боксеры - последние, кого надо слушать в такой ситуации.
Кроме того, не стоит забывать, что здесь есть еще один участник - Николай Валуев. Гепатит не самое приятное заболевание и не самое безопасное для жизни. Никто не может требовать от Валуева, чтобы он подвергал себя риску заразиться. Всем тем, кто говорит, что Чагаев на данный момент является не больным, а лишь носителем некоего антигена, я бы хотел задать вопрос: ляжете ли вы в постель с женщиной, если вам точно известно, что она ВИЧ-инфицирована, но СПИДа у нее еще нет, и неизвестно, будет ли. Мне что-то кажется, что большинство не пойдут на такой подвиг, даже если их целиком засунуть в один огромный презерватив.
Universum стал распространять версию, в соответствии с которой врачи давали стопроцентную гарантию того, что Валуев не подвергается никакой опасности. Кроме того, они утверждают, что Чагаев полностью излечился от гепатита еще в 2006 году. Последнее утверждение мне особенно нравится, если учесть, что летом 2007 года как раз Universum отказался от проведения боя Чагаева с Султаном Ибрагимовым именно из-за гепатита у Руслана. Что же касается стопроцентной гарантии, то, как мне сказали, никто, кроме стопроцентного шарлатана, такой гарантии дать не в силах. Риск может быть минимальным, но он всегда есть.
Валуеву предложили пройти некую вакцинацию после боя, но и она стопроцентной гарантии не дает. Так или иначе, но последнее "нет" при решении вопроса о проведении боя было сказано не Валуевым, а уполномоченным представителем финской Федерации бокса Перти Аугустином.
Наконец, есть еще один момент, который как-то выпал из обсуждения вопроса. Кто-нибудь попытался поставить себя на место Валуева? Боксерский поединок - дело кровавое. Кровь начинает литься почти сразу. Данный бой, скорее всего, прошел бы всю дистанцию, то есть двенадцать раундов, на протяжении которых противники неизбежно вымазали бы друг друга своей и чужой кровью. Неизбежно чужая кровь попадает и на слизистую оболочку противника, то есть, проще говоря, в рот, в нос... При этом в ходе боя боксер не может думать ни о чем, кроме самого боя, иначе слишком велик шанс оказаться в нокауте, а здесь неизбежно он думал бы и о том, не заразился ли он. Это поединок не на равных.
Мне крайне неприятно все это писать. Я вовсе не хочу сказать, что Руслан Чагаев - прокаженный. Он - главная пострадавшая сторона во всей этой истории, но каждый имеет право думать о своем здоровье. Если последующие медицинские обследования подтвердят, что у его противника не будет НИКАКИХ шансов заработать в бою гепатит, я первый стану ратовать за проведение боя Чагаев - Валуев. Более того, я знаю, как сам Николай хотел этого боя. После его поражения от Чагаева в апреле 2007 года эта тема всплывала в каждом нашем разговоре.
Кстати, год назад, когда я шастал по Германии в поисках Чагаева, фирма Universum помогала мне в этом крайне мало и крайне плохо, хотя моей целью было доказать как раз то, что Чагаев НЕ уклоняется от боя с Николаем Валуевым, а действительно получил травму. В последний раз меня попытались не пустить к нему, когда я уже был в клинике, находящейся в настоящей глубинке, добраться куда было крайне сложно и довольно дорого.
Сейчас могу сказать, что у меня уже была написана статья, в которой я подробно описал все свои приключения и где предлагал читателям самим сделать вывод: болен Чагаев или нет, если его от меня так прячут. Тем не менее вместо того чтобы "экстазировать" в Мюнхене или Нюрнберге, я отправился черт знает куда, чтобы снять с Чагаева все подозрения. По-моему, тогда я доказал и ему, и всем свое хорошее к нему отношение. И мне не лень повторить еще раз: Руслан Чагаев - очень достойный и очень смелый человек, практически рыцарь без страха и упрека.
Я готов повторять это снова и снова перед любой аудиторией, но у всех есть свои права, и если бы Николай Валуев не был моим другом, я бы написал то же самое. Может быть, только чуть с меньшим жаром.
ДЯДЯ КОЛЬ И WBA
В своей предыдущей статье я высказал смелую надежду, что историю о том, как у WBA появилось сразу два чемпиона в тяжелом весе, мне больше рассказывать не придется. Много я тогда знал! Наверно, буду вынужден повторять ее до конца дней своих и чужих, но постараюсь по крайней мере быть краток.
Так как после разрыва ахилла в прошлом году было совершенно непонятно, когда Чагаев оправится от травмы, и к тому же три отмены боев за год - это многовато, он был объявлен "чемпионом в отпуске", а Валуев вскоре стал "обычным чемпионом". В феврале Чагаев из отпуска вернулся и, согласно всем договоренностям с Валуевым, компанией Sauerland Event и WBA, должен был без промедления провести свой первый же бой с Валуевым, чтобы выяснить, кто из них станет единственным обладателем титула WBA.
Однако Клаус-Петер Коль решил иначе. О возвращении Чагаева было объявлено только тогда, когда у Валуева уже был заключен контракт на бой с Эвандером Холифилдом, который состоялся в декабре прошлого года. Отказаться от боя Валуев и Sauerland Event без выплаты очень больших неустоек не могли. Тогда Коль объявил, что и Чагаев имеет право на добровольную защиту, в результате чего Руслан встретился с мало кому известным костариканцем Драмондом. Фирма Sauerland Event заявила свой протест, о чем не худо бы вспомнить тем, кто подозревает ее сейчас во всяких кознях, с требованием, чтобы Чагаев встретился с Валуевым, но WBA встала на сторону Коля.
Я не собираюсь ни на что тонко намекать, в коррупции никого не обвиняю, но в Германии широко известно, что позиции Коля в WBA очень сильны. Именно поэтому эта организация в конфликтных ситуациях встает на его сторону. Как поведет себя WBA сейчас? А вот это большой вопрос.
В Хельсинки было проведено заседание WBA, но решение вопроса было отложено на неделю. Коль и Universum пытаются доказать, что для отмены матча не было никаких оснований. Соответственно, Вильфрид Зауэрланд и его фирма Sauerland Event доказывают, что основания были.
При данных обстоятельствах руководство WBA будет юлить до последнего. Как я уже говорил, вряд ли какой-то серьезный врач станет утверждать, что возможность заражения полностью исключается. Значит, дисквалифицировать Валуева и лишить его титула они, скорее всего, не решатся, несмотря на дружбу с Колем. Тем более что окончательное решение об отмене боя принимал не сам Валуев, а представитель финской Федерации бокса.
С другой стороны, вряд ли чиновники WBА пойдут и на то, чтобы лишить Чагаева титула. Такой шаг тоже чреват конфликтами. Думаю, неделю они взяли на то, чтобы найти способ, как бы сделать так, чтобы ничего не делать и ничего не решать. Опыт у них большой, поэтому, думаю, справятся. И дядю Коля не обидят, и в суд не пойдут.
Скорее всего, для Чагаева придумают еще какой-нибудь титул, например, "почетного чемпиона", с тем, чтобы он полностью вылечился, а по выздоровлении имел приоритетное право на бой с чемпионом мира по версии WBA, кто бы им ни был к тому моменту.