Андрей Маковеев: "У норвежцев появился "комплекс Шипулина"
В воскресенье наша мужская эстафетная команда в составе Алексея Волкова, Евгения Гараничева, Дмитрия Малышко и Антона Шипулина одержала красивую победу, а накануне Шипулин стал бронзовым призером гонки преследования. Это и стало первой темой разговора с бывшим биатлонистом сборной России, завершившим карьеру год назад.
"ШИПУЛИН ЧУВСТВОВАЛ СВОЕ ПРЕВОСХОДСТВО"
– Когда Шипулин в эстафете уходил на заключительный круг в десяти секундах позади норвежца Эмиля Хегле Свендсена, верили, что удастся догнать?
– Скорее, нет. Для спортсмена такого уровня, как Свендсен, десять секунд – достаточный отрыв, чтобы уже никого не подпустить. Антон в Хохфильцене прибавлял с каждой гонкой, и порадовало, что в эстафете он показал, что способен держать дистанционную скорость и на последнем круге. Еще мне показалось, что у Антона лучше работали лыжи. Явно длиннее был прокат, и Антон приближался к Свендсену буквально с каждым шагом. Спасибо нашей сервис-бригаде, потому что догонять, когда лыжи у тебя едут так же, как у соперника, или чуть хуже, очень сложно. Тут нужно быть на голову выше, чтобы отыграть серьезное отставание.
– Вас не удивило, что Шипулин вышел вперед перед заключительным спуском, решив не оставлять разборки на финишную прямую, как он обычно это делает?
– Да, как правило Антон отсиживается за спиной и выскакивает уже на прямой или непосредственно перед ней. То, что в этот раз он, даже отыграв такое отставание, не стал "сидеть" за Свендсеном, чтобы передохнуть, подтверждает, что Шипулин чувствовал свое превосходство. Когда знаешь, что ты сильнее, можешь позволить себе все. Думаю, эта эстафета придаст уверенности Антону и в будущих личных гонках.
– Норвежцы, наоборот, парни самоуверенные. Им был нанесен серьезный удар по самолюбию?
– Я думаю, да. У них наверняка развился полноценный комплекс перед Антоном как финишером эстафеты. А это может подкосить уверенность вообще всей четверки.
– Шипулин неубедительно начал сезон на стартовом этапе в шведском Эстерсунде. Почему выступать на таком уровне, как в Хохфильцене, у Антона не получилось с самого начала?
– Дело в том, что Антон изначально в декабре никогда не выступал особенно ярко. Исключением стал только прошлый сезон, а так, победы с первых же стартов – это не его стиль. Ничего страшного не вижу, скорее наоборот. Обычно те, кто все выигрывают осенью и в конце лета, до конца зимы уже теряют форму. А так, главный старт сезона – чемпионат мира – еще впереди, Антон прибавляет с каждой гонкой. Все нормально, я еще после Эстерсунда это говорил.
"МАЛЫШКО ТОЧНО БУДЕТ БЕЖАТЬ БЫСТРО"
– Евгений Гараничев в Эстерсунде снова испытал проблемы со стрельбой, а в Хохфильцене уже был в полном порядке. Эти проблемы лежат, скорее, в области техники или психологии?
– Думаю, это чисто психологическое. Технически все спортсмены основной сборной готовы прекрасно. На тренировках у них запредельно высокие коэффициенты попаданий, абсолютно у всех не ниже 90, а у кого-то приближаются и к ста процентам.
– Почему тогда наши биатлонисты не стреляют так в соревнованиях?
– Потому что очень сильно психологическое напряжение. Практически никто не чувствует себя твердым спортсменом основы, пара неудачных гонок – и тебя отправляют на Кубок IBU. Возможно, тренерскому штабу стоит выделять больший кредит доверия тем, кто годами доказывает свою состоятельность. Что касается конкретно Жени, я обратил внимание на интересный момент. Раньше все его проблемы в эстафетах складывались по одному сценарию: на "стойке" он торопился с последним выстрелом, как бы раньше времени "убегал", промахивался, а потом начинал нервничать и тремя патронами не мог закрыть единственную мишень. В этот раз Гараничев даже на несколько секунд задержался после заключительного выстрела, убедился, что мишень закрылась, и потом только ушел на трассу. Значит, они работали в тренировках над этим моментом, и проблема решается.
