Жосселина Майга: "Могли отбегать любой матч без замен"
Во вторник женская юниорская сборная России вернулась в Москву из Португалии, где в воскресенье завоевала золото ЧЕ U18. На вопросы "СЭ" ответила автор чемпионского броска нашей команды.
Напомним, что в финале россиянки взяли верх над Францией – 57:53, выиграв заключительную четверть со счетом 19:9. Из этих 19 очков наша темнокожая центровая принесла команде 10, включая победные два за 28 секунд до сирены. А днем ранее она же стала одной из главных героинь такой же "эндшпильной" полуфинальной победы над испанками.
Вообще Майга (рост 193 см) провела фантастический турнир. Стала лучшей в сборной России по проценту реализации средних бросков (51,4) и второй по средней результативности (14,2 очка), уступив по этому показателю только MVP Евробаскета Дарье Колосовской. Впрочем, эпитет "фантастический" в Португалии был применим к очень многим россиянкам.
Как вам, например, 102 подбора, 27 перехватов и 26 блок-шотов от другого пятого "номера" нашей команды Татьяны Сёмы? А звание лучшей распасовщицы турнира (5,6 передачи в среднем за игру) Ксении Левченко? А 15 из 31 реализованных трехочковых (48,4%) Анастасии Куплиновой? Правильно главный тренер юных чемпионок Дмитрий Донсков заметил, что нынешнее золото – заслуга целой плеяды талантливых баскетболисток, многие из которых через годик-другой начнут вовсю стучаться в двери первой сборной страны…
– Если честно, только сейчас, по возвращении домой осознала, что мы стали чемпионками, – призналась счастливая Майга. – А сразу после финала в голове образовался вакуум. Все вокруг куда-то бежали, чего-то громко кричали, но никто, по-моему, не понимал, что на самом деле произошло. Всю команду накрыли эмоции.
– Но ведь перед началом турнира сборную России причисляли к фаворитам.
– Одно дело – расклады, совсем другое – сама игра. Да, если бы неделю назад мне сказали, что мы станем чемпионками, я бы не упала в обморок от удивления. Мы знали, что способны на многое. И отправлялись в Португалию бороться за золото. Однако когда ты оказываешься на площадке, все эти прогнозы ничего не значат. К тому же мы ведь впервые в жизни выиграли что-то серьезное. Да еще в такой сумасшедшей борьбе.
– За 11 дней вы провели 9 матчей и лишь дважды сыграли меньше 30 минут. На других лидеров команды выпала аналогичная нагрузка. Откуда черпали силы в полуфинале и финале, когда приходилось отыгрывать у Испании и Франции почти 10-очковое отставание?
– Знаете, на сборах перед турниром мы заложили такую "физику", что могли отбегать любой матч вообще замен. А решающую роль в тех встречах, конечно, сыграла психология. Наша команда выступает вместе уже три года. Все мы очень дружны, со скамейки постоянно идет мощнейшая поддержка. В такой атмосфере невозможно раскиснуть, опустить руки. Это и позволяло дожимать соперниц в концовках.
– Вы лично в финале набрали 10 очков – и все 10 пришлись на заключительную четверть…
– Вот-вот, до этого вроде бы ничего не забила, но на моей уверенности в себе это не отразилось. Наоборот, возникло чувство, что "черная серия" вот-вот прервется, и больше промахиваться уже не буду. Так и вышло. Руки перед броском совершенно не дрожали. Наоборот, каждый раз я знала, что мяч обязан зайти в кольцо (в четвертой четверти Майга реализовала 4 из 5 бросков с игры и оба штрафных. – Прим. "СЭ").
– Если не брать в расчет решающие матчи против Франции и Испании, были на турнире другие сложные моменты?
– В игре с бельгийками выскочила старая болячка – вывихнула плечо. В первый момент испугалась, что чемпионат на этом для меня закончен… Спасибо врачам: они совершили маленькое чудо, поставив меня на ноги за пару дней.
– Год назад вы уже играли на чемпионате Европы для игроков не старше 18 лет, но тогда находились в глухом запасе. Каким образом за один год совершили столь резкий скачок?
– Тренеры стали доверять. А уж почему – спросите у них самих! (Смеется.) Думаю, помогла мне и практика, полученная в ходе минувшего сезона в "Надежде". Я прошла сбор со взрослой командой, постоянно привлекалась к тренировкам. Со мной в Оренбурге занимался специальный тренер по работе с центровыми.
– В матчах за молодежный состав "Надежды" вы смотрелись очень прилично. А как оказались в Оренбурге? Ведь родом вы из Ростова-на-Дону.
– Да, там сейчас живут мои родители. Они познакомились, приехав в Ростов учиться: мама – из Ижевска, папа – из Мали. Отец в студенческие годы подрабатывал диджеем. А мама преподавала танцы, и как-то раз ей понадобилось составить музыкальную композицию для занятий… Вот так, совершенно случайно и произошла их первая встреча. Потом были протесты маминой бабушки, но любовь победила все предрассудки! (Смеется.) И вскоре на свет появились я и мой братик Давид.
Баскетболом я начала заниматься тоже в ростовской спортсекции. На мои данные обратили внимание в школе, предложили попробовать – и я постепенно втянулась. А потом на одном из межрегиональных соревований меня заметила Татьяна Блохина – известный тренер из Оренбурга. Пригласила выступать за "Надежду" в ДЮБЛ. В 14 лет было непросто решиться на переезд. Но я уже в тот момент задумывалась о профессиональной карьере. И, немного подумав, согласилась. Хотя папа до последнего момента отговаривал.
– Сейчас о принятом решении не жалеете?
– Это после золотых-то медалей?! (Смеется.) Нет, честно: в "Надежде" мне все нравится. Пришлось быстро взрослеть, учиться жить самостоятельно, но все эти проблемы уже позади. Сейчас я полностью сконцентрирована на баскетболе, и у меня есть все возможности прогрессировать. Нужно только ими пользоваться. Пытаться пробиться во взрослую команду. Думаю, и у меня, и моих подруг по юниорской сборной России еще будут шансы громко заявить о себе в премьер-лиге.
– Чем увлекаетесь помимо баскетбола?
– Параллельно получаю тренерское образование в ОГПУ. И пока даже остаюсь на стипендии (смеется). Ну а когда выпадает редкая свободная минутка, слушаю музыку, в основном хип-хоп, Майкла Джексона и Боба Марли. Что еще? Очень нравится смотреть соревнования по тяжелой и легкой атлетике и бодибилдингу.