Юрий Здовц: "Меньше чем на год игроков НБА брать не будем"
Наши клубы во время локаута не столь активно зазывают к себе иностранцев из НБА. Российские игроки - другое дело. Тимофей Мозгов уже заключил контракт с "Химками", а на Андрея Кириленко нацелился "Спартак". Об этом и о многом другом корреспондент "СЭ" расспросил нового главного тренера петербургской команды.
В 80 - 90-е годы прошлого века этот словенец играл за великую сборную союзной Югославии. Сейчас Здовцу 44 года. По тренерским меркам, это совсем немного, однако он уже возглавлял и сборную своей страны, и ее сильнейший клуб - "Олимпию". Именно при Здовце словенская национальная команда добилась лучшего результата в своей истории, заняв 4-е место на чемпионате Европы-2009.
В России Здовц будет соперничать с нынешним наставником сборной Словении и одновременно своим учителем - главным тренером краснодарского "Локомотива" Божидаром Малковичем. Под его руководством Здовц в 1993 году выиграл Евролигу во французском "Лиможе".
На прошлой неделе Здовц впервые предстал перед журналистами в Санкт-Петербурге. Он выразил надежду, что не разочарует ни клубное руководство, ни болельщиков и до конца отработает свой трехлетний контракт. А после пресс-конференции охотно согласился ответить на вопросы "СЭ".
- Как правильно произносится ваше имя? Кто-то говорит Юрий, кто-то - Юре…
- Вообще-то Юрий. Впрочем, в Словении многие говорят Юре, что также верно. Просто это сокращенный вариант полного имени, которое и на русском, и на словенском языках звучит одинаково.
- Как-то словацкий футболист "Зенита" Томаш Губочан сказал мне, что его фамилия переводится на русский, как "гриб". А ваша фамилия что-нибудь означает на словенском?
- Нет, ее никак не перевести. (Улыбается.)
- Сейчас "Спартак" проявляет серьезный интерес к Андрею Кириленко. Проблема только в деньгах или есть и другие?
- Для меня самое важное, чтобы игрок НБА пришел к нам не на два-три месяца и не вернулся внезапно в США, когда локаут закончится. Важно, чтобы он подписал контракт на год или больше. Все понимают: играть вместе с таким мастером, как Кириленко, это огромный опыт для всех. Не говоря уже о том, что у Андрея российский паспорт.
- Скоро чемпионат Европы, где игроки "Спартака" Миха Зупан и Йотам Гальперин будут защищать цвета Словении и Израиля соответственно. Это создаст вам дополнительные проблемы?
- Всегда рад, когда мои игроки попадают в сборные. Правда, насколько я знаю, участие Зупана в чемпионате Европы пока находится под вопросом.
- Сборные России и Словении на Евробаскете сыграют в одной группе. Каковы шансы этих двух команд на успех?
- Сложный вопрос. К тому же я не люблю давать прогнозы. Сейчас еще не до конца ясно, кто в каких составах выступит в Литве. Новые сильные сборные появились у Черногории, Италии и Германии. Высокую планку держат испанцы. Могу сказать одно: чемпионат будет непредсказуемым. Но и России, и Словении желаю выступить успешно.
- Расскажите, как вы начали заниматься баскетболом.
- Мне было восемь лет. Правда, я занимался многими видами спорта - футболом, баскетболом, гандболом и даже гимнастикой. В дальнейшем мне это здорово помогло. А в 14 лет сосредоточился только на баскетболе. Надо сказать, мне очень повезло: в первой же команде получал достаточно игрового времени, и в первый же сезон мы стали вторыми в Словении. В 17 дебютировал в "Олимпии" уже на уровне чемпионата Югославии. В это же время попал в юниорскую сборную страны, с которой выиграл чемпионат Европы. Все это помогло мне стать хорошим игроком.
- Всегда были разыгрывающим?
- Да. Хотя иногда меня использовали и на позиции второго "номера". Вообще у меня было много свободы, которая позволяла часто владеть мячом, учиться на своих ошибках. Для молодых оказаться в маленькой команде и получать много игрового времени - наилучший вариант для прогресса.
- Вести игру в звездной сборной Югославии - непростая работа?
- Да, это забавная история. В сборной было много снайперов, но хорошо защищаться умели не все. В национальную команду я попал в юном возрасте, потому что мог обороняться и перехватывать мячи. Получал приличное количество времени и в качестве бонуса - возможность совершать броски. Та сборная сплошь состояла из звезд - Кукоч, Петрович, Дивац! Но постепенно я заслужил уважение партнеров, и проблем с организацией игры не возникало.