– Вам кажется логичным решение тренерского штаба отправить единственного нашего призера Эстерсунда Алексея Волкова на Кубок IBU и вернуть в основу непосредственно перед эстафетой?
– Насколько я знаю, так было заранее запланировано Рикко Гроссом. В немецкой команде ротация между основной и резервной командами происходит очень часто, но в то же время она планируется. То есть человек заранее, примерно на месяц вперед, знает, когда и где он будет бежать. В таком случае спортсмен спокоен и не испытывает колоссального стресса, как у нас. Думаю, Алексей все воспринял адекватно, конкретно готовился к эстафете и показал, что все сделано было нормально. На следующий этап Кубка мира в Поклюке он уже поедет с самого начала. Мне кажется, такая система лучше, чем постоянная неизвестность.
– Насколько близок к своим лучшим кондициям после неудачного прошлого сезона еще один наш эстафетчик Дмитрий Малышко?
– Дима на старте сезона смотрелся немного тяжеловато, но думаю, к чемпионату мира он наберет оптимальную форму. Для меня вопроса, будет ли Малышко в этом году бежать быстро, даже не стоит. Очевидно, что будет.
"НАДО НЕ БОЯТЬСЯ СТАВИТЬ МОЛОДЫХ"
– В женской команде все пока отнюдь не так радужно, как в мужской. Девятое место в эстафете и вовсе стало худшим результатом в истории. Вы видите потенциал в этой сборной?
– В эстафете нам изначально было тяжело на что-то надеяться, так как, прежде всего, в такой гонке нужен ровный коллектив. У нас пока не все девочки готовы держать ту скорость, какая необходима. На мой взгляд, основная проблема в том, что подключать молодых спортсменок к первой команде нужно раньше. У нас пока девочка поездит по всяким второстепенным стартам, пока отберется, пройдет куча времени. Немцы показывают, что нет ничего страшного в том, чтобы выставлять на Кубок мира 20-летних спортсменок. И давать им бежать не одну гонку, а весь сезон. И ставить их в нормальные, а не в последние стартовые группы, где на разбитой лыжне никаких шансов нет. Ту же Ольгу Подчуфарову могли начать обкатывать много лет назад. Сам видел, как она переживала, когда выигрывала Кубки IBU, а во взрослую команду никак не могла пробиться. Как дергалась перед Олимпиадой, когда сначала не попала туда, а потом в последний момент все-таки поехала... Ведь уже тогда специалистам было очевидно, что Ольга очень перспективная девушка, и на нее можно делать ставку.
– Уже объявлено, что на следующий этап в Поклюке приедет Ульяна Кайшева. Но ждать чудес от нее в первых же гонках вряд ли стоит?
– На моей памяти, только Наташе Гусевой удалось стать призером в первой же своей гонке Кубка мира. В целом, конечно, тут нужно время, чтобы адаптироваться к принципиально иному уровню соревнований даже по сравнению с Кубком IBU. Вспомните того же Антона Шипулина: он так же все выигрывал в юниорах, а в первый свой год на Кубке мира даже с "нулем" занимал места во втором-третьем десятках. Но его же все равно возили, обкатывали и получили лидера команды. К сожалению, не все наши тренеры и функционеры имеют такое терпение. Зачастую после первых же неудач человека отправляют назад, пробуют новых и новых кандидатов. А результата такие "пробы" не дают, потому что никто из спортсменов не успевает адаптироваться, и все соревнуются, зная, что этот шанс может быть первым и последним. Поэтому и уезжают от нас люди в другие страны, и выступают там потом лучше, чем бегали в России.
– По вашей логике, как можно определить, безнадежен ли спортсмен в плане результата или нужно подождать, и все еще придет?
– Для этого и существует профессионализм, интуиция, если хотите. Конечно, я не призываю возить по Кубкам мира всех, независимо от результатов. Но можно было бы выделить нескольких молодых спортсменов, в которых просматривается перспектива. Посмотреть, как они готовятся, возможно, что-то подкорректировать и целенаправленно их выкатывать до нужного уровня.