Виктор Кейру: "Ждем, что Новосельцев сыграет на ЧМ-2018. У него не так много конкурентов"
Виктор КЕЙРУ, родился в 1984 году в Ростове-на-Дону.
Отец – легкоатлет Джон Кейру, уроженец Сьерра-Леоне. Сестра Катерина Кейру – бывшая профессиональная баскетболистка, ныне – жена футболиста "Зенита" Ивана Новосельцева.
Играл за команды "Евраз" (2003—2004), УНИКС (2003—2005, 2007—2008), Динамо СПб (2005—2006), "Спартак-Приморье" (2006—2007), ЦСКА (2008—2010), Динамо Москва (2010—2011), Спартак СПб (2011—2012), Красные Крылья (2013—2014).
Двукратный чемпион России в составе ЦСКА (2009, 2010). Победитель Лиги ФИБА-Европа в составе УНИКСа (2004).
Участник Олимпийских игр 2008 года в составе сборной России.
– Многие помнят Виктора Кейру баскетболиста. Но три года назад вы карьеру завершили. Виктор Кейру сегодня – кто он?
– После баскетбола моя жизнь стала еще более насыщенной! У меня много проектов. Снимаюсь в кино, участвую в благотворительных акциях. А главное – хочу помогать людям грамотно создавать свой образ в медиа-пространстве. Уметь себя рекламировать.
– Речь о спортсменах?
– Идея в этом. Правда, думал, что будет легче. К сожалению, в России спортсмены не до конца понимают важность своей популярности в медиа и популярности вообще. Но я убежден: профессиональный спорт в России на стадии становления, и атлеты должны развивать себя не только в плане результатов. Потому что аудитория, которая смотрит спорт, совсем не многочисленна. Ее нужно расширять за счет активности в других сферах. За счет интеграции профессионального спортсмена в бизнес среду, рекламы товаров, создания брендов.
Но пока реальность такова, что рекламное агентство, которое я открыл, работает больше с бизнесом, а не с конкретными спортсменами.
– Получили специальное образование в этой сфере?
– Прошел курсы. И вообще давно есть понимание, как это делается. Главное условие – креатив. У нас в стране полноценный рынок рекламы существует от силы лет 20. А потому опытных по-настоящему талантливых рекламщиков – единицы.
– За образец берете Северную Америку?
– Конечно! Хотя многие инструменты у нас тяжело применять, ведь спорт здесь, в отличие от Америки, не продукт номер один. За океаном через него продвигают продукты, рекламируют бренды.
– Когда к этому придут в России?
– Непонятно. Но потребуются годы. И пока движение слабенькое. Тем не менее у меня есть единомышленники. И я буду это развивать. К тому же пиар спортсменов – только одно из направлений. Хочу заниматься рекламой глобально, открыть полноценную рекламную компанию. В этом вижу свое будущее.
Я, конечно, не был мега популярным спортсменом, но в мире баскетбола достаточно узнаваем. Меня приглашали в различные проекты, передачи. Определенный уровень медийности у меня был и раньше, а сейчас он даже вырос.
– За счет чего?
– Я закончил карьеру довольно рано. А когда был на пике, то инстаграм и другие современные площадки не были еще настолько популярны. Иначе использовал бы их по максимуму. Сейчас стараюсь быть медийным, и не потому, что хочу везде засветиться. Просто это нужно для популяризации спорта! Вот я участвую в разных благотворительных акциях и чувствую, как детям нравятся такие встречи. Они видят успешного спортсмена, и это побуждает их самих развиваться. Факт.
Кстати, не согласен с теми, кто считает, что высокая медийность мешает атлетам показывать максимальные результаты на спортивной площадке. Эти вещи должны идти параллельно.
Но опять же: пока у нас этого не понимают. Если функционеры хотят зарабатывать хоть какие-то деньги, то к этому необходимо приходить. Спортсмен должен быть максимально открытым!
– Может, в том и проблема, что задача заработать стоит далеко не перед каждым клубом?
– Для меня очевидно: мы придем к тому, что бюджетных денег в спорте не будет. Вот тогда люди зашевелятся. И не надо бояться, что большие команды останутся только в Москве и Питере. Наоборот! В маленьких городах создать яркий бренд в какой-то степени даже проще.
Недавно разговаривал с президентом вологодской "Чевакаты". О самоокупаемости речи, наверное, не идет, но собирается полный зал, город живет этой командой. Просто нужно грамотно развивать такие истории с точки зрения бизнеса. Нужны профессионалы в этой сфере.
Деятельность Андрея Ватутина в ЦСКА и Андрея Ведищева в "Локо" – вот примеры профессионального маркетинга. И, конечно, образцовой можно считать работу Сергея Кущенко в Перми в 90-е. В "Урал-Грейте" все было по уму, и до сих пор в городе и в крае баскетбол – это спорт номер один.
– Вы упомянули про съемки в кино.
– Да, есть опыт. Можно сказать, пробую на самом себе инструменты, о которых говорил. У меня ведь и родной брат Ола – серьезный актер. До главных ролей мне пока далеко, но два года назад снялся в фильме "Срочно выйти замуж", вместе с Юлией Ковальчук. А сейчас участвую в новом проекте. Получил достаточно большую роль.
– Что за фильм?
– Картина называется "Другой". Режиссер – Лилия Трофимова. Картина комедийная, но социальной направленности. Главный герой – человек с синдромом дауна. Будет показано, как к таким людям относились в советское время, и как это выглядит в современной России. Сейчас начинаются съемки, а премьера будет в марте 2018-го. Во всемирный день человека с синдромом дауна.
– Сами какое кино любите?
– В последнее время любимый жанр – биография. Многие ругают наши фильмы, но, например, "Время первых" – супер картина! У российского кино проблемы со сценариями, а тут все основано на реальных событиях. И смотрится на одном дыхании.
В НБА НЕ ПОПАЛ, НО НИ О ЧЕМ НЕ ЖАЛЕЮ
– Не жалеете, что закончили карьеру так рано?
– Ни о чем никогда не сожалею. У меня была цель стать профессиональным спортсменом – я ее достиг. По титулам и по ощущениям считаю, что карьера получилась довольно успешной. Пусть некоторые и говорят, что я не до конца раскрылся.
К тому же баскетбол всегда со мной. Ведь не будь его, не было бы сейчас всего остального. Спорт – это социальный лифт. И сегодня меня знают в первую очередь как баскетболиста. По крайней мере, пока.
– Но ведь вы могли оказаться в НБА...
– Был такой шанс. Но помешали травмы. Плюс в те годы в России не особо понимали, как работают эти инструменты. Я поехал на драфт после не очень хорошего сезона, статистика у меня была так себе. Годом раньше шансы были бы выше. Потом приглашали на просмотр в "Денвер" – получил травму в последней игре перед отъездом. А перед Олимпиадой был вариант с "Сан Антонио", но я предпочел подписать контракт с ЦСКА.
– Играть вы закончили в 31 год. Почему?
– Колено. Если бы не оно, до сих пор бы выступал. Из-за боли не получал удовольствия от игры. Смысл корячиться? Тем более лет с 25 понимал, что дальше тоже будет жизнь. А тренерство – это не моя история.
– Много шума наделал ваш конфликт с питерским "Спартаком" – клуб разорвал с вами контракт, пока вы восстанавливалась от травмы. Та история тоже повлияла на решение завершить карьеру раньше?
– Косвенно. Я потерял сезон, и если бы не разрыв контракта, восстановился бы побыстрее. Ситуация была абсолютно дикой. Я тогда задействовал все инструменты. Даже посчитал: вышло порядка 50 публикаций, многие игроки высказывались в мою поддержку. Противоправные действия "Спартака" в какой-то степени были прикрыты законом – сменилось юридическое лицо. Но все понимали, что такое недопустимо. Да что теперь говорить... Просто смешно.
– Лучшая команда в вашей карьере?
– В том же "Спартаке" при Юрии Здовце было классное время. Я был уже опытным игроком и иначе воспринимал баскетбол. ЕВРАЗ дал мне многое в молодые годы. "Приморье", московское "Динамо" – хорошие периоды были везде. Пять лет провел в УНИКСе, оттуда Дэвид Блатт пригласил меня в сборную.
И, конечно, ЦСКА. Это совсем другой уровень с точки зрения психологии и профессионализма.
– ЦСКА по-прежнему гегемон в российском баскетболе. Развитию вида спорта в целом это не мешает?
– Я так не считаю. Конкуренты растут. В целом уровень клубов сегодня заметно выше, чем раньше. "Химки", "Локо", УНИКС, "Зенит" уже сейчас сильны и могут навязывать борьбу армейцам. И здесь как раз важно, чтобы спорт развивался как бизнес.
У НОВОСЕЛЬЦЕВА КАРЬЕРА ТОЛЬКО НАЧИНАЕТСЯ
– Вы человек разносторонний. Видел, теперь ваше хобби – сноуборд.
– Да, полтора сезона откатал. Пока был только на Красной поляне, но уже достаточно хорошо наловчился, опробовал внетрассовое катание. Следующей зимой поеду куда-нибудь в Европу и в восточную часть России.
Вообще одна из причин, почему я завершил карьеру, – желание сохранить здоровье для активной жизни. Продолжи я играть с той травмой, вряд ли смог бы кататься на доске и так далее. Выбрал здоровье и не жалею. Много путешествую. Еще когда играл, представлял себе, что закончу и уеду на острова заниматься серфингом. Так и вышло – два раза был на Бали. Встретил там любимую девушку. Мысли материализуются.
– Ваша сестра Катерина замужем за Иваном Новосельцевым. Красивый ход, когда он сделал предложение прямо на футбольном поле, – не ваша пиар-идея?
– (улыбается) Нет, Ваня сам все придумал. Он и не ожидал, что история вызовет такой резонанс. Вот вам, кстати, лишнее доказательство, что людям интересен не только сам спорт, но и личности в спорте.
– А сейчас помогаете сестре и Ивану в продвижении их образов?
– Пока нет, но в дальнейшем не исключаю. Уже делали совместные фотосессии. Брат тоже работает в медиа-сфере. Он дизайнер по образованию, сотрудник большой фирмы мирового масштаба. У меня много идей, а он помогает их воплощать.
Вообще у нас очень дружная семья. С сестрой и братьями постоянно на связи. Мама живет в Ростове, но часто гостит у Катерины в Питере. Отец живет в Сьерра-Леоне. Я там не бывал, но планирую. Как-то вышло мое интервью со словами о том, что я боюсь африканских инфекций. Глупости, конечно. Как-нибудь обязательно слетаю.
– Как Катерине с Иваном живется в Питере? В "Зените" он в последнее время совсем не играл.
– Поверьте, с точки зрения жизни все хорошо (улыбается). Для сестры сейчас на первом месте домашние хлопоты. А Ваня молодой, амбициозный парень. Когда он переходил в "Зенит", я предупреждал, что будет тяжело. Ведь это совсем другой уровень, большой клуб. Говорил ему, что в случае чего не надо отчаиваться и при этом нужно обязательно оставаться "голодным": не останавливаться, не думать, что жизнь удалась.
– У него получается?
– Без сомнений! Именно так он и мыслит. И все у него будет отлично. Да, первый сезон сложился непросто, но на этом профессиональная карьера не заканчивается. Наоборот, все только начинается. Иван работает. Он трудолюбивый, физически одаренный – что еще нужно? А жалуются только слабаки.
– При этом многие болельщики воспринимают Новосельцева как человека, который променял прогресс на деньги.
– Слушайте, болельщики всегда обсуждают и осуждают – это часть нашей деятельности. Но они не всегда объективны. Стоит Ивану заиграть осенью, и все опять начнут его хвалить. Обычная история.
– То есть, когда он уходил из "Ростова", вы его не отговаривали?
– Конечно нет! Спортсмен перешел на новый уровень (а "Зенит" объективно более серьезный клуб по сравнению с "Ростовом"). Амбициозный человек никогда не откажется от такого предложения! Я стабильно играл за УНИКС, но когда меня позвали в ЦСКА, разве мог не принять такой вызов? Вот если бы Ваня не пошел в "Зенит", можно было бы о чем-то жалеть. А так – он еще ничего не потерял!
Надеемся, что Ваня сыграет на чемпионате мира. На его позиции в России не так много ярких игроков.