Тяжелые сказки Кличко и Уайлдера
Вся карьера Уайлдера – это сказка. "Бронзовый бомбардировщик" - идеальный материал для таблоидов и фанатов, с его нокаутами, историей дочери, которая вынудила его оставить учебу, мечты об NBA и NFL и уйти в бокс. В историях полно нестыковок, сюжетных натяжек и преувеличений, но кому какое дело, если про него еще несколько лет назад написали детскую книжку – "Деонтей Уайлдер, будущий чемпион мира". Что-то в духе "Колобка", но с кулаками в боксерских перчатках, хотя его можно встроить в любую историю, если постараться.
Будет "Чудесное путешествие Уайлдера с дикими гусями" или там "Деонтей и философский камень". Пока он далек от того, что могло бы считаться идеальным боксером-тяжеловесом, но мы об этом можем никогда не узнать, если он не встретится с Поветкиным или Кличко. Будет жить в своей выдуманной стране Нарнии и его, возможно, будут считать более великим, чем Джо Луиса. В боксе, особенно в супертяжелом весе, сейчас есть спрос на американских тяжеловесов и на боксеров, которые не проигрывают. А Уайлдер продолжает побеждать.
В последнем бою он к чемпионским раундам уже опробовал все, что планировал – движение, хуки и апперкоты в ближнем бою, дважды был близок к тому, чтобы добить Дюопу, но, кажется, был в эти моменты слишком уставшим и терял в точности или в движении. Угол француза, между тем, с середины боя держал наготове белое полотенце, но не решались его выкидывать – или верили в случайный удар, или просто жалели самолюбие своего боксера в ущерб его же здоровью.
В одиннадцатом раунде Уайлдер взорвался. В цель прошел его правый удар, от которого Дюопу зашатало, и затем Уайлдер просто напрыгнул на него, швыряясь кулаками размашисто, из последних сил, но решительно настолько, что смог убедить рефери – пора заканчивать. Француз выполнил свою миссию, он был выбран как терпеливый и не слишком умелый в атаке боксер, без удара, без серьезного опыта чемпионских боев, но с некоторым наличием гордости, которая не позволит ему сдаться слишком рано... Вдобавок он побеждал в Москве Мануэля Чарра, и это считается пока достаточным формальным критерием, чтобы получить шанс на титульный бой. Отличный кандидат для Уайлдера, чтобы отработать в боевом режиме то, чему его пытается научить в тренировочном лагере Марк Бреланд, олимпийский чемпион и чемпион мира в профессионалах.
Одна из таких обязательных для чемпиона вещей – умение показать зрителям и судьям, что всегда контролируешь ситуацию в бою, а в нужный момент и то, что соперник готов упасть и его голова на месте только лишь потому, что ты предлагаешь рефери сделку – остановить бой сейчас, а не отталкивать тебя потом от бессознательного тела и мучительно гадать, не будет ли последствий. И рефери поверил. Дюопа так и не упал, но бой был остановлен. У Деонтея Уайлдера процент побед нокаутом – 97. У Кличко всего лишь под 80 процентов.
Правда, вопрос, кто бьет жестче, вообще не стоит. Вопрос в том, кто крепче и более вынослив, и здесь нет единого мнения – Уайлдер, предположительно, выдержит попадание Кличко, а вот что будет происходить в голове Владимира Кличко, если соперник все же дотянется? Нет ответа. И мы его можем скоро не узнать или не узнать вообще никогда. В минувшую пятницу, когда Кличко заявил о травме и переносе боя с Фьюри, многие начали мечтать – нельзя же запретить людям это делать – что сейчас украинец дождется результата боя Уайлдера и попытается договориться уже с ним, отодвинув Фьюри в карнавальном костюме Бэтмена в конец очереди. Но нет необходимости отменять бой, билеты на который все давно проданы и телевидение, наконец, снова готово платить – и хорошо.
Перенос боя в таких случаях работает на то, чтобы сорвать сопернику график подготовки, не дать ему выйти на пик формы, вывести из душевного равновесия. Фьюри и так хронически не в себе, а вот устроить ему спад физических кондиций аккурат в тот момент, когда ему нужно было бы выходить на ринг. Еще в таких случаях принято обвинять соперника в том, что ему нужно чуть больше времени, чтобы вывести из организма следы применения допинга, но здесь мы ничего никому не докажем, поэтому нам остаются только домыслы и провокации. И сказки про Деонтея Уайлдера.
Обязательный претендент на бой с Уайлдером – Поветкин, и если рассуждать трезво, у "Русского Витязя" как раз все в порядке с теми компонентами боя, где были проблемы у других оппонентов американца. Против Поветкина он не может позволить себе застывать на ногах и задумываться, делать паузы или атаковать такими широкими размашистыми ударами. К такому бою он пока не готов. Так же, как Поветкин, по сумме факторов оказался не готов к бою с Кличко пару лет назад.
Значит ли это, что Уайлдер не может выиграть у Поветкина? Вовсе нет. Всегда можно создать определенные условия, при которых бой или система взаимоотношений и подготовки вокруг боксера рассыпается и рвется в клочья. Можно навязать бой в США и сбить график переносом даты – где-то за месяц до поединка. Можно навязать допинг-тесты по олимпийской системе и регулярно доить из соперника кровь. Можно выбрать неудобные перчатки, слишком большой ринг, слишком домашнего рефери и нетрезвых судей – бывали и такие...
Но, рассуждая с точки зрения построения карьеры Уайлдера, его мифологии, детских историй и продаж билетов – ему не нужен бой с Поветкиным. При высоком риске – слишком неочевидна награда. И поэтому если когда-то этот бой состоится – это будет как минимум победа любви к боксу над экономической целесообразностью. Не история про то, как всех купили, а скорее про то, что в супертяжелом весе должны происходить настоящие свирепые бои, хоть иногда, иначе будет все труднее убедить зрителей в том, что зрелище стоит потраченного времени и денег. А то, может, лучше книжку почитать.