Андрей Кириленко: "Кто-то назовет меня предателем"
ЧЕМПИОНАТ МИРА-2010
Форвард клуба НБА "Юта Джаз" Андрей Кириленко точно не сыграет за сборную России на чемпионате мира, который пройдет в Турции с 28 августа по 12 сентября. Также ЧМ-2010 могут пропустить еще два ключевых игрока - защитник Джон Роберт Холден и центровой Александр Каун.
Во вторник днем, набирая телефонный номер Кириленко, я собирался всего лишь поинтересоваться дальнейшими планами 29-летнего баскетболиста. Но не успел сказать и пары фраз, как собеседник "сыграл на опережение": "Очень хорошо, что вы позвонили. У меня есть что сказать для прессы". Тогда мы решили перенести разговор на поздний вечер. И несколько часов спустя Кириленко расставил все точки над i:
- На чемпионат мира я не поеду. На днях у меня состоялся последний разговор с руководством "Юты", по итогам которого стороны пришли к заключению - мне надо как следует восстановиться после травмы. В клубе остались очень довольны тем состоянием, в котором я появился в команде год назад. В прекрасной физической форме, набрал необходимый вес… И поначалу, пока не начались травмы, сезон складывался для меня очень хорошо. Вот и теперь мы сошлись во мнении, что чемпионатом мира придется пожертвовать.
Для меня это было очень тяжелое решение. Скорее всего, это интервью - единственное, которое появится в прессе. Лишний раз рассуждать на эту тему, что-то комментировать мне не хочется. Просто потому, что нет желания говорить.
- Какие доводы приводило руководство "Юты"?
- Два основных - моя травма и хорошая форма в начале прошлого сезона. Отмечу, что в клубе мне лишь рекомендовали пропустить чемпионат мира. Руководство только высказало свою точку зрения, а последнее слово предоставило мне. Так что решение принимал сам… Поймите, я не могу и не имею права с пренебрежением относиться к позиции своего клуба. И обязан его уважать. Здесь мне платят зарплату, здесь за долгие годы в меня вложили очень большие деньги - и поэтому вправе требовать соответствующей отдачи. Это мнение я должен поддерживать. А не отвечать "я хочу" или "мне долг велит". Прежде всего, я обязан помочь клубу. Как бы мне самому ни хотелось поступить иначе.
- Когда состоялся первый разговор с руководством "Юты"?
- После окончания сезона. Было заключительное собрание, на котором руководство поинтересовалось планами каждого игрока. Общался с главным тренером Джерри Слоуном и генеральным менеджером Кевином О’Коннором. Мне сказали: "Мы всегда уважали интересы каждого игрока. И очень были довольны тем, как ты играл в этом сезоне до травмы. Однако из-за нее ты пропустил концовку чемпионата и будешь еще довольно долго восстанавливаться. Причем восстановление должно идти не форсированно, а так, чтобы избежать рецидива травмы. Кроме того, Андрей, если ты будешь играть на чемпионате мира, для нас это станет дополнительным стрессом". Мы договорились, что если в дальнейшем что-то изменится, то пересмотрим наши позиции. Однако все осталось так, как было. Я ведь действительно до сих пор продолжаю восстанавливаться.
- Насколько повлиял на ваше решение факт, что предстоящий сезон - последний по действующему контракту с "Ютой"?
- Это тоже важный момент. Никто не знает ситуацию в НБА изнутри. Последний год - очень важный год. Да вообще все клубы НБА примерно одинаково относятся к чемпионату мира. Посмотрите, сколько игроков отказались ехать в Турцию (испанец Газоль, француз Паркер, немец Новицки, аргентинец Жинобили и другие. - Прим. П.О.).
- Ваш отказ наверняка вызовет серьезный резонанс в России. Готовы к этому?
- Я все понимаю. В том числе - болельщиков. Да я сам бы на их месте негодовал! И мне очень не нравится положение, в котором я оказался. Однако у меня есть обязательства. И я не хочу подводить ни себя, ни других людей. Да, общественное мнение значит многое. Но стараться повлиять на него я не собираюсь. Я принял решение и ничего изменить уже не могу.
