"Дело не в легионерах, проблема находится уровнем ниже". Реакция Кириленко на публикацию "СЭ"
Статья не осталась незамеченной. Высказаться на эту тему решил президент Российской федерации баскетбола (РФБ) Андрей Кириленко. "СЭ" с удовольствием предоставил ему слово.
Чтобы собирать залы в чужом городе, нужно быть "Реалом" или "Барселоной"
– Что касается Кубка России среди мужчин – абсолютно правы те, кто говорит о необходимости реформ, – начал Кириленко. – Если задавать вопрос, кому нужен этот турнир в нынешнем формате, когда в нем выступают только российские игроки – то он нужен нам. Российской федерации баскетбола. Потому что это дополнительная возможность для команд предоставить практику нашим ребятам в течение сезона. И не просто дать выйти на паркет, а стать лидером команды, от которого зависит результат. Что и показала "Парма". Кто такой Платунов, вы знали до этого "Финала четырех"? Я тоже про него в течение последних трех-четырех лет ничего не слышал. Посмотрел игры – великолепный парень. "Парма" поработала, выцепила его еще с университетского баскетбола. Сейчас ему 21 год, и он, на мой взгляд, кандидат в национальную сборную. Да, парень молодой, пока сыроват, но с кондициями у него все в порядке.
– Тем не менее, говорят, у нас нет молодых игроков...
– Они есть, мы их просто не видим. В Единой лиге, к сожалению, у большинства команд нет возможности ставить молодежь на первые роли и давать им много игрового времени. Потому что в составе есть люди, которые сильнее. И это вопрос даже больше не к лиге, а к самим клубам. На последнем собрании с Единой лигой я предлагал, и меня поддержал Сергей Иванов – возьмите за правило взять одного баскетболиста 22 лет или моложе, и создайте ему возможность, пусть искусственно, проводить на площадке по 15-20 минут за матч. Считаю, в течение сезона это вполне возможно. Даже не нужно двух или трех, сконцентрируйтесь на одном. Тогда мы получим девять человек, у которых точно будет практика. Если каждый менеджер возьмет это за правило, то лиге и не нужно вводить никаких ограничений. Потому что любые рамки люди всегда пытаются обойти, и у нас это не работает. Мы предлагаем что-то запретить, но все равно отыщутся лазейки. Так что это больше внутренняя история каждого менеджера клуба. Прекрасно понимаю людей из топ-клубов, ведь от результатов зависит их работа. Команда проигрывает – тебя увольняют. Естественно, ты предпочтешь не рисковать и взять проверенных игроков. А как проверить того же Платунова? Можно только доверять ему. А после Кубка России у него будет шанс заиграть. Здесь можно пробовать. Год назад так же заиграл Винник, и попал в сборную страны. Здорово провел сезон, правда сейчас сдал.
– А формат Кубка России вам нравится?
– Здесь, несомненно, нужны изменения. Это показал и сам турнир. Наверное, мы все живем стереотипами, привыкли, что нужен "Финал четырех". И не задумываемся, что с точки зрения зрительского интереса два матча выпадают. Те, в которых не задействована домашняя команда. Это логично. Чтобы на тебя пришли в другом городе, нужно быть "Реалом" или "Барселоной". Или иметь большую торсиду, которая будет за тобой путешествовать. Но пока это не наша история. Поэтому, думаю, на следующий год у нас будет одна финальная игра на площадке одного из претендентов. И матч за третье место, у которого тоже будет хозяин. Вот в нынешнем году у нас за бронзу играли клубы из Новосибирска и Петербурга – уверен, что медальная игра Кубка вызвала бы интерес в любом из этих городов.
– В каком виде должен существовать лимит на легионеров?
– Это вопрос, по которому всегда будут существовать два полярных мнения. Есть примеры чемпионатов, где почти нет иностранцев, как Сербия, а есть Испания или НБА, где не существует ограничений. И невозможно сказать, как правильно поступить. Мое мнение – дело не в легионерах. А в том, как мы сами к этому относимся. Если у тебя менеджер зациклен на том, чтобы строить команду на иностранцах, то вопрос в том, сколько россиян будет сидеть на скамейке. Те, кто сейчас играет в Нижнем или Перми, просто будут дополнять составы ведущих команд. И нижняя половина таблицы станет еще слабее. У разных вариантов есть плюсы и минусы, но главная проблема на данный момент находится ниже. Нам нужны регулярные поставщики молодых кадров, которые будут вытеснять конкурентов из состава.
Единая лига заинтересована в увеличении числа российских клубов
– В Единой лиге, где разыгрывается чемпионат России, всего девять отечественных клубов. В представителях других стран, естественно, российских баскетболистов нет. Об этой проблеме говорил и главный тренер сборной страны Сергей Базаревич. Но при этом прошлым летом лигу пополнила польская "Зелена Гура", а не приморский "Спартак".
– Я только за увеличение числа наших клубов в лиге. Проблема же только в критериях – один клуб им соответствовал, другой нет. У Единой лиги есть свои условия для вступления. И я уверен, что она напрямую заинтересована, чтобы среди участников было как можно больше российских клубов. Вот "Парма" начала соответствовать формату, и сразу вступила в лигу. Если у них вдруг возникнут какие-то проблемы, станет дорого, они спустятся обратно.
– Как обстоят дела со вторым эшелоном национального чемпионата?
– Мы максимально стараемся привести в порядок именно Суперлигу, и у нас есть большие успехи в этом плане. С одной оговоркой – мы потеряли команду из Иркутска. Но мы, опять же, не можем вместо менеджмента клуба получать финансирование, искать укрепление. Это все-таки профессиональный клуб. Мы помогали им, как могли, но не можем делать чужую работу. Но в целом в первом дивизионе очень интересно в спортивном плане – из 15 клубов 12 всерьез претендуют на места в плей-офф, расстановка сил меняется с каждой игрой. Суперлигу начали активно освещать в прессе и социальных сетях, появляются информационные поводы, команды озаботились вопросами маркетинга – "Буревестник", "Восток-65", "Уфимец". И мне очень приятно – клубы создают друг другу хорошую конкуренцию, и если они профессионально растут, не только в спортивном плане, но и как организация, это создает предпосылки соответствовать критериям Единой лиги в будущем.
Не буду уверять, что мы все делаем правильно. Но мы будем гнуть эту линию – приводить клубы в порядок. У нас стало гораздо меньше проблем с финансовой дисциплиной. Если несколько лет назад проблемных команд было процентов 80, то сейчас, может, 20. Ситуация стала более стабильной, многие работают уже на перспективу. К сожалению, это не всегда заметно со стороны. Внутренние вопросы не слишком интересны, всем нужно, чтобы был какой-то хайп вокруг. Не забывайте, что у всех разные возможности и бюджеты. И может быть так, что клуб будет соответствовать всем критериям, кроме финансовых. Чтобы играть и конкурировать в Единой лиге, нужны деньги. В первом дивизионе бюджеты в разы меньше.
– Виталия Носова возьмете на работу в федерацию?
– Если он придет к нам с планом по развитию и пониманием, как его исполнить, то с удовольствием. У Виталика есть мой номер телефона, он всегда может позвонить и спросить о чем-то, я всегда беру трубку. Но он предпочитает общаться через социальные сети. Я всегда открыт тем, у кого есть идеи, а если вы еще и исполнить их можете – зеленый свет. Хотя за эти три года у нас были миллионы идей, и два-три человека, которые могли все реализовать. Только не так, что давайте пойдем к Владимиру Владимировичу, и попросим. Это должна быть реальная история.