"У Кузьминой есть свобода, которой не хватает нашим биатлонистам"
– В начале сезона вы призывали болельщиков отказаться от завышенных ожиданий. Предвидели, что результата не будет?
– На самом деле не считаю, что нет результата. Что нет медалей – это факт, и если сравнивать с предыдущими сезонами, мы вынуждены признать, что результат хуже, чем ожидалось. Вместе с тем не могу не отметить возросшую конкуренцию в мировом биатлоне. Если раньше с промахами и неидеальной формой можно было рассчитывать на попадание в десятку, то сегодня это практически невозможно. Не берем в расчет лидеров, к которым можно причислить Фуркада и Бе, а остальные практически не имеют права на ошибку и только в случае идеальных условий могут позволить себе рассчитывать на высокий результат.
По ходу сезона мы видели, что наши ребята конкурентоспособны, но не было этого идеального совпадения всех компонентов, поэтому и не было результата. В Оберхофе, честно говоря, не могу понять, что происходит, надо разобраться, как спортсмены провели новогоднюю паузу, какую работу проделали. Мне показалось, что загрузка, на которой команда подошла к сезону, пока еще не нивелирована. Ребятам надо разбегаться, в отдельных гонках у наших лидеров есть скорость, но она не стабильна. Все эти причины пока не позволяют увидеть нам яркие выступления наших биатлонистов.
ТРЕНЕРСКИЙ ШТАБ НЕ ЧУВСТВУЕТ СЕБЯ СПОКОЙНО
– До Олимпиады остались два этапа Кубка мира – что нужно сделать, чтобы решить существующие проблемы нашей команды?
– Сложно сказать, не находясь внутри команды, не зная тренировочного плана и нюансов проделанной работы. На мой взгляд, тут проблема глубже, и если уж мы говорим о некой тенденции, то на протяжении последних лет налицо общее снижение результатов. Скорее всего здесь целый комплекс причин. Одна из которых – отсутствие прозрачности с точки зрения правил отбора и формирования команды, а также ротации спортсменов между основным и резервным составом. На мой взгляд, должен быть сформирован костяк команды, который готовится к главному старту сезона, а что касается остальных, не вижу ничего страшного в том, чтобы отправить тех, кто в моменте выступает не слишком убедительно на Кубок IBU, привлекая в основу тех, кто зарекомендовал себя на континентальном кубке. Это позволит спортсменам, выступающим на кубке мира взять паузу, восстановиться и провести необходимую работу над ошибками. В этом есть наш потенциал.
Но сейчас каждый спортсмен старается закрепиться в основной команде всеми возможными способами, чтобы не выпадать из обоймы, так как непонятно, каким образом, потом ему вернуться назад. Это, может, не имеет принципиального влияния на итог гонок в Оберхофе, но безусловно влияет на общий результат и картину в целом. Мы видим, что спортсмены сегодня находятся под колоссальным давлением. Они прекрасно понимают, что на 100 процентов выкладывались в предсезонной подготовке, выполняя колоссальный объем работы. А в соревновательном сезоне ярких результатов пока нет. Могу себе представить, что твориться у каждого из них в душе. Наверняка и тренерский штаб не очень спокойно себя чувствует, ситуация в целом не самая комфортная, чтобы показывать хорошие результаты.
НЕЛЬЗЯ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ МЕРИЛОМ 1970-Х
– С такими исходными мы можем продолжать верить, что в Пхенчхане у нас будут олимпийские медали?
– Ну а что нам еще остается? Конечно, мы можем и должны верить, что будут хорошие результаты. И не только на Играх, но и на предстоящих этапах Кубка мира. Мне видится, что надо немного остыть, с холодной головой проанализировать, что не так, посмотреть, где есть резерв, попытаться переварить объем, а главное – отбросить груз завышенных ожиданий. Просто работать, стараясь выдать свой максимум. Конкуренция очень высокая, нет ничего страшного в местах вне первой десятки – это тоже нормально.
– Быть может, в таком случае стоит перестать причислять Россию к топовым командам и относиться с позиции того, что мы – крепкие середняки, потенциально способные иногда попадать в призы?
– Сложно сказать. Мы привыкли пользоваться мерилом 1970-х – 1980-х, когда в биатлоне соревновались по сути три страны – Германия, Норвегия и Россия. Сегодня конкуренция возросла кратно, если проанализировать результаты команд из других стран – у них тоже разброс серьезный. Есть яркие выступления, есть провальные. Мы должны смириться с тем, что биатлон стал очень конкурентным, и если у нас что-то не получается, то мы больше не вправе рассчитывать на места в десятке. При неудаче можно отвалиться гораздо дальше, и это вполне нормально в современном биатлоне. Больше нельзя не принимать этого во внимание. Необходимо подводить спортсменов к хорошей форме с самого первого старта и удерживать ее на протяжении всего сезона.
ШИПУЛИНУ НУЖНА ХОЛОДНАЯ ГОЛОВА
– Если говорить о Шипулине – в чем видятся его главные трудности?
– Мне кажется, здесь не одна проблема. Антон проделал большую работу в предсезонный период. Возможно, не до конца ее переварил – нет легкости в движениях, а значит, организм загружен. Есть и психологические сложности, отголоски разговоров о дуэли с Фуркадом, к примеру. Антон однозначно лидер нашей команды, он способен подниматься на пьедестал во многих гонках, надо просто с холодной головой подходить к стартам и делать то, что умеешь. Не стоит ставить перед собой завышенных целей, и постепенно все нормализуется.
– Его сестра Анастасия Кузьмина, напротив – выделяется на фоне других спортсменок в этом году. В чем, как считаете, причина успеха?
– Эта ситуация свойственна для многих ребят, кто стал выступать за другие страны. Связываю это в первую очередь с тем, что исчезает груз психологической ответственности за каждую гонку, что ты "должен" тренеру, болельщикам, стране... Это давление не способствует повышению результата, я это знаю по себе. В других странах отношение к спорту гораздо проще: есть результат – отлично, нет – ну, ничего страшного, работай.
Настя дважды была в декрете. Возвращаясь, смогла завоевать золотые медали двух Олимпиад, а сегодня надела желтую майку лидера общего зачета. Этой свободы в действиях и мыслях, которые есть у Насти, не хватает нашим биатлонистам. Когда так много сильных соперников, на первый план выходят мелочи, которые не видны на первый взгляд. У меня складывается впечатление, что Настя получает кайф от того, что делает, вне зависимости получается у нее или нет. И от этого еще более ценна ситуация, когда появляется результат. Здесь как раз комплекс факторов, которые дают положительный результат.
– Здесь справедливо отметить и наших "русских корейцев" – Лапшина, Фролину...
– Да, и выступающую за Белоруссию Дарью Домрачеву. Абсолютно аналогичные ситуации. Они лишь подтверждают, что отсутствие давления положительно сказывается на результате.
– Сможем ли мы что-то изменить за оставшееся до Олимпиады время?
– Если говорить о сроках, на мой взгляд, времени более чем достаточно. Но многое будет зависеть от решений тренерского штаба, от того, как сейчас будет строиться подготовка. Мне кажется, если детально разобраться в состоянии каждого спортсмена и дать ту работу, которая ему нужна в данный момент, то мы можем рассчитывать на сильный результат в Корее. У нас отличная перспективная и боеспособная команда, которая при правильных подходах может продемонстрировать очень высокий результат, что ребята неоднократно доказывали на соревнованиях самого различного ранга. Нужно поверить в себя и свои силы, и тогда, все непременно получится.