Иржи Зидек: "В сезоне-2015/16 Евролига планирует очередную реформу"
Знаменитый в прошлом чешский центровой, а ныне – официальный представитель Лиги ВТБ в Евролиге и ФИБА встретился в Праге со специальным корреспондентом "СЭ"
ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ НОВИЧКИ: СЛОВАКИЯ, ВЕНГРИЯ, СКАНДИНАВИЯ
Разговор с 40-летним Зидеком состоялся в одной из уютных пивных, коими так богата чешская столица, вскоре после воскресного матча "Нимбурк" – УНИКС, завершившегося очередной (15-й в 16 матчах этого сезона) победой казанского клуба. Под аппетитное "вепрево колено" и ледяную "хладенку" беседа протекала неспешно, обстоятельно, изобилуя подробностями, небезынтересными любому баскетбольному болельщику. В том числе из России.
– Как полагаете, сейчас у Евролиги уже нет прежней ревности к Единой лиге ВТБ, опасений, что этот турнир может отобрать у главного еврокубка существенную часть рынка? – спросил спецкор "СЭ" Зидека.
– (Смеется.) Чтобы подобных опасений не возникало, я и работаю в Единой лиге ВТБ! Надеюсь, мне удалось донести до главы Евролиги Жорди Бертомеу простую мысль: у нас нет идеи создания общеевропейского соревнования. Область наших интересов – Россия, бывшие республики СССР и Восточная Европа. Продвигаться дальше на запад лига не собирается.
– Однако Чехия – это скорее Центральная, чем Восточная Европа...
– Но и, согласитесь, не Западная (улыбается). Для чешского баскетбола участие "Нимбурка" в Лиге ВТБ – крайне важно. Иначе наш ведущий клуб остановился бы в развитии, так как уровень национального первенства он давно перерос… По условиям договора с Евролигой Единая лига имеет право привлекать в свои ряды представителей 17 государств. Потенциальные новички: Словакия, Венгрия, Финляндия, Швеция. Готовых примкнуть к Лиге ВТБ хватает. Однако одного желания мало – нужно еще соответствовать целому набору критериев.
– Президент УНИКСа Евгений Богачев считает несправедливым то, что Единая лига ВТБ, не считая национальной квоты для российских клубов, премируется лишь одной путевкой в Евролигу. Да и то – не в основную стадию, а только в квалификацию.
– Ко всему надо приходить постепенно. В этом сезоне Лига ВТБ впервые официально встроена в структуру европейских клубных соревнований. Диалог с Евролигой уже налажен, наши партнерские отношения будут развиваться и впредь. Конечно, нам бы хотелось, чтобы победитель турнира напрямую выходил в основную сетку Евролиги. А может, и не только победитель. Но, повторюсь, все вопросы должны решаться поэтапно. И мы вместе с гендиректором Лиги ВТБ Андреем Широковым регулярно затрагиваем в переговорах с Бертомеу эти темы.
Кстати, открою небольшой секрет. В сезоне-2015/16 Евролига задумывает очередные масштабные реформы. Увеличится число команд, число матчей. Соответственно, расширятся квоты для турниров, которые делегируют в Евролигу своих представителей. Таких как Единая лига ВТБ.
– Насколько оправдан курс на максимальную коммерциализацию Евролиги и, как следствие, эксперименты с ее формулой и даже правилами?
– После финансового кризиса баскетбол вынужден выдерживать серьезную конкуренцию с другими видами спорта. Футболом, хоккеем, волейболом. Нам всем необходимо бороться за зрителя. Если изменения в правилах повышают зрелищность, почему игр не может быть больше? Так что действия Евролиги я считаю вполне логичными.
– При этом Единая лига ВТБ – второй по силе турнир Старого Света?
– Думаю, да. Все-таки Кубок Европы в своем нынешнем виде – немного "размытое" соревнование. Это как раз пример того, что перегружать календарь до бесконечности тоже нельзя. Евролиге, ФИБА и всем остальным необходимо найти правильный баланс, который устроил бы болельщиков и игроков. Иногда можно пожертвовать какими-то матчами ради повышения качества баскетбола и уменьшения числа травм.
– В НБА с учетом плей-офф клубы порой проводят за сезон более ста игр – и не "разваливаются"…
– Все-таки в Штатах другая инфраструктура. Команды летают на матчи в комфортабельных чартерах. В Европе не все могут себе позволить подобное. Кстати, благодаря контракту с одной крупной российской авиационной компанией финансовые затраты многих участников Лиги ВТБ в нынешнем сезоне существенно снизились.
ЭДНИ – ДО СИХ ПОР РАЗЫГРЫВАЮЩИЙ № 1
– Современный европейский баскетбол сильно отличается от тех времен, когда вы в составе "Жальгириса" выиграли Евролигу-1998/99?
