Михаил Девятьяров: "У Юрловой – техника на уровне мировых стандартов"
Елена СОБОЛЬ
Эстерсунд-Москва
– Последний год провел в сборной Кореи, у меня был контракт с возможностью продления, но в итоге его не срослось, – рассказал Девятьяров. – На Азиатских играх, главном старте сезона, спортсмены немного нарушили режим, и было принято решение, что отвечать за это должны все. Контракт не продлили. Меня вообще ситуация с нарушением режима поразила, потому что они все такие дисциплинированные там. Ребячество что ли в них взыграло?..
– Вам нравилось там работать?
– Я был старшим тренером, все планы и идеи были мои – вел тренировочный процесс, видел какой-то прогресс. Конечно, методика подошла не всем, потому что спортсмены были разношерстными, но были и те, кто для себя выступал неплохо.
– Как получили предложение из России?
– Когда контракт с корейской командой не продлили, решил, что буду заниматься своими делами. У моих сыновей есть лыжный клуб, они тренируют всех желающих. Думал, буду помогать им. И тут в мае мне позвонили: не хочешь поработать тренером по биатлону? Как, отвечаю, если я никогда в биатлоне не работал? Я долго отказывался, но потом переговорил с Сергеем Коноваловым...
Лыжную-то подготовку я знаю, а вот специфика биатлона – она своеобразна, разве что мог бы помочь как лыжный тренер. Меня заверили, что все будет нормально, будут планы, я буду заниматься лыжной подготовкой. Согласился, стал работать с командой.
ПОДЧУФАРОВОЙ НУЖНО СМЕСТИТЬ ПИК ФОРМЫ
– Как прошло лето?
– Я поехал на сбор в Поклюку, познакомился с командой, с тренерским коллективом. Задача была в том, чтобы найти взаимопонимание – что и как делать, чтобы говорить на одном языке и подсказывать спортсменам. Потому что бывает – один тренер говорит одно, другой – хочет того же, но объясняет по-другому. Мы нашли общий язык с Владимиром Борисовичем Королькевичем в плане лыжной подготовки, у него большой опыт, он и с лыжной командой работал. Мы почти во всех аспектах понимаем друг друга. То же самое с Коноваловым и Николаем Степановичем Загурским. Друг друга дополняем, а не как лебедь, рак и щука. Стараемся идти к одной цели. Взаимопонимание у нас сложилось сразу же.
– Что было для вас самым сложным?
– Часто говорят, что девчонки слабые, слабо бегут, в техническом плане отстают... Я приехал на первый сбор, меня поразило, насколько спортсменки целеустремленные, как они тренируются. Бывало, что их приходилось останавливать. В техническом плане все разношерстные. Каждый год тренеры менялись, один хотел одного, другой – другого. Да и технические навыки – как первый тренер поставил, так и осталось. Поэтому приходилось где-то девочкам показывать, как надо. За короткий промежуток времени, конечно, трудновато это сделать. Королькевич три года с командой не работал, тоже увидел, что все разные. Хотим все сделать, но пока тяжеловато.
– Был ли среди девочек кто-то с идеальной техникой, и кому больше всего ее пришлось поправлять?
– У нас, считаю, у Екатерины Юрловой техника на уровне мировых стандартов. Она готовилась по индивидуальному плану, но ключевые тренировки делала с нами. Я все время говорил девчонкам, что нам есть у кого поучиться, Екатерину ставил в пример. На мой взгляд, Ирина Услугина обладает современной техникой, у Даши Виролайнен все неплохо, хотя тоже есть некоторые навыки из детства. С остальными спортсменками приходится работать. Можно, конечно, подойти по-другому, сказать "все, ломаем технику", но мы не сторонники такого подхода. То, что девочки наработали, мы должны изменять осторожно, потому что можно навредить.
Оля Подчуфарова тоже неплохо смотрится в техническом плане. У нее были проблемы со здоровьем, хотя подготовительный период она прошла неплохо. У Ольги есть пик, когда она в январе хорошо выступает, и наша задача – немного сместить его, чтобы он пришелся на Олимпиаду.
– По первым гонкам кажется, что стрельбой у нас все более или менее, а вот ходом отстаем от соперниц прилично. В чем причины?
– Мы тренировались в Антерсельве рядом со сборной Германии, постоянно обращал внимание девочек на то, как работают Дальмайер, Херманн. Девчонки присматривались, что-то новенькое мы и сами увидели. Провели сборы в Чайковском, в Тюмени – вроде бы неплохо смотрелись на фоне других спортсменов. Но когда приехали на Кубок мира, увидели, что здесь бегут еще быстрее и технически отличаются. Особенно мне нравятся норвежки – видно, школа у них идет с самого детства, они обладают современной техникой. Она немного поменялась, сейчас надо все время подхватывать себя, делать короткие взрывные отталкивания.
Я привожу такой пример: прыгун в длину разбежался и летит, так же и вы должны лететь после каждого отталкивания. Конкуренция растет, результаты плотные. Неплохо в техническом плане смотрятся Украина, Белоруссия. Я на таких серьезных соревнованиях по биатлону впервые, сравниваю с лыжными гонками. Конечно, есть очень функционально сильные девчонки, которые очень быстро бегут.
ДАЛЬМАЙЕР И ФУРКАД – ТАЛАНТЫ
– В чем наш резерв?
