Владимир Королькевич: "Задача - максимально поправить свои позиции в Кубке наций"
Официальную утреннюю тренировку женщин накануне первого старта в Рупольдинге старший тренер женской сборной России провел на трассе. Спустился на стрельбище лишь к самому концу работы. И согласился ответить на вопросы корреспондента "СЭ".
– Сегодня на стадионе наиболее активно тренировались четыре спортсменки – Екатерина Глазырина, Дарья Виролайнен, Галина Нечкасова и Яна Романова. Означает ли это, что состав эстафетной команды определен?
– Нет, обсуждать его мы с тренерами будем ближе к вечеру. То, что вы видели, – всего лишь тренировка. Яна Романова, например, только выходит из своего болезненного состояния, в эстафете же неважное самочувствие одной спортсменки зачастую тянет за собой целую цепочку изменений. Единственная из девушек, чье место в стартовом составе не вызывает никаких сомнений, – это Глазырина. По всем остальным есть вопросы. У кого-то они связаны со стрельбой, у кого-то – со скоростными качествами, у кого-то – с психологическим состоянием.
– Свою первостепенную задачу вы видите в том, чтобы собрать на эстафету наиболее боеспособный состав или же хотите проверить в бою конкретных спортсменок?
– У нас уже были две эстафеты, где команда выступила, прямо скажем, неважно. Набрать очки и постараться максимально поправить свои позиции в Кубке наций – это первая задача. Вторая заключается в том, чтобы проверять и наигрывать состав. На мой взгляд, нужно обязательно давать возможность молодым. Та же Виролайнен выступает в Кубке мира первый сезон. Понятно, что ей нужны старты, нужно набираться соревновательного опыта.
– В предыдущие годы нередко возникала ситуация, когда эстафетную четверку, по сути, не из кого было выбирать. Насколько велик круг кандидатов сейчас, когда позади уже половина сезона?
– До чемпионата мира у нас еще достаточно много времени. Поэтому называть какие-то конкретные фамилии, на мой взгляд, рановато – все еще может поменяться. И динамика функционального состояния, и качество стрельбы. Могу сказать, что пока нет ни одного явного лидера – то есть спортсменок, которым места в команде стопроцентно были бы забронированы. Это относится даже к Глазыриной и Романовой.
– В прошлом сезоне у нашей женской команды были достаточно высокие и главное стабильные стрелковые показатели. Почему все до такой степени рассыпалось в Оберхофе? Только из-за погоды?
– Я бы не сказал, что все совсем рассыпалось. В конце концов у нашей команды была прекрасная стрельба на этапе в Остерсунде – мы имели одни из лучших показателей. Что касается скорострельности, отдельные спортсменки показывают ее и сейчас. Если посмотреть и сравнить все результаты, не думаю, что в качестве стрельбы мы будем сильно отставать от лидеров. Другой вопрос, что психологическая устойчивость пока оставляет желать лучшего. Молодым девочкам тяжело состязаться с теми, кто выступает в Кубках мира по шесть-семь лет. Вспомните, что происходило в прошлые годы: у молодых вообще было не так много шансов влиться в основной состав. Сейчас мы по крайней мере даем им такую возможность, поскольку устоявшегося костяка в сборной нет. Надо давать девочкам и возможность как можно чаще стартовать. Иначе они никогда не наберутся необходимого опыта. Возьмите команду Италии: она существует в нынешнем составе третий год и только сейчас начинает становиться командой. То же самое происходит в сборной Чехии: сначала появился явный лидер в лице Габриэлы Соукаловой, сейчас к ней стали подтягиваться другие спортсменки.
– У нас к сожалению такого лидера сейчас нет.
– Именно. Пока отдыхают и Ольга Зайцева, и Ольга Вилухина. Это очень важно на самом деле. Представьте, что будет со сборными Белоруссии или Финляндии, если из одной команды убрать Дарью Домрачеву, а из другой – Кайсу Мякяряйнен.
С физической и функциональной точек зрения наши девочки прогрессируют, прогрессируют "телом" – это видно невооруженным глазом, но конечно же им тяжело: тело за один сезон не построишь. Тем более что многие попали в команду достаточно поздно. Взять пример украинских сестер Семеренко: они выступают в Кубках мира с 19 лет. То есть в сравнении с большинством российских спортсменок имеют несопоставимо больший опыт.
– Я не раз обращала внимание, что те же немцы стараются подтягивать своих спортсменок к основной сборной чуть ли не с юниорского возраста. Значит, видят в этом смысл?
– Вопрос не совсем ко мне, наверное. Могу сказать только то, что Кубок IBU и Кубок мира – это совершенно разные, несравнимые соревнования. Как в физическом, так и в психологическом плане. Немцы, если помните, каждый год старались привлекать к сборной кого-то из молодых. Возможно, стремились таким образом сделать переход на взрослый уровень как можно более безболезненным. И это действительно оправдывало себя. У нас же за последние три– четыре года образовался провал в этом отношении. Понятно, что все мы радовались тому, что так долго и хорошо выступает Ольга Зайцева. Но ведь ни для кого не было секретом, что так не может продолжаться вечно.
Очень надеюсь, что в этом сезоне мы хоть немного изменим эту ситуацию.