– Конечно. Тогда у "Жальгириса" было всего три легионера – кроме меня Тайес Эдни и Энтони Боуи. А сейчас некоторые европейские клубы почти целиком укомплектованы американцами. В этом смысле, как мне кажется, Единая лига ВТБ нащупала оптимальный лимит на легионеров. "6+6" – это то, что нужно! Не секрет, что пока действовало правило "3+2", многие российские игроки остановились в развитии. Их зарплаты росли несоразмерно мастерству. Сегодня такой проблемы в лиге не существует.
– Говорят, в вашем "Жальгирисе" зарплаты были кот наплакал…
– Верно. Так, Томас Масюлис – игрок стартовой пятерки – зарабатывал тысячу долларов в месяц. Но деньги для нас не стояли на первом месте. Тот "Жальгирис" отличала потрясающая "химия". После каждой тренировки мы вместе шли ужинать, всей командой отмечали дни рождения не только друг друга, но и наших детей. Это был самый дружный коллектив в моей карьере. И огромная заслуга в этом, безусловно, принадлежала Шабтаю Калмановичу. Нигде больше не встречал руководителя клуба, который так бы заботился об игроках. Всегда вспоминаю о Шабтае с теплотой.
– А как вы сами оказались в "Жальгирисе"?
– В НБА был локаут, я сидел без работы. И вот однажды звонит мой приятель Шарунас Марчюленис, спрашивает, не хочу ли поиграть за "Жальгирис". Я так соскучился по баскетболу, что согласился сразу, хотя об этом клубе знал только по юношеским воспоминаниям 80-х, когда там выступали Сабонис, Хомичюс, Куртинайтис... А приехав в Каунас, посоветовал Калмановичу пригласить на место разыгрывающего Эдни, с которым мы вместе когда-то защищали цвета университета UCLA в NCAA.
Для меня Тайес до сих пор – разыгрывающий номер один. Без него "Жальгирис" вряд ли выиграл бы Евролигу. А ведь перед тем, как попасть в Каунас, он не подошел "Цибоне". Президенту загребского клуба Эдни показался слишком маленьким для решения серьезных задач (рост американца 178 см. – Прим. В.М.). Поэтому после того, как Тайеса признали MVP мюнхенского "Финала четырех" Евролиги, мы прямо из клубного автобуса позвонили в Хорватию, чтобы передать президенту "Цибоны" привет.
ПЕРВЫЙ ТРЕНЕР В АМЕРИКЕ – МЭДЖИК
– Вы упомянули о выступлениях с Эдни за UCLA. А как вас из Чехословакии занесло в NCAA?
– На дворе был уже 1991 год. Железного занавеса, по сути, уже не существовало. А мой отец, как член тренерского штаба сборной Чехии, часто летал в Америку. Там он переговорил с представителями разных университетов, рассказал, что его сын обладает, скажем так, некоторыми баскетбольными талантами. В результате мне поступило сразу несколько предложений.
– Почему выбрали UCLA?
– Точно не из-за силы местной команды и перспективы стать победителем студенческого чемпионата США. Хотя мой отец сам был известным в прошлом баскетболистом, образованию в нашей семье внимания уделялось даже больше, чем спорту. Если в моем школьном дневнике помимо "четверок" и "пятерок" появлялись другие оценки – родители могли запросто не пустить на тренировку.
В калифорнийском университете выбрал специализацию "экономика" – и зубрил задания по полной программе. Никаких скидок на то, что я еще и играю за баскетбольную команду UCLA, никто не делал. Мне было даже сложнее, чем другим, – английским-то на первых порах как следует не владел.
– Какое впечатление произвела на вас NCAA?
– Был поражен, насколько в Америке высок уровень студенческого баскетбола. В первый год я не то что в стартовую пятерку не попадал – вообще почти не появлялся на площадке. Пришлось серьезно пересмотреть отношение к делу. Первым приходил на тренировки, последним уходил, а в межсезонье занимался самостоятельно по 8 часов в день!
Кстати, с летними тренировками связана забавная история. Я только-только начал учебу в Штатах, ничего еще толком не знал. Мне показали несколько площадок во дворе университета. Мол, там всегда происходят "зарубы" в формате "пять на пять". Я отправился туда – но в команду меня никто брать не захотел. Белый незнакомый парень – что с него взять, разве он может толком играть?..
И тут к площадке подошел Мэджик Джонсон – он иногда для собственного удовольствия тренировал студентов. И я вместе с другими парнями, которые тоже не прошли дворовый "драфт", оказался в его команде! Представляете, какой для меня это был шок?! Всего за пару недель до этого я сидел у себя в комнате, а Мэджик смотрел на меня с постера...
– Вы – единственный европеец, кому посчастливилось выиграть и Евролигу, и чемпионат NCAA.
– Правда? А как же Саша Каун? Он ведь был чемпионом с "Канзасом".
– Верно. Но в Евролиге он за пять сезонов выступлений за ЦСКА еще не побеждал.
– Ну что ж, желаю ему поскорее восполнить этот пробел. Хотя конкуренция ЦСКА ожидает нешуточная. Причем не только в Евролиге, но и в Лиге ВТБ.