Без флага или без сборной? Как IBU будет наказывать Россию
Олег ШАМОНАЕВ
На этой неделе Международный союз биатлонистов (IBU) на своем конгрессе в хорватском Порече рассмотрит вопрос о статусе Союза биатлонистов России (СБР), который на данный момент частично ограничен в правах из-за допинговых скандалов. От вердикта по этому делу во многом будет зависеть будущее одного из самых популярных видов спорта в нашей стране. На волне новых разоблачений решение теоретически может быть максимально жестким – вплоть до приостановки членства СБР с запретом участия наших спортсменов в официальных соревнованиях или перехода российской сборной под нейтральный статус с отъемом национального флага. Насколько реален подобный катастрофический сценарий?
Российский биатлон наряду с отечественной легкой и тяжелой атлетикой, а также лыжными гонками – один из рекордсменов по количеству допинговых инцидентов в последние десять лет. Однако долгое время биатлонистам удавалось отделываться дисквалификациями отдельных спортсменов – сборная и СБР коллективной ответственности избегали. Во многим это было связано с позицией бессменного главы IBU норвежца Андерса Бессеберга: который, как уверяют недоброжелатели этого функционера, мог поступать не совсем бескорыстно. Теперь Бессеберг находится под следствием по делу о коррупции, и стиль решений по "русскому вопросу" изменится почти наверняка. Вопрос – насколько радикально. Ведь с одной стороны в условиях безвластия IBU находится под мощным давлением ВАДА, с другой – до появления нового президента Международный союз попытается избежать резких движений и необратимых шагов.
Выборы нового главы IBU пройдут после рассмотрения нашего дела. Кандидаты в президенты швед Олле Даллин и Байба Брока из Латвии в интервью "СЭ" высказались на "русскую тему" крайне осторожно, и явно не горели желанием менять повестку дня конгресса. А в этой самой повестке фигурирует только вопрос об отмене или продлении ограничений СБР в правах, ни о каких новых санкциях речь не идет. Конечно, теоретически возможно все – помимо кандидатов в президенты в IBU есть и более жестко настроенные к России функционеры (в частности, из Канады и Чехии). Но наиболее вероятным исходом сейчас кажется продление ограничений для СБР на неопределенный срок без ущемления в правах наших спортсменов. Скорее всего, по итогам конгресса российский биатлон по-прежнему будет лишен права голоса в IBU и возможности проводить международные соревнования. Но не более того.
Формально ограничения вообще можно было снять полностью. В декабре прошлого года, когда было вынесено это наказание, от нашей стороны требовали выполнить следующие условия.
– Восстановление Олимпийского комитета России в МОК.
– Отсутствие новых допинговых инцидентов с 1 января 2017 года
– Сотрудничество по всем расследованиям, связанным с допинговыми обвинениями.
Все эти пункты так или иначе выполнены. Но на фоне новых допинговых разоблачений, которые наметились после начала расследования в IBU информации из украденной базы данных Московской антидопинговой лаборатории (LIMS), полное восстановление наших прав может выглядеть вызывающим, и Международный союз навряд ли пойдет на это по политически соображениям. Уже озвучено, что под подозрением находятся четверо наших спортсменов (по данным "СЭ" в их числе – олимпийские чемпионы Светлана Слепцова и Евгений Устюгов), и этот список может расшириться еще на несколько десятков человек. С другой стороны решений по виновности россиян за LIMS на данный момент не вынесено, и прямо сейчас жестко наказывать на этом основании одну из ведущих биатлонных держав было бы очень странно.
С 1 января 2017 годы вынесены наказания по нескольким допинговым делам с участием российских биатлонистов. Екатерина Глазырина получила два года на основании данных из доклада Макларена. Ольга Зайцева, Ольга Вилухина и Яна Романова также признаны виновными в допинговых манипуляциях дисциплинарной комиссией МОК. Но апелляция последних так и не рассмотрена CAS, не говоря уже об иске к информатору ВАДА Григорию Родченкову в американском суде. При этим все упомянутые проступки, если они и были совершены, пришлись на период с 2013 по 2014 годы. Так что они не должны попадать даже под новые правила IBU о штрафе в миллион евро за каждый допинговый инцидент и сокращении квоты для сборной в Кубке мира.
В общем самого страшного в Порече произойти не должно. Хотя запрет для проведение международных стартов для наших биатлонных регионов и является достаточно болезненным. Но сокращение квоты для сборной или лишение флага ударили бы по России намного сильнее. Совсем исключать новых санкций, конечно, нельзя, и на конгрессе IBU на нас наверняка выльют новую порцию грязи. Но наиболее вероятно, что мы войдем в новый сезон в том же статусе, что и в предыдущий, и с декабря по март в первую очередь будем говорить о спорте, а не о политике. По крайней мере до тех пор, пока новый президент IBU не войдет в курс дела и не займет по "русскому вопросу" четкую позицию. Но это навряд ли произойдет раньше будущей весны.
Итак, какие варианты есть у нас на конгрессе IBU на этой неделе и какова их вероятность.
– Продление временного ограничения СБР в правах с запретом на проведение международных соревнований в России. Практически наверняка это наказания продлят минимум на один сезон.
– Появление новых условий восстановления СБР, например – возобновление деятельности РУСАДА в полном объеме. Вполне ожидаемое решение.
– Штраф СБР за открывшиеся нарушения в период с 2013 по 2014 годы. Теоретически возможен, но скорее всего вопрос будет отложен на будущее.
– Сокращение квоты для сборной России в Кубке мира и на чемпионате мира. Введение этой санкции в ближайшем сезоне маловероятно.
– Временное отстранение СБР и полный запрет на выступление сборной России в международных стартах. Практически наверняка этого не случится. Даже в момент дисквалификации ОКР, Паралимпийского комитета России и Всероссийской федерации легкой атлетики никто не пошел на полную изоляцию наших спортсменов.
– Перевод российской сборной в нейтральный статус с отъемом национального флага. В нынешних условиях – маловероятное решение. Во-первых, невозможно лишить спортсменов флага, не дисквалифицировав при этом весь СБР. А, во-вторых, теоретически это вероятно только в будущем и то при условии, что расследование по базе LIMS начнет развиваться для нас самым неблагоприятным образом, а новый главе IBU будет решительно настроен против России.