- Наверняка многие воспримут это так - мол, Кириленко предал сборную ради НБА…
- Пусть говорят и пишут все, что угодно. Наверняка кто-то меня поймет, кто-то, наоборот, назовет предателем. Но, уверен, что умные-то - как раз поймут. А остальные будут делать выводы на эмоциях. Я же никогда не сказал ни одного плохого слова про сборную и всегда приезжал в нее по первому зову. Что поделать, если второй год подряд обстоятельства складываются не в мою пользу…
- Что вы почувствовали, когда приняли окончательное решение?
- В первый момент было очень обидно. Второй год подряд не получается помочь сборной. Но потом, когда все еще раз тщательно проанализировал, то понял: в сложившейся ситуации поступил, наверное, правильно. Не стоит забывать, что в последнее время в "Юте" произошло несколько таких изменений, что в новом сезоне у меня с первого матча должны искры из глаз лететь. Я имею в виду уход из команды Бузера и Корвера. Не исключено, что мне придется вернуться к "истокам". То есть моя роль в атаке теперь может оказаться куда более важной.
- "Второй год подряд не получается помочь". Вас не настораживает, что эти отказы становятся систематическими?
- Я не могу контролировать людей, их мнение. Не хочу ничего объяснять дополнительно. Но при этом ничего не делаю специально, чтобы ко мне относились так, а не иначе. В то же время я не пытаюсь юлить и искать отговорки: дескать, устал от тяжелого сезона, хочу отдохнуть…
- Что для вас означает неучастие в чемпионате мира?
- Это очень неприятно. Как неприятно, например, не выйти из группы на Олимпийских играх. Но жизнь на этом не заканчивается.
- Представьте, что вы - руководитель "Юты" и обсуждаете с вашим игроком вопрос о его участии в чемпионате мира. Как себя повели бы?
- Если бы у меня был игрок, которому я плачу больше 15 миллионов в год?.. Сказал бы: "Решай, конечно, сам. Но в любом случае ты мне будешь нужен здоровым и полным сил, а не отыгравшим тяжелейший турнир, к которому специально будешь готовиться".
- В "Юте" вам каждый год выдают специальную программу подготовки к новому сезону. Как было на этот раз?
- Выдали. Точно такую же, как и год назад. Готовясь по ней, я потом очень хорошо играл - пока не началась череда травм. Не случайно же по ходу сезона вернулся в стартовую пятерку.
- Когда истекает срок вашего контракта с "Джаз"?
- Официально, если не ошибаюсь, 1 июля 2011 года. И пока никаких переговоров о новом соглашении с клубом я не вел. А с другими командами это вообще запрещено. Впрочем, по своему опыту знаю: в "Юте" обычно подписывают новые контракты с игроками заранее. Начиная с осени и где-то до середины февраля, когда вступает в силу запрет на переходы. В любом случае, в "Джаз" я провел прекрасные годы. Только сейчас задумался: предстоящий сезон станет для меня уже десятым в клубе! А вот менять команду в последний год контракта у меня нет никакого желания. Ведь если поменяют, то наверняка не туда, куда мне самому хотелось бы.
- Вернемся к чемпионату мира. В сборной кто-то знает уже о вашем решении?
- Об окончательном - фактически никто. Разве что Витя Хряпа, который вместе со мной отдыхает во Франции. Конечно, он воспринял это без восторга.
- Что сказал?
- Одно слово, которое мне не хотелось бы повторять. В принципе, никакого секрета из происходящего я не делал. Просто окончательной ясности не было до последнего дня.
- Принято считать, что сборная с Кириленко и без него - две разные команды.
- Но ведь никто не будет оспаривать, что сейчас у нас подросло хорошее новое поколение. Которое очень старается и уже сейчас играет важную роль в своих клубах. Эти ребята растут, взрослеют, мужают. Кто мог предположить лет пять назад, что Хряпа и Моня сейчас будут в сборной ветеранами? В то же время каждую команду судят по ее результатам. "Прошлая" сборная России дважды была вице-чемпионом мира. Нынешняя - стала чемпионом Европы. И я надеюсь, что она еще сможет многого добиться. Для меня же сейчас главным турниром становится следующий чемпионат Европы - 2011 года.
- Предположим, через год возникнет новая проблема: у вас просто не будет контракта ни с одним клубом НБА. В такой ситуации вы можете отказаться ехать в сборную?
- Вот такой вариант меня как раз не волнует. Когда ты свободен, то сам вправе решать, как поступить. И я без колебаний выберу сборную. Связанные с этим возможные проблемы меня не пугают. А контракт можно подписать всегда. Например, перед самым чемпионатом Европы.
Павел ОСИПОВ