– Мы проделали серьезную работу, но когда приезжаешь в Европу, спортсмены порой начинают бежать совсем по-другому. Пока я первый год в биатлоне, будем надеяться, что работа не пойдет насмарку. По мнению нашего тренерского штаба, девчонки все-таки должны разбежаться. Мы следим за результатами спортсменок, которые выступают на Кубке IBU, там Ирина Услугина, которая готовилась с нами, неплохо выглядит функционально. Болельщики часто критикуют выбор состава, но мне кажется, что сейчас он оптимальный, и надо обстрелять этих спортсменок.
– Что вы предложили биатлонисткам из вашего лыжного опыта?
– Делюсь всем опытом, который есть. Вижу, что и Королькевич владеет всей этой методикой, поэтому мы друг друга дополняем.
– Спортсмены, как Лаура Дальмайер – это особый талант, особая подготовка или что-то еще?
– Мне кажется, это очень талантливые спортсмены. Тот же Мартен Фуркад. По гонкам видно было, что он и в функциональном, и в техническом плане отличается от всех. И, конечно, сейчас Йоханнес Бе да и в целом норвежцы на хорошем ходу. Нашим спортсменам приходится только стремиться за ним, догонять.
– Не хватает таланта или каких-то вещей в подготовке?
– В женской команде у нас уровень пониже, чем у Дальмайер. Но мы должны тянуться к ней, пытаться стрелять быстро. Тогда сможем создать конкуренцию. Но она выглядит намного лучше всех даже внутри немецкой команды. Херманн тоже неплохо смотрится, но Лаура все равно, конечно, уникум.
– Есть у нас спортсменки, которые способны потенциально постоянно быть, скажем, в топ-15?
– Будем стремиться к этому. Мы бы считали это неплохим результатом. Нужно понимать, что в прошлом году у нас тоже не очень высокие места были.
ЧТО ЖДЕТ НАС В ПХЕНЧХАНЕ?
– Перед Играми в Пхенчхане планируется сбор в горах.
– Мы всегда стараемся перед важными стартами провести среднегорную подготовку. Функциональное состояние на фоне этого возрастает, хотим попасть на хорошую форму. Если брать Пхенчхан, там нет мест, где можно было бы готовиться рядышком в горах. Этот вопрос у меня возник, когда я работал со сборной Кореи. Начали изучать, где в Китае есть горы – там же проходила Универсиада. Но там очень холодно, невозможно лыжи протолкнуть, да и тренироваться невозможно.
Я тогда предложил поехать на сбор в Европу, и, когда мы оттуда вернулись, функциональное состояние спортсменов было неплохим. Хотя разница во времени получилась восемь часов. Сейчас в Пхенчхан поедем заранее. Проведем среднегорную подготовку, на десятый день будем выступать – то есть временную акклиматизацию уже пройдем. Нам важно попасть в благоприятные дни после гор, а Олимпиада длится долго, надо все это угадывать.
– Хватит "горного" запаса на всю программу Игр?
– Да, мы же полноценный высотный сбор проведем, больше двух недель.
– Какие особенности у трассы в Пхенчхане?
– Там ветреная погода, трасса быстро меняется. В прошлом году там был этап Кубка мира – лыжня то рассыпается, когда тепло становится, то наоборот. Днем она тает, а вечером начинает схватываться. Трасса, конечно, сложная, скоростная, сам на ней катался – есть затяжные подъемы с крутыми выходами. По такому снегу бежать тяжело, но надо тренироваться. В горах бывает и свежий снег, бывает и леденистая трасса.
– Насколько сильны наши спортсменки в плане психологии?
– Так посмотришь – нормальные, позитивные. Нет такого, что трясутся или не спят. Настраиваются хорошо.
– В каком случае скажете себе, что сезоном довольны?
– Хотелось бы, чтобы наши спортсменки раскрылись и показали высокие результаты. В прошлом году у нас Подчуфарова и Акимова были в призах. Хотелось бы, чтобы пьедесталов было побольше. Постоянная смена тренеров – это все-таки не очень хорошо. Потому что только спортсменки настроились на одну методику, как приходит другой тренер, третий. Это не дело. Тренеры тоже должны расти, они могут и ошибиться, не все сразу получается.
– Вы чувствуете сейчас доверие со стороны руководства, спортсменов?
– Пока только начало сезона, обещать что-то сложно, но мы работаем и стараемся. За один год дать результат будет сложновато.
– Не жалеете, что пришли в биатлон?
– Конечно, огонь в глазах есть – хочется видеть плоды своего труда. Работа идет плодотворно, спортсменкам все доносится – как они это все воспримут, будем ждать результатов. Потому что надо завоевать еще более сильное доверие. А доверие будет тогда, когда будет результат, когда они почувствуют, что есть улучшения. Надо верить в тренера, верить в себя, чтобы показать результат.
РАСПИСАНИЕ ЭТАПА В ХОХФИЛЬЦИНЕ
8 декабря, пятница
13.30 Спринт (М)
16.15 Спринт (Ж)
9 декабря, суббота
14.15 Гонка преследования (М)
16.45 Гонка преследования (Ж)
10 декабря, воскресенье
13.30 Эстафета (М)
16.10 Эстафета (Ж)
СОСТАВ СБОРНОЙ РОССИИ
Мужчины. Антон Шипулин, Антон Бабиков, Максим Цветков, Евгений Гараничев, Александр Логинов, Матвей Елисеев.
Женщины. Ольга Подчуфарова, Екатерина Юрлова, Татьяна Акимова, Ирина Старых, Виктория Сливко, Светлана Миронова.