- Разыгрывающий - самое "думающее" амплуа. Есть мнение, что именно плеймейкеры чаще всего становятся хорошими тренерами. Это так?
- У разыгрывающих есть хорошие шансы стать неплохими тренерами. Но вообще-то не слишком важно, на какой позиции ты выступал. Главное - убить в себе игрока. Иначе останутся эгоизм и желание говорить: в этой ситуации я играл вот так, а в другой - иначе. Так делать нельзя. Об этом нужно забыть. Мне убить игрока в себе было несложно, потому что я всегда старался отдать пас и помогал другим набрать очки. Как, кстати говоря, и Желько Обрадович.
- Вы завершили игровую карьеру в 37 лет. А могли бы поиграть еще?
- 37 - достаточно серьезный возраст. В последний сезон меня замучили боли в спине, приходилось много лечиться. Впрочем, спина болела в течение всей игровой карьеры. Я был не очень талантлив, но многого добился благодаря тяжелой и упорной работе.
- Что в вашей жизни означает баскетбол?
- Этой игре я обязан всем, чего добился в жизни. Если бы не спорт, так и мог бы остаться жить в деревне, не узнать много интересных людей и языков. Да и финансовой независимости вряд ли достиг бы. Но, несмотря на все это, 24 часа в сутки я о баскетболе все-таки не думаю. На первом месте - семья.
- Могли в юности представить, что в какой-то момент будете работать в России?
- Нет, точно нет. (Смеется.) Сейчас кажется, что союзная Югославия была в другой жизни, даже на другой планете. Недавно Словения отпраздновала 20-летие своей независимости. Кстати, я был очень рад распаду Югославии. Потому что у нас свой язык, другая религия, и не было смысла быть едиными. Да и для баскетбола это было хорошо. В чемпионате Югославии "Олимпия" ничего не могла добиться.
- Как ваша семья отреагировала на возможность переезда в нашу страну?
- Нормально. С 1991 года, когда я играл в Болонье за "Виртус", мы постоянно переезжаем. У меня трое детей. Кто-то из них останется в Лондоне, кто-то будет со мной в Петербурге.
- Многие сербские спортсмены охотно едут в Россию из-за того, что страны и народы являются братскими. А словенцы?
- Мы не так близки к русским, как сербы. У нас разная религия, в школах не учат русский. В основном английский, итальянский и немецкий языки.
- Ваш родной Марибор с некоторых пор знает практически каждый россиянин. Где вы были, когда состоялся футбольный матч между сборными России и Словении, после которого наша команда не попала на чемпионат мира в ЮАР?
- Эту игру я смотрел по телевидению и, конечно, хорошо ее запомнил. (Улыбается.) Правда, в Мариборе я никогда не жил, хотя и родился там. Ну а та победа над сборной России стала большой удачей для всего словенского спорта.
- Как долго размышляли над предложением "Спартака"?
- Решение было не таким простым - у меня было еще одно предложение, от турецкого "Галатасарая". Но размышлял я недолго. Интуиция подсказала, что нужно выбирать Петербург. К тому же в Турции я уже играл, а Россия станет для меня новой страной и культурой. Познавать новое - всегда интересно. Раньше был только в Москве и в Петербург приехал первый раз в жизни. Очень красивый город.
- Насколько пристально вы раньше следили за чемпионатом России?
- Не особенно. Конечно, знал, что ЦСКА - один из сильнейших клубов Европы, но не более того. Говорил с соотечественниками, которые выступали в России, но не углублялся в подробности. Переписывался по SMS с Зупаном.
- Насколько вам сложно сейчас начинать работу в "Спартаке"?
- На новом месте всегда сложно. Другие город, люди, условия, игроки… Если бы я остался в "Олимпии", то, конечно, было бы проще. Впрочем, сейчас я всем доволен. У меня в распоряжении достаточно игроков, и все они находятся в неплохой форме.
- Будете ли вы давать шанс молодым баскетболистам?
- Молодежь сама должна бороться за место на паркете, завоевывать каждую минуту игрового времени на тренировках. Возраст для меня не так важен. Каждый игрок должен показывать баскетбол определенного уровня - чтобы команда добивалась результата.
Александр ЯКОБСОН
Санкт-